Level Zero Heroes
June 7

Michael Golembesky - Level Zero Heroes. Глава 26.

Немного хорошего

Поздний вечер, день третий

Холм Патфайндер

После того, как грузовики уехали, Джордж спросил Энди, разрешили ли им отправиться в Капех Баба пешком, чтобы убедиться, что там нет отставших талибов или перепуганных гражданских лиц, прячущихся в лабиринте жилых комплексов и внутренних дворов. Нам все равно нужно было занять Патфайндер, поэтому Билли, Джеку, Джейми, Пэту, Зохану и нескольким бойцам АНА и десантникам 82-й дивизии было поручено спуститься с холма, в то время как остальные оставались наверху.

Они тихо прочесывали пустую деревню, держа оружие наготове. Тут и там вокруг боевых позиций талибов виднелись кровавые следы, но тел не было. Патруль зачистил каждое жилище и обнаружил мышиные норы, стреляные гильзы, бинты и другой медицинский мусор, но больше ничего. Никакого оружия или боевых патронов обнаружено не было. Враг либо расстрелял все патроны, которые у него были, либо спрятал свое оружие и боеприпасы в тайниках, которые мы не смогли бы найти без более тщательного обыска. Прямо сейчас, когда поле боя все еще остается таким изменчивым, у нас не было на это времени.

В южной части Капех Баба парни услышали движение во дворе жилого комплекса. АНА прошла через внешние ворота, чтобы выяснить причину шума. Вместо человека они столкнулись с одиноким голодным щенком. Травмированное и грязное животное было брошено на произвол судьбы, когда талибы ушли ранее в тот же день. Билли и Джордж подошли к нему и дали немного еды. Щенок проглотил его с жадностью, хотя и дрожал от страха при внезапном появлении незнакомцев, собравшихся вокруг него. Он был единственным живым существом, оставшимся в Капех Баба.

Существовало множество правил, запрещающих держать домашних животных на ПОБ, но к этому времени мы так устали от дурацких правил и ограничений, что они мало что значили для нас. Здесь, в этот момент, ребята могли бы сделать что-то - правильное - без какой-либо моральной двусмысленности или без каких-либо сомнений со стороны далеких глаз, заглядывающих нам через плечо. Здесь не было другого выхода. Американские морские пехотинцы встречают потерявшуюся собаку на изрешеченном пулями поле боя? Вперед.

Они подхватили его на руки и отнесли обратно на Патфайндер.

Когда они добрались до холма, все остальные встретили щенка с нетерпением. Мы обняли его. Мы гладили его уши, похожие на медвежьи, и пичкали его MRE до тех пор, пока он не смог съесть больше ни кусочка. Мы поделились с ним водой, которую он осторожно лакал из наших сложенных чашечкой ладоней.

Он сидел у меня на коленях, уткнувшись мордой мне в грудь, пока мы обсуждали, что с ним делать. Темноглазый, с кремовым носом и светло-коричневой шерстью, щенок имел своеобразные серые отметины по обе стороны морды, похожие на вертикальные полосы, которые изгибались по краям глаз. Это придавало ему одновременно задиристый вид и абсолютную привлекательность.

— Я никогда раньше не видел такой собаки - сказал я, почесывая его за ушами. - Какой он породы?

— Это кучи[1] - пояснил Хайбар.

Его настоящая порода - среднеазиатская овчарка.

Их использовали в качестве сторожевых собак по всему Афганистану. Хотя большинство афганцев мало уважают животных, особенно собак, они действительно рассматривали их как полезные инструменты. О собаках кучи ходили легенды благодаря их слуху и способности чувствовать незнакомцев, поэтому они создали отличные органические системы раннего оповещения для своих владельцев. Семьи использовали их для присмотра за своими домами. АНА они тоже нравились, поскольку их можно было использовать на удаленных аванпостах для обнаружения любых приближающихся людей.

— Он похож на медвежонка - сказал я, восхищаясь его коротко остриженными ушами.

— Да, похож - согласился Марк, предлагая щенку кусок вяленой говядины. Пес изучал кусочек, соизмеряя свой и без того раздутый желудок с возможностью увидеть больше еды позже. Как и большинство брошенных животных, он остановился на здесь и сейчас. Он запихнул вяленое мясо в рот и счастливо закрыл глаза. Я сомневаюсь, что он когда-либо был так сыт за свою короткую жизнь.

— Медведь - сказал я. Щенок поднял на меня глаза, словно в ответ. Он лизнул мою густую рыжую бороду, и я изобразил отвращение. По правде говоря, я не чувствовал себя так хорошо с тех пор, как ступил на землю этой страны.

— Медведь - сказал Джордж.

— Полагаю, у него есть имя - сказал я.

— Интересно, кому он принадлежал - пробормотал Джек, подходя и садясь в траншее рядом со мной и Медведем.

— Не имеет значения. Теперь он наш - сказал я.

Пара бойцов АНА пришла навестить щенка. Стало ясно, что они хотят его заполучить. Мы не соглашались. Они стали злиться, но мы не собирались уступать. Медведь был наш, даже если АНА нашли его первыми.

Афганцы ворчали и протестовали. Но они не собирались уходить вместе с ним. В конце концов они отступили и вернулись на свои позиции.

Медведь свернулся калачиком рядом с Марком в его снайперском гнезде, когда наша передышка подошла к концу, и мы снова взялись за оружие. Капех Баба, возможно, и был зачищен, но большая часть поля боя - нет, и «Приус» снова сообщал о движении к югу от них.

С биноклями и оптическими прицелами мы осматривали дно долины в поисках целей. Медведь заснул, и его медвежьи уши подергивались всякий раз, когда поднимался ветер. Периодически Марк протягивал руку и гладил его по голове. Глаза щенка открывались, поначалу настороженные и недоверчивые. Затем они смягчались, когда он расслаблялся, наслаждаясь тем, как пальцы Марка чешут его шею.

— Медведь через многое прошел - сказал Джордж - Ему потребуется некоторое время, чтобы привыкнуть к нам.

— Что ж, Джордж, скоро он поймет, что теперь он на правильной стороне.

Джордж подполз к Медведю и дал ему еще один кусок вяленой говядины.

— У него, наверное, блохи».

— Как и у тебя.

— Хочешь пить, мальчик? - спросил он его глуповатым голосом маленького ребенка. Я никогда не видел Джорджа таким. Дерзкий, несносный, задиристый Джордж лежал в окопе и по-детски разговаривал со талибанским щенком.

Невообразимо, что пиздец.

— Мы позаботимся о твоей безопасности, малыш - ворковал он, давая ему немного воды.

Энди наблюдал за этой сценой и начал смеяться.

— Что? - спросил Джордж.

— Чувак, дай мне свою карту мужика[2] - поддразнил Билли.

— Пошел ты!

— Я бы не стал трахать тебя членом Ски - парировал Билли. При этих словах Энди потерял всякое самообладание. Стоявший рядом с ним Марк подавил смешок, все еще не сводя глаз от прицела «Элвиса».

— Эй, не впутывайте мой член в это - запротестовал я.

Медведь покончил со своей закуской и выпивкой и снова свернулся калачиком рядом с Марком. Джордж вернулся на свою боевую позицию, и на холме воцарилась тишина, нарушаемая только свистом ветра над головой. Мы лежали в земле, выискивая врага и ожидая, что что-то произойдет.

— Эй, Марк?

— Что случилось на этот раз, Джордж?

— И вообще, что это за имя такое – «Элвис»?

— Я ваш поклонник.

— Ты об Элвисе Пресли? Правда?

— Да, правда - сказал Марк немного оправдываясь.

— Почему?»

— Парень был крутым. Нереально, понимаешь? Когда-нибудь слышали «Америкен Трилоджи»[3]?

— Нет - сказал Джордж. Он почувствовал, что разговор принимает серьезный оборот. В прошлом Джордж был склонен нажимать на кнопки, выходящие далеко за рамки допустимого. В последнее время он стал более внимательным к нюансам и научился понимать, когда нужно отступить. Это был один из таких случаев. Эта песня и Элвис, очевидно, что-то значили для Марка.

— Тебе стоит как-нибудь это послушать, - тихо сказал Марк. Затем он добавил -Сыграй это на моих похоронах.

— Ну, начался мрачняк - сказал Джордж.

— «Джаст Претенд»[4] тоже хорошая песня - предложил Марк чуть менее напряженно.

— Как ты относишься к «До зе Клэм»[5]

— Джордж, ты такой засранец.

Но Марк снова смеялся, не отрываясь от прицела.

В долине залаял автомат АК-47. К ним присоединился еще один. «Приус» снова обстреляли. В мгновение ока непринужденная атмосфера на Патфайндере исчезла, и мы все снова занялись делом.

— Где они? - спросил я. Я спросил Марка.

— Пока никого не вижу.

Один из автоматов АК снова начал стрелять. Боец «Талибана» опустошил свой магазин на тридцать патронов за пару секунд, и его оружие замолчало, пока он перезаряжал его.

Стрельба оказала глубокое воздействие на Медведя. С каждым выстрелом автоматов он дрожал от страха и скулил.

— Похоже, самое большее пара парней», - сказал Билли. В его голосе звучало разочарование.

— Один мой - сказал Марк. Секундой позже он нажал на спусковой крючок, и «Элвис» грохнул.

Медведь совершенно обезумел. Звук выстрела М107, сопровождаемый ударной волной, заставил его отбежать на дальний склон холма.

Нам придется найти его позже. Сейчас необходимо заняться делом.

— Ски, помоги мне перезаряжать - крикнул Марк.

Поскольку SASR все еще был поврежден и стрелял только по одному патрону, заряжаемому вручную, я прислонился к насыпи и схватил пригоршню патронов 50-го калибра. Марк не отрывал взгляда от прицела и дернул рукоятку заряжания назад.

Я протянул руку и вставил патрон в патронник.

— Заряжен - сказал я ему.

— Выстрел.

— Заряжен.

— Выстрел.

Как хорошо отлаженная машина, посылающая девять патронов в цель. Два человека работали синхронно с одной целью – убивать.

Люди капитана Перри открыли ответный огонь. Марк сделал еще несколько выстрелов. Два талиба продержались недолго. Вскоре долина снова наполнилась тишиной.

Послеполуденные тени становились длиннее. Медведь укрылся в глубокой норе недалеко бойцов АНА. Он вернулся к своим поискам еды, поскольку с момента последнего выстрела прошло время.

Первый сержант Z появился с ежедневным конвоем для пополнения запасов. Пока его люди выгружали коробки с боеприпасами и продовольствием, он поднялся на холм, чтобы проверить, как там его ребята. Переходя от окопа к окопу, он сообщил новости с базы. Талибы пригрозили пытать и убить семью солдата АНА, если он не нападет и не убьет американцев на посту. Возможно, из чувства вины, возможно, чтобы подготовить себя к почти неминуемой смерти, он накурился опиума, прежде чем отправиться на вертолетную площадку. Когда он добрался туда, ему, казалось, было трудно справиться с тем, что он должен был сделать. Сначала он отчаянно махал мужчинам и женщинам, разгружавшим Ми-8, словно предостерегая их. Затем он опустил свой АК и выстрелил в ближайшего мужчину, медика, штаб-сержанта Спино. Спино вызвался приехать на ПОБ «Тодд» из Герата, чтобы помочь во время операции «Доброе утро». Его даже не должно было там быть.

Судьба может быть невыносимо жестокой. Какова была вероятность того, что он окажется на этой площадке именно в этот момент и окажется прямо перед вынужденным убийцей?

Солдат АНА убил его мгновенно, хотя это не помешало медицинскому персоналу попытаться реанимировать его в медицинской палатке базы. Еще долго после того, как надежды не осталось, они продолжали работать над своим павшим товарищем. Сцена, должно быть, была неописуемо трагичной.

Медицинскому персоналу пришлось работать над одним из своих товарищей, и у них, должно быть, разрывалось сердце от того, что они не смогли его спасти.

На солдата ANA набросилась группа итальянских, американских и афганских солдат. В схватке, чтобы усмирить его, кто-то выстрелил ему в ногу и ударил камнем по голове. В тот же день его вывезли с ПОБ, и в Герате его ждала петля палача.

Жена штаб-сержанта Спино тоже была унтер-офицером в 82-й дивизии. Она работала в офисе, ответственном за все коммуникации с семьями раненых и павших солдат.

Мы молча наблюдали за долиной, пока солнце не скрылось за облаками и не окрасило небо в золотисто-малиновый цвет. Я наблюдал за ним, когда он ненадолго взгромоздился на одну из зубчатых вершин холма к западу от ФПОБ «Тодд», погруженный в воспоминания о Сабрине и Девлин и моей жизни в Колорадо. Почему я снова покинул их?

Если я вернусь, я закопаюсь поглубже в своем маленьком горном городке и никогда оттуда не уеду. Легкая гражданская работа. Родительские собрания. Кофе в центре города. Я отведу Дэвлин поиграть в видеоигры в игровом зале и снова начну слушать музыку. Весной мы будем ходить на музыкальные фестивали и лежать вместе на одеялах, позволяя мелодиям наполнять наши уши. А зимой мы отправимся кататься по склонам. Я научу свою девочку кататься на сноуборде. Мы будем играть и жить, и все будет просто. Любите друг друга. Это все, что имеет значение.

— И пиво. Я хочу пить хорошее пиво всякий раз, когда, черт возьми, мне этого захочется - прошептал я сам себе.

Что-то заставило меня посмотреть вниз по траншее. В предрассветных сумерках Медведь сидел и смотрел на меня, его морда была осунувшейся и печальной. Он выглядел почти виноватым. Его медвежьи ушки повернулись в мою сторону, когда он поймал мой взгляд.

— Ко мне, мальчик - сказал я. Он прошлепал вниз по траншее, и теперь его заметили Энди, Джордж и Марк.

Настроение на холме мгновенно изменилось. Шутки вернулись, чуть более приглушенные, чем раньше, но, по крайней мере, они вернулись. Джордж острил. Билли жаловался на отсутствие мишеней. Марк делал пометки в своей карточке ведения огня.

Медведь забрался на нашу территорию, и я расстелил для него подкладку от своего пончо. Он интуитивно понял, что это значит, и покружился на нем, прежде чем свернуться коричневым клубочком, уткнувшись мордой в собственный мех.

В ту ночь Медведь спал рядом со мной на своем одеяле. Дежурство в ту ночь было жестоким. Температура снова резко упала, и мы дрожали в минусовую погоду, когда осколок луны время от времени просвечивал сквозь плывущие над головой облака.

У меня было больше времени, чем хотелось, чтобы подумать, и я погрузился в события последних трех дней. Я думал о том, как Медведя несли вверх по склону и как его прибытие было адреналиновым уколом для нашего боевого духа. Я думал о Майки и его уникальном мужестве.

Но больше всего я думал о словах Джека, сказанных ранее в тот день.

Интересно, кому он принадлежал?

У Медведя кто-то был. Когда-то. Из-за боев он остался сиротой. Неужели мы убили его хозяев-талибов?

Джордж пошевелился в своей норе. Через тридцать минут должна была наступить его очередь нести вахту, но он уже проснулся и возился с MRE.

— Эй, Джордж? - прошептал я.

— Да, Ски?

— Где именно вы, ребята, нашли Медведя?

Джордж задумался об этом, затем сказал:

— Ты помнишь здание, которое ты уничтожил двухтысячефунтовым снарядом?

— Да — это был тот, который был посреди дороги, между несколькими домами.

— Он был в соседнем комплексе. А почему ты спрашивешь?

— Любопытно, вот и все.

— Знаешь, Ски, для такого места, как это, ты слишком много думаешь.

— Может быть.

— Моя смена. Иди спать - сказал он едва слышным шепотом. Марк действительно задремал, впервые я увидел, чтобы он хоть немного сомкнул глаза с тех пор, как мы приехали сюда, и Джордж был осторожен, чтобы не разбудить его.

— Спасибо, брат. Хорошо провести время.

Я заполз обратно в свой замерзший спальник и откинул край, чтобы накрыть Медведя.

Передо мной снова предстали маленькая девочка и ее мать, лежащие в грязи. Был ли Медведь последним защитником семьи? Играла ли маленькая девочка с ним в безопасности семейного дома? Мое воображение разыгралось, представляя ее во дворе, в чистом и ухоженном зеленом платье, с Медведем рядом.

Был ли он ее собакой?

Я не мог перестать думать о ней и ее матери. Я умолял свое воображение остановиться, пытался отключить свой мозг, но ничего не получалось. Каждый раз я возвращался к одному и тому же вопросу - где они были убиты?

Я представил себе мрачную спартанскую комнату, циновки для сна на земляном полу. Глинобитные стены, окно с видом на внутренний двор. Медведь сидел там в одиночестве, пока все происходило. Девочка, стоявшая рядом со своей мамой, плакала и была сбита с толку. Ее мать, стойкая, знавшая, что почем в этой адской культуре, знающая, что ее жизнь мало что значит даже для мужчины, связанного с ней узами брака.

Ослы имеют для этих людей большую ценность, чем женщины.

Я молился в темноте о том, чтобы маленькая девочка не видела, как убили ее мать.

Что было последним, что она видела?

Прекрати.

Выглянула ли она в дверной проем? Видела ли она своего потенциального защитника, столь же беспомощного остановить этот ужас, как и мы, не знавшие и не имевшие возможности вмешаться отсюда, с вершины Патфайндера?

На это никогда не было бы ответа. Но в этом я не сомневался: Медведь теперь был моим. Нас связывало это место и те ужасы, которые мы оба пережили.


[1] В оригинале - Koochie dog. Устоявшееся английское наименование - Kuchi dog, в русском кучи или кочи, она же афганская овчарка, аборигенная пастушья порода Афганистана. Близкий родственник среднеазиатской овчарки, турецкого кангала и других пастушьих молоссов Центральной Азии.

[2] Карта мужика (man card) – виртуальный документ, удостоверяющий принадлежность владельца к мужикам (американский слэнг).

[3] «An American Trilogy» — песня, написанная американским автором-исполнителем музыки в стиле кантри Микки Ньюбери и ставшая популярной в исполнении Элвиса Пресли, который включил её в постоянный репертуар своих концертов в 1970-х годах. Песня является попурри из трёх песен XIX века — неофициального гимна конфедератов Дикси, багамской колыбельной All My Trials и Боевого гимна Республики, маршевой песни Союза

[4] Just Pretend (Просто притворись) - песня Элвиса Пресли 1970 года.

[5] Do the Clam - песня, записанная Элвисом Пресли для его художественного фильма 1965 года «Счастлив с девушкой».