Книги 📚 2024
January 16

Книга 3.   Ю. Фрид "Нора, или Гори, Осло, гори"

Третья книга в этом году заставила меня крепко задуматься, понравилась она мне или нет. Описание было очень завораживающее, перевод легкий, а вот жизнь и поведение героини не всегда адекватными. При этом эта книга раскрывает очень важный вопрос заболевания, о котором не слишком принято говорить, но которое отравляет жизни многих людей.

"Нора, или Гори, Осло, гори" - автобиографический роман молодой шведской писательницы о любовном треугольнике между тремя людьми и тремя скандинавскими столицами: Юханной из Стокгольма, Эмилем из Копенгагена и Норой из Осло. И главная проблема книги, что этот самый любовный треугольник в реальной жизни существует исключительно в голове Юханны.

Главная героиня - студентка. Она учится в университете, пишет стихи, живет на съёмном жилье, и большую часть своего времени проводит с Эмилем - своим молодым человеком. Самая большая сложность их отношений в начале книги - разные языки на которых они говорят: Эмиль - на датском, Юханна - на шведском. Они встречаются всего год, логично, что у Эмиля есть прошлое. Но оно периодически появляется в настоящем. Эмиль хочет общаться со своей бывшей девушкой Норой из Осло. Это заставляет Нору ревновать. Слишком она красивая, слишком золотоволосая, слишком счастливая. Однажды наткнувшись на ее фото, Юханна больше не вылезает из соцсетей Норы, фиксируя каждый пиксель новой информации.

Неприятным дополнением жизни Юханны становится постоянная боль, как она думает, от кисты. Но киста оказалась не кистой, а эндометриозом, который после операции перестал реагировать на обезболивание, уложил девушку в кровать на несколько месяцев.

"Как я скажу мужчинам - парням, приятелям, родственникам, коллегам, кому угодно, - что у меня эндометриоз?"

"И вот я здесь. С мерзкой болезнью, поразившей внутренний орган, который больше мне не принадлежал. Я не хотела, чтобы моя идентичность определялась болезнью. Не хотела, чтобы меня ассоциировали с патологией. С другой стороны, я не была уверена, что определяю себя как "носителя матки". Я была просто человеком, страдающим от боли, с покрытым синяками животом - от лобка до груди. Иметь матку и быть женщиной - это не одно и то же. Но не иметь матки, иметь некачественную матку... Это означало только иметь очень мягкую и нежную сердцевину".

Так и существует эта книга. В ней нет описания учебы в университете, каких-то мелочных бытовых проблем. Но присутствует великолепное описание скандинавской природы, быта людей. Герои приезжают на семейные праздники, веселятся и грустят, путешествуют, ругаются. И однажды Юханна решается написать Норе.

Чтобы узнать, чем закончилась книга, вам придется ее прочитать. Я не большой фанат спойлеров и открытых концовок. Но скажу, книга как воронка - читая все дальше погружаешься пучину переживаний и боли, невнятных надежд на будущее, хрупких отношений, дикой ревности, мании преследования. Настолько, что вместе с героиней ощущаешь необходимость следить за жизнью этой чертовой Норы, которая - самое прекрасное существо.

Книга получила литературную премию Dagens Nyheter 2019. У нее очень много негативных отзывов, я сама не знаю, как я к ней отношусь, но однажды - точно перечитаю.