November 16, 2022

Интервью с Никитой Орловым/ The rout is built: короткометражный фильм

В предверии следующего фестиваля ОБМЕН, который пройдет 20 ноября и носит образовательный характер, мы решили узнать больше о мировозрении Никиты Орлова - создателя этого фестиваля. Говорим о его знакомстве с миром перформативной практики, site-specific, образовании и о самом фестивале.

Почему тебя так заинтересовал Site-specific? Что побудило изучать эту тему?

Я столкнулся впервые с Site-specific, когда учился в Киеве в университете у Антона Овчинникова, хореографа, который со своим театром проводил осенью Site-specific перформанс на набережной в Киеве. Перформанс заканчивался тем, что Антон прыгнул в реку. Это меня поразило до глубины души, несмотря на то, что я не до конца тогда понимал, зачем это всё проводить в таком месте. Для меня его действие выглядело больше как спецэффект. То есть ради прыжка в воду мы придём на набережную. Только потом я связал свои личные желания и мысли с тем, что существует Site-specific.

Ещё много лет назад, когда я учился, у меня часто возникал вопрос: «Почему мы работаем только в залах? Почему большинство из этих залов выглядят не так, как хотелось бы? Почему это пространство не вдохновляет меня на интересные идеи, мысли и рассуждения?»

У меня очень давно существует желание искать особенные места. Даже если это просто танцевальный зал, он должен соответствовать моим внутренним критериям, чтобы пространство работало на людей, которые в нём находятся, а не сопротивлялось им. В какой-то степени идея проводить «Обмен» была сопоставима именно с тем, что мы будем проводиться в нестандартных условиях.

В самом начале, 4 года назад я ещё не называл все это Site-specific. И только спустя пару лет осознал, что это таковым и является. Например, первый фестиваль «Обмен» проходил в галерее современного искусства. Несмотря на то, что все объекты в этой галерее были развешаны на стенах или расставлены у стен, а само пространство было прямоугольным, как в танцевальном зале, но с предметами искусства, которые участники могут просто случайно испортить. Больше рисков.

И уже спустя несколько лет, когда мы проводились 18 сентября этого года на скейт-парке идея возникла вновь, но с понятием Site-specific. Я задал себе вопрос: «Где я хочу, чтобы следующей «Обмен» произошел? Пожалуй, более разнообразного пространства, предназначенного для активной деятельности в осеннее время под крышей, чем скейт-парк я не нашел. Мне показалось, что это уникальная возможность погрузить зрителей и участников в столь необычное пространство, которое максимально себя оправдало.

Что такое Site-specific для тебя?

Поскольку я ознакомлен с тем, что есть конкретная терминология, сложно говорить о том, чем это является для меня лично. Тем не менее, мне крайне близко описание существующего понятия, что Site-specific - это инструмент изучения архитектуры. В широком понимании не обязательно должно быть пластическое действие в нестандартном пространстве. Определённый взгляд на архитектуру, на объекты внутри и снаружи помещения, в горах, на подземной парковке, в лесу и даже в танцевальном зале позволяют по-новому смотреть на помещение. Мы можем замечать другие детали. Соответственно, контекст сознания меняется, и возможности для действия в этом пространстве уже значительно расширяются.

Как иное пространство может влиять на перформера, а как на зрителя?

Мне кажется, что к пространству стоит относиться как к чему-то новому. Всё новое способно влиять на человека, даже если он не осознаёт этих изменений. Появление любого нового пункта, предмета, мысли, человека, являет иной ассоциативный ряд. И то же самое сопоставимо с пространством. Попадая в новые для себя помещения, причём это касается как зрителей, так и участников, у любого человека будет ассоциация с этим местом, как максимум -воспоминание. Кто-то раньше катался на скейте и ностальгирует по этим временам, а сейчас уже взрослая жизнь и всё совсем иначе. Но сейчас появляется возможность зайти в это пространство и раскрыть его для себя как с новой стороны, так и поднять те воспоминания, которые сидят где-то внутри. Соответственно, это побуждает рефлексировать и в корне меняет контекст.

Для участников подобных мероприятий это возможность с другой стороны раскрыть свой лексический потенциал. Использовать различные изгибы или многоэтажность скейт-парка это возможность, которую ты не можешь позволить себе в рамках танцевального зала.

Возвращаясь к тому, что Site-specific - это инструмент. Бывать в скейт-парке и иметь дополнительные возможности - это очень круто. Но при этом осознавать принципы Site-specific и видеть что-то необычное в простых вещах, такие как танцевальный зал - это навык, к которому стоит стремиться. Даже не погружаясь в Site-specific перформанс, а просто для развития своего взгляда.

Что такое перформанс? Какие его основы? Чем он отличается от спектакля?

Понятие Site-specific сопоставимо с понятием перформанс, нежели спектакль. Если мы говорим о спектакле, то это постановочная деятельность в рамках сцены. Перформанс, помимо того, что он может быть Site-specific и спланирован каким-то образом, то спланирован исключительно с точки зрения идеи и ключей, которыми участники действия могут пользоваться как запланированными у себя в голове, так и абсолютно рандомным импровизационным способом. Они не ограничиваю себя ни в чём.

Какие принципы/задачи/методы ты применяешь для того, чтобы помочь перформеру в использовании пространства?

В первую очередь это касается не только Site-specific, а в общем моего представления про обучение людей. Я стараюсь закладывать общее, фундаментальное [для себя] понимание того, как это работает в моем представлении. Я никогда не требую от участников своих образовательных программ какого-то результата к концу мастер-класса.

Как это происходило в моём случае: большую часть информации, которую когда-то вкладывали в мою голову по-настоящему смогла быть результативной только спустя 10 лет после того, как она где-то хранилась на подсознании. И внезапно я осознал, что уже что-то об этом знаю.

Поэтому же принципу я стараюсь формировать образовательные программы на тему Site-specific. Появление участников в новом пространстве уже преподносит опыт, который ты не можешь получить нигде, кроме этого места. Принципы взаимодействия с этим пространством, на мой взгляд, не так сильно отличаются от принципов работы в танцевальном зале в формате привычного мастер-класса. Мы чётко понимаем, что у нас есть амплитуда движений, скорость, характер, уровень нашего движения. Соответственно, в контексте Site-specific технологии у нас очень ярко выражены дополнительные нюансы, на которые мы накладываем уже существующую пластическую базу.

Обратить внимание на нестандартность помещения в рамках того же скейпарка намного легче, чем сразу увидеть что-то необычное в танцевальном зале. Например, я видел уже 115 раз зеркальную поверхность, ламинат, станок, все обычные бытовые светильники. Когда участник попадает в скейт-парк для него всё становится абсолютно новым, и технология в этом огромном множестве нового. Найти что-то, что не видно с первого взгляда, и есть, по сути, работа в Site-specific.

Несмотря на то, что Site-specific это очень широкое понятие, которое включает в себя не обязательно только пластическую составляющую. Поскольку мы имеем дело с танцовщиками из киноиндустрии, теми, кто снимается в рекламах, ходят на студийные занятия и разучивают хореографию, кто вообще с понятием Site-specific не знаком, я предпочитаю транслировать информацию через пластические ключи, чтобы хоть что-то знакомое звучало для тех, кто об этом ничего не слышал.

Должно ли происходить слияние тела и пространства?

Безусловно. И это касается тех нюансов, о которых я говорил чуть раньше. На них следует обратить внимание и проявить рефлексию относительно этих моментов. Это касается того, какими объектами наполнено пространство, из каких материалов оно состоит, какого оно цвета, как именно освещено.

Личным открытием для меня в Site-specific был свет. Сейчас это один из моих любимых ключей в пластическом перформансе - взаимодействие со светом. Раньше я никогда не обращал внимание, а сейчас это то, что вызывает во мне рефлексию. Взаимодействовать с освящением в пространстве или попробовать визуализировать телом цвет стен, стать материалом, из которого это пространство состоит. Это можно называть слиянием с пространством.

Какая задача стояла при съемке фильма на фестивале «Обмен» в скейт-парке?

Признаюсь, поскольку снимать фильм в ограниченном времени - это задача непростая, но даже мой опыт подсказывает, что на любую съёмку нужно выделять как минимум а 5 часов. Сейчас мне хотелось бы рассуждать об этом с точки зрения пройденного опыта. Снимая этот фильм, во главе угла была идея снять фильм и определённое количество сцен, которые в моей голове срослись в единую историю. На этом фоне перформанс и Site-specific ушли на второй план, чего в дальнейшем мне очень хотелось избегать. Мы настолько были увлечены в съёмочный процесс и целью снять всё, что нам нужно, что участники этого действия в какой-то момент утратили взаимосвязь работы по технологии Site-specific и переключились на съёмочный процесс.

Поскольку большинство танцоров, пришедших на практику и на съемку фильма, принимали участие в таком действии впервые, то для них было сложно. Тем не менее все справились, и фильм получился достаточно удачным. Хотя не мне судить, но это внутреннее ощущение. Переключиться, чтобы применить абсолютно новую для себя информацию в абсолютно новом пространстве и получить какой-то результат, противоречит тому, о чём я говорил ранее, когда я не требую ни с кого результата. Но, тем не менее, я требую его с себя самого. На противоречиях строится вся наша жизнь. Нам стоит развиваться и искать золотую середину.

Что тебя побудило создать фестиваль «Обмен»?

Организовывать мероприятие возникло для меня абсолютно спонтанно. В какой-то степени это можно назвать прозрением. До этого момента я считал слишком романтичными истории людей о том, что внезапно по стечению обстоятельств приходит озарение. У меня это произошло именно так. Летом 2018 года в моей жизни произошло очень много изменений. И эти изменения побуждали меня делать новое. Поменяться самому относительно изменений, которые со мной происходят. Я очень долго думал о том, как понять, что делать дальше. Начинал рассуждать о том, что меня интересует и чего мне не хватает.

Каждое утро я выбегаю на пробежку. У меня играет музыка в наушниках. Во время пробежки я думаю о жизни, о том, что делать дальше. И внезапно случается момент «ага». Я ошарашился, остановился и понял, что всё, о чём я думаю, умещается в концепцию мероприятия. До этого момента я даже не мог допустить мысли о том, что я буду заниматься организацией мероприятий. Мне казалось, что я могу быть вовлечён исключительно в творческие процессы. Мы прекрасно понимаем, что организация - это далеко не только творческий процесс. Основная идея настолько для меня сильна, что всё, что касается технических моментов - всего лишь задачи, которые необходимо в дальнейшем решать. Один из основных вопросов, который у меня возникал тогда и возникает по сей день - это вопрос, на который мы с совместными усилиями с командой наших организаторов ищем ответ. Это почему творческие люди, работающие в соседствующих индустриях, развивающиеся в абсолютно рядом стоящих сферах деятельности, практически ничего не знают друг о друге и так поверхностно повлечены в эти соседствующие сферы? Почему художники не знают никого из танцевального мира? Почему танцовщики не знают ничего о мире изобразительного искусства? Безусловно, что-то знают, но эти знания в лучшем случае сопоставимы с тем, что знают абсолютно все о мире искусства. Но почему танцевали мир, который так близок и во многом пересекается с миром искусства, не пересекается в самом главном - в людях? Основной идеей фестиваля «Обмен» является то, чтобы творческие люди из разных сфер имели возможность встречаться, обмениваться информацией, интересами, мыслями, опытом и применять своё художественное видение в том, чтобы совместными усилиями развивать культуру в широком понимании.

В том числе эта мысль привела меня к идее Site-specific, которую я тогда ещё не называл этим термином, поскольку я четко для себя определял, что проведение танцевального мероприятия в предназначенном для танцев вместе будет вызывать интерес только у танцовщиков и хореографов. Так как идеей было привлечь людей, которые ничего о танцах не знают, мне хотелось найти универсальный инструмент, который мог бы быть ближе к незнакомым с танцевальной сферой людям и в то же время был бы неудобен для танца. По сути, это и есть концепция Site-specific. Я счастлив, что мы сейчас работаем именно в этом направлении, потому что это чудесным образом объединяет все эти мысли, которые когда-то казались в разрозненном порядке и с еле уловимой возможностью быть реализованными. Сейчас с каждым следующим мероприятием становится реальностью.

Я помню по прошлым «Обменам», что там происходило не только взаимодействие пространства и предметов в нем, но и вовлечение зрителя, когда после онлайн трансляции выступления участника проходило голосование.

Возможно, это влияние танцев на ТНТ. Где-то этот опыт возник и в организации обмена. Да, мы вовлекли в тот момент и зрителя. Это сыграло очень важную роль, как и то, что мы на третьем «Обмене» смогли по-настоящему вовлечь профессионалов из киноиндустрии. Нам удалось зажечь глаза операторов, технических людей, которые в большей степени знают лишь то, что танцы - это динамика в кадре, и вдохновить на то, что у этого есть крутой потенциал для создания совместного результата. Обмен в культурном центре ЗИЛ был для нас очень показательным. Я стоял тогда практически белого цвета, прежде чем запустится эта трансляция, потому что для меня это был дремучий лес. Это как во время авиаперелёта, когда ты абсолютно не можешь повлиять на процесс. Если самолёт начнёт падать, то всё, что тебе останется - это падать вместе с ним. Вот такие эмоции я тогда испытывал. Когда это произошло. Произошло без каких-либо сбоев. Я тогда осознал, что смогу абсолютно всё.

Кстати, очень важный момент по поводу объединения людей. Да, мы говорим о том, чтобы объединять танцовщиков, художников, музыкантов, операторов и деятелей искусства. Но я упустил самое главное. Мне хотелось объединить людей внутри танцевальной культуры. На самом деле так мало мероприятий, на которых мы бы все смогли встретиться и чувствовать себя там не лишними. Эта идея только начинает развиваться.

С каждым следующим обменом я очень хотел преследовать цель - расширять объединение внутри, именно во всей танцевальной аудитории. У нас существует огромное количество точек соприкосновения с любыми направлениями танца, которые за неимением возможности, мы не укрепляем.

Вспоминая, что я тоже принимала участие в фестивале «Обмен», ты стал инициатором объединения в баттловой тусовке танцоров современного танца, исследователей и экспериментальщиков. Потому что в то время мероприятий для этих направлений в России было очень мало.

Да, действительно. С одной стороны, я чувствую определённое достижение. С другой стороны, препятствие в том, о чём только что говорил. «Обмен» зарекомендовал себя как экспериментальное мероприятие и несколько лет мы часто сталкиваемся с таким понятием, как экспериментал в виде определённого направления, куда условно вхожи те, кто танцует contemporary, но не вхожи те, кто танцует классический. Мне кажется, что классический танец также может быть интегрирован в «Обмен» и это можно преподнести интересно и найти этому более глубокий контекст. Что бы эту глубину исследовать - это в том числе наше желание.

Что для танца нашего времени является сейчас ключевым моментом?

В эпоху метамодерна противоположностям свойственно обретать общие черты. Деление на различные танцевальные направления - это всё нам дано для того, чтобы найти способ объединиться и посмотреть, куда это нас приведёт. Говорю сейчас не о приевшемся понятии «experimental», которое все почему-то хотят уместить в рамки очередного танцевального направления, а скорее ходе развития культуры в целом. Да и на фоне событий, происходящих в мире, объединяться, пожалуй, лучшее, что мы можем делать сейчас.

Зарегистрироваться на образовательную программу "Синапс"

Что будет на новом фестивале «Обмен»?

Давно хотелось сделать акцент на знаниях. Все предыдущие ивенты были в первую очередь созидательными, а сейчас мы запускаем новый проект с новым названием и опять в новом формате. Внутри команды шутим, что основной инфо-повод каждого следующего мероприятия – это новый формат).

Называние этому разделу «Синапс». Этот термин в науке определяется как точка сопряжения двух нейронов в головном мозге. Нам показалось, что это название очень здорово интегрируется в концепцию всего происходящего, тоже про связь, про обмен в какой-то степени.

Программа будет состоять не только из практических занятий и мастер-классов, но еще из лекций, которые проведут наши кураторы на разные темы, каждая из которых вытекает из другой. Мы будем говорить и про тело, и про пространство, и про взаимодействие с камерой. Всё это будет подводить нас уже по традиции к перформансам в формате Site-specific, которые зафиксируем в качестве видео работы как раз во время третьего блока, где лекция будет посвящена именно работе с камерой и в кадре. У нас есть возможность и обучать людей, и создавать что-то красивое и вдохновляющее. Все это объединено общей концепцией и будет происходить в замечательном месте - приемной Суперметалла.

Поскольку большинство образовательных программ включают в себя исключительно практику, нам показалось важным подойти к процессу с точки зрения теории, а уже потом заходить в практику. Подобный подход может укрепить, а возможно и преумножить, как существующие знания у профессионалов, так и вовлечь людей, не имеющих отношение к танцевальной среде в то, чем мы занимаемся без эмоционального барьера прийти в зал и начать что-то делать.