October 10, 2023

Моя история 

Я родилась в Москве в семье учёных: отец – доктор медицинских наук, возглавлял лабораторию в НИИ Мозга, мать – кандидат фармацевтических наук, работала в НИИ Фармации.

Мое раннее детство прошло в яблоневом саду на Юго-Западе города, который был рядом с нашим домом и на даче в Удельной, и наверное с тех пор я полюбила природу. Сейчас, когда мне нужно восстановиться – мне достаточно погулять полчаса в парке.

Однажды, когда мне было 4 года, мы с отцом гуляли в этом самом саду. Отец решил прокатить нас на лодке е уверял меня что это наверняка бесплатно. А я просила его найти кассу и заплатить. Как вы понимаете, права оказалась я. ) Тут я поняла, что я самый практичный и приземленный человек в семье.

Этот случай научил меня доверять своему мнению – даже если мне возражают люди намного старше и опытнее меня.

В 6 лет меня отдали в школу с углубленным изучением английского языка, и почти одновременно я попала в кружок биологии во Дворец Пионеров. Там была свободная творческая атмосфера, и можно было мечтать и строить планы на взрослую жизнь. Я, например, хотела стать космическим биологом – осваивать другие планеты и делать их пригодными для жизни людей. Ещё я мечтала, что у меня будет муж тракторист, и что он будет дома с детьми заниматься домашним хозяйством, пока я буду летать в космос и творить великие дела.

В 8 классе в моей жизни случился Артек – в то время это было событие космической важности. Попасть туда было почти невозможно – отбирали только самых лучших за особые достижения.

Это был яркий месяц, полный новых знакомств, походов, конкурсов и солнца. Я пробовала новое и экспериментировала, в частности вписалась участвовать в конкурсе на лучший тематический рисунок. Все бы ничего – но я совсем не умею рисовать, то есть вот совершенно.

Рисовать умела знакомая, а я стала «креативным директором и СЕО» нашего проекта. Итак - она рисовала, а я придумывала концепцию и ставила задачи. )) Когда мы получили первый приз, я была поражена: оказывается, я могу помогать другим людям раскрывать их таланты и достигать новых высот. При этом сама могу вообще ни в какой степени не обладать этим навыком.

Помню радость и гордость – за нас и за неё, и потом каждый раз, когда мои сотрудники или mentee[1]  достигали новых успехов, выходили на новый уровень, я чувствовала то же самое.

Мой вывод: я как лидер могу успешно делегировать как задачи, в которых разбираюсь сама, так и задачи, в которых я сама не особо разбираюсь. И для меня делегирование, помимо свободы для выполнения более высокоуровневых задач, приносит радость от успехов сотрудников и команды.

К старшей школе мечты о космосе и домашнем хозяйстве отошли по мере учебы на второй план, но любовь к биологии и великим свершениям осталась – и в итоге привела меня на время старшей школы в биологический класс, где нас целенаправленно готовили к поступлению на биофак МГУ.

Я это плохо помню – но родители говорили, что я поставила их перед фактом, что я прошла все туры конкурса в класс – и сказала им просто перенести туда документы.

Принимать решения и идти за мечтой – так я оказалась в МГУ. А вот уже на 3-м курсе я поняла, что не хочу быть биологом.

С одной стороны, перестройка была в разгаре – и отец как ученый начал получать гроши, а мама бросила науку и перешла в бизнес, чтобы содержать семью.

С другой стороны, биохимия оказалась историей для ярко выраженного интроверта: многочасовые эксперименты в лаборатории наедине со спектрофотометром были не для меня. Уже тогда мне было важно работать с людьми – и видеть результат моей работы на их жизни.

Так я получила первый опыт сценарного мышления: доучила английский и поступила в бизнес школу в параллели с окончанием МГУ. Помню, как кипели мозги первый год учебы в бизнес школе. Я даже получила F (2) по макроэкономике и мне пришлось проходить курс заново. К счастью, на следующий год мозги уже перестроились – и я сдала предмет на А (5).

Мой первый опыт работы на полный день стал для меня отличной проверкой на стойкость и стрессоустойчивость. Ибо начала работать я в августе 1998 года, через несколько дней после дефолта.

Первая задача была обеспечить дистрибьюцию продуктов компании в аптеках – при том, что аптеки в тот момент были заняты своим выживанием, и концентраты для ванны и витаминные комплексы точно не были для них предметом первой необходимости.

Это была не единственная трудность: тяжелые образцы продуктов (а концентраты для ванн, например были в стеклянных флаконах) при отсутствии машины, необходимость самой формировать структуру визита, необходимость прорываться через очереди пациентов для визитов к врачу, погрузки коробок на выставки..

Трудности закалили характер и научили меня справляться с самыми неожиданными ситуациями – и этот навык мне потом тысячи раз пригодился в работе и в жизни.

Когда я пришла на роль бренд-менеджера в известную фармкомпанию, у меня не было прямых подчиненных, зато я столкнулась с командой старожилов – огромным отделом продаж, который меня не принял. Они говорили: ты ничего не знаешь о кардиологии (и они были правы), мы тут уже 15 (20) лет работаем – и что ты нам можешь сказать нового.

В этих условиях мне нужно было растить бизнес в кардиологии. Было понятно, что старые подходы исчерпали себя – оборот снижался, доля рынка падала. Я встречалась с врачами, копалась в книгах и статьях по кардиологии и искала новые данные, которые можно было бы использовать для обновления стратегии портфеля.

Мне повезло с партнером – медицинским советником – он как раз был настоящим научным экспертом, и его глубокие знания были для меня просто сокровищем. В общем, мы таки придумали новую крутую стратегию продвижения, и дальше её нужно было «продать команде».

Тогда «бренд-команды» ещё не были распространены – отдел продаж жил своей жизнью и был в контрах с маркетингом. Так что моя бренд-команда видимо стала одной из первых в индустрии, - и я пригласила туда самых опытных представителей, которые больше всего меня не принимали.

Все материалы для продвижения мы разработали вместе, они внесли важный вклад в тестирование – и в итоге наша стратегия была принята на ура – и выстрелила как ракета! За полгода продажи взлетели на 50% - и продолжили расти дальше.

Я достигла успеха, потому что вовлекла в идею развития портфеля команду помощников – заразила идеей, включила в разработку и воплощение. С тех пор создание единого видения для моей команды и вовлечение их в работу, стало моим осознанным ресурсом, который помогал достигать новых и новых высот.

Уроки: развод переезд и покупка квартиры

Мне очень повезло на начальном этапе моей жизни: английская спецшкола, репетиторы и спец класс для поступления в МГУ – дали мне отличный старт, который я применила и раскрыла. Но был в моей жизни большой и сложный этап, который сначала травмировал меня, а потом сделал сильнее.

В 27 лет я развелась с мужем, на руках осталась дочка 4 лет. Жить нам с ней больше было негде – и мы с ней переехали к моим родителям, в 2-комнатную хрущевку на 40 метров. Характеры моей дочки и моей мамы максимально не подходили друг другу, они сильно начали конфликтовать – и на этом фоне дочь серьезно заболела.

Я работала днями и ночами, чтобы купить нам свою квартиру – и вырваться из этой зависимости, для себя – и особенно для неё… кажется, я бы могла в тот период пойти на все что угодно, - лишь бы дочери стало лучше.

Помню как я влезла в многослойные долги – за квартиру, за ремонт, за машину, за мебель.. Было очень страшно, но за спиной было здоровье дочери. Такая мощная мотивация умножила мои рабочие амбиции – в тот период меня на работе повышали почти каждый год, так что с бренд-менеджера я быстро выросла до директора по маркетингу, а мой доход вырос в 4 раза. Мы переехали в нашу прекрасную квартиру, - и с тех пор я узнала, что могу справиться с любой ситуацией в жизни.

А мощная мотивация зарабатывать больше стала для меня отличным стартом для моего роста как лидера. Этот урок позволил мне переоткрыть простую истину: важно понимать зачем тебе достигать тех целей которые ставишь, и ставить те цели, которые точно важны для тебя, на достижение которых есть энергия. И тогда нас уже не остановить!!!

Первый опыт руководства

Мой первый опыт руководства случился в 26 лет. Мой руководитель ушёл из компании – и я заняла его место. У меня не было опыта руководства, и меня никто ничему не учил. Помогало бизнес-образование, а в остальном я действовала по наитию, как предприниматель.

Мне было сложно, страшно, одиноко и не хватало знаний и информации. И это при том, что я запускала новый большой продукт, который за несколько лет вышел на оборот 100 млн долларов, нанимала команду и формировала новый рынок.

Бизнес развивался, но у меня нарастала уверенность, что продвижение брендов, управление бизнесом и командой можно делать более профессионально, легче и интереснее. И это побудило меня пойти в большие компании, - Новартис и потом ЛОреаль, чтобы работать в большой команде и учиться.

Оглядываясь назад, - я бы хотела себе пожелать опытного наставника, кто бы провёл меня за руку к новому уровню бизнеса и моих управленческих навыков. Точно знаю, что такой ментор сократил бы мой путь развития на годы, и точно сделал бы его менее тернистым. Ну и наверное удержал бы меня от десятка-другого ошибок )).

Лидерство

Как-то сидела я на совете директоров, - и очевидным (как мне казалось) образом развивая пару мыслей, озвученных до меня, суммировала простое и оптимальное решение ситуации. Тут на меня обрушился шквал вопросов, которые поставили меня в тупик. Ведь всё же было понятно? Зачем все эти ненужные вопросы, можно уже просто поднять зад и пойти делать, не сливая время десятка дорогих сотрудников в никуда.

Но, как вы понимаете, невозможно пройти к результату в одиночку. Я вернулась назад, объяснила, как вижу всю картину в целом, рассказала логику и ожидаемые результаты, - и коллеги обрадовались и поддержали мое предложение.

Теперь я знаю объяснение, почему так часто бывает: я отношусь к «интуитивному» типу личности – такие люди быстро улавливают единую картину, сводят факты и находят решение, значительно быстрее, чем люди других типов.

Теперь, зная эту особенность, я постоянно учусь калибровать свой опыт и экспертизу со своей целевой аудиторией. Радует то, что теперь я это делаю осознанно и с удовольствием. Мне помогает мое любимое любопытство: интересно, чему мы можем друг друга научить новому? Чем мы окажемся друг другу полезны?

Помимо типа личности, на скорость мышления и на видение бизнес-задач и решений влияет много факторов: мировоззрение, профессиональный опыт, а в моменте – даже фаза луны и настроение.

Отсюда мой вывод: заключения и идеи, которые кажутся мне вполне очевидными и не требующими доказательств, для большинства людей вообще ни разу не очевидны. Если я хочу, чтобы меня поняли – и тем более выполнили поставленную мной задачу, - нужно максимально чётко проговаривать моё видение результата, и что конкретно я жду от сотрудников.

Масштаб и масштабирование

Моей школой масштаба и любопытства к новым возможностям стал Крым. Каждое лето родители возили меня на Казантип – и его разнообразие ландшафтов и бескрайние просторы пробудили мой интерес к тому «что там, за этим холмом».

Мы плавали вокруг Казантипа под парусом с родителями и собакой, она всегда сидела на носу лодки и смотрела вперед. ) Этот опыт помогает мне до сих пор - видеть перспективу и возможности, иметь «открытое мышление», - а это необходимо для успешного масштабирования.

Самый яркий опыт масштабирования бизнеса как управленец я получила в крупной международной компании, когда отвечала за большой регион. Когда я присоединилась, бизнес был очень маленький, а в команде работало всего несколько человек.

За 5 лет выстраивания и обновления стратегии организации, запусков, формирования команды, перестройки процессов управления, - я переизобретала себя как руководителя и свою команду несколько раз. Мы выросли больше чем в 10 раз – и маленькая «семейная» история превратилась в системный бизнес среднего размера. Стратегия и сценарии развития которые я тогда создала, - компания использует до сих пор.

Поделюсь, что было для меня самым сложным – и я глубоко понимаю своих клиентов, когда они со мной делятся похожими сложностями. При переходе на новый уровень бизнеса не всю команду получилось взять с собой. Некоторые сотрудники не были готовы к изменению правил игры, процессов, стандартов работы.

При том, что основная часть команды увлеклась новой картиной «светлого будущего» - с парой человек после целого ряда бесед пришлось расставаться – и это было трудно и болезненно. Мне помогли в этой ситуации сохранить объективность фокус на цели бизнеса и ценности компании, ориентация на результаты и единые правила и стандарты работы.

О балансе и поддержке.

Чуть раньше я писала о том, что после развода оказалась в тяжёлой ситуации и, пройдя через ряд испытаний, выяснила, что могу справиться со всем сама. За несколько лет я расплатилась со всеми долгами - и начала жить в свое удовольствие, перестала бороться за выживание.

Именно тогда я пошла на уроки аргентинского танго, и там познакомилась с моим вторым мужем, - стоя на своих ногах, в прямом и переносном смысле. С тех пор прошло больше 8 лет, и он оказался таким, как я мечтала в детстве – умным, хозяйственным, с золотыми руками и золотым сердцем. Вообще, он оказался ещё круче – он ещё и отлично танцевал танго ).

Каждый день я открываю, как можно получать поддержку семьи и ценить её, опираться на близких – и в кайф заботиться о них.

Сейчас, когда в моей жизни много проектов и стоят большие, практически «космические» задачи – я все ярче открываю ценность поддержки не только в работе, но и в жизни. Уверена, что за каждым большим проектом и достижением стоим много поддержки близких и гигантская благодарность к ним.

Наставничество или как вырастить генерального директора

Меня всегда тянуло поделиться своими знаниями и опытом с окружающими. Ещё в 7 лет я учила математике соседок по лестничной клетке, которые были меня на год младше. Потом в 19 лет было преподавание английского языка в колледже для старшеклассников.

Именно наставничество пришло в мою жизнь сильно позже – когда я уже набрала значительный опыт управления бизнесом и командой. Как-то ко мне за помощью обратился маркетинг-менеджер из другого подразделения – ему важно было расти как руководителю, и вообще он хотел стать лидером бизнеса, но не знал как этого достичь. Я сама в тот момент уже возглавляла бизнес, и отлично понимала, какие качества и компетенции необходимы на этом уровне.

У парня были отличное бизнес-чутьё, навыки коммуникации, лидерство и умение быстро переключаться между разными задачами. Что мешало больше всего на том этапе – это отсутствие навыка ставить и контролировать задачи и неумение расставлять приоритеты.

Не только для лидера бизнеса, но и для любого руководителя отсутствие этих компетенций – равно профнепригодность. Это был первый такой случай в моей практике – и вопрос с расстановкой приоритетов был очень сложным, так как этот навык считается сложно развиваемым.

С постановкой задач всё проще, этому можно научить. Но если не решить проблему с расстановкой приоритетов – товарищ будет отлично ставить не те задачи)).

Что мы делали: тренировались строить планы на неделю и на день с использованием матрицы Эйзенхауэра, тренировались выделять главное и составлять список обязательных задач. На протяжении 3 месяцев он писал мне планы на день и отчеты каждый день, потом еще три месяца – раз в неделю. Параллельно мы выяснили что среди приоритетов он терял важные задачи, которые ему не нравились, и он подсознательно старался о них забыть.

Путь был тернистым, но мы его прошли, а я узнала, что могу помочь клиенту развить даже «неразвиваемый» навык. Сейчас этот парень – генеральный директор в известной компании.

А у меня за плечами теперь уже более 70 подобных историй успеха топ-менеджеров, лидеров бизнеса и собственников, которым я помогла пройти на новый уровень в бизнесе и в собственных компетенциях.

Строительство сильной команды

Когда я возглавила бизнес в одной из последних компаний, там были серьёзные сложности в отделе продаж. Команда имела пару неформальных лидеров, которых сопротивлялись и саботировали любые изменения, а руководитель не мог с этим справиться. В итоге страдали как всегда клиенты, - а в результате и продажи, и прибыль. Маркетинговые инструменты также не внедрялись, так как команда их не принимала.

Я взяла пару месяцев на исправление ситуации за счёт «плана развития», но проблема зашла слишком далеко, и к сожалению решением было только расстаться с частью команды и с руководителем. Это всегда очень тяжело – расставаться с частью команды. Но из своей практики и ошибок я знаю, что затягивать смену сотрудника, который не справляется с работой или которому эта работа не нравится – значит вредить бизнесу и команде.

В общем, далее последовал найм нового лидера функции, с отличным коммерческим опытом и лидерскими качествами, и найм команды. Насколько же мне стало легче работать и как же быстро нам удалось вернуть продажи к росту! Конечно, я приложила усилия, чтобы помочь новому руководителю войти в должность быстро. Но как же это здорово, когда можешь положиться на команду и ее работу! Когда все ключевые игроки включены в работу, их гораздо легче объединять вокруг общей цели и выстраивать их командную работу. Это был необычайно яркий контраст – смена лидера и команды – и смена результатов и общей атмосферы в организации, с черного на белое.

Уже 20 лет я возглавляю команды разного размера, и оглядываясь на этот опыт, могу сказать, что умение привлекать, нанимать, вовлекать и мотивировать сильных сотрудников и строить сильную команду является ключевым, наиболее важным фактором успеха бизнеса.

О Миссии и вере в продукт

Может быть, мне повезло, но скорее всего я осознанно всегда выбирала продукты и портфели, запускать и развивать которые можно было с гордостью, в согласии со своими ценностями.

За мою профессиональную карьеру меня несколько раз приглашали в табачные и алкогольные компании, а также в компании с неочевидным качеством продукции, - и каждый раз я отказывалась, понимая, что у меня не будет энергии на развитие этих компаний.

Дважды я с нуля формировала полностью новый рынок, - с продуктами которые значительно превосходили доступные решения как по результату, так и по цене. Это были удивительные истории – когда люди с серьезными заболеваниями получали новую уникальную возможность взять болезнь под контроль. Каждая история такого пациента, рассказанная его лечащим врачом, заряжала меня энергией на недели работы.

А я делилась этими историями со своей командой – и у них снова загорались глаза, и мы объединялись вокруг своей миссии – помочь этим людям улучшить свое здоровье и вернуть качество жизни.

Запускать и развивать бизнес всегда трудно, это требует большой отдачи как от лидера, так и от команды. «Заработать больше денег» и «выйти на целевой оборот и прибыль» - отличные цели для бизнеса, и они 100% нужны и необходимы. Но мои команды обретали крылья, когда мне удавалось поделиться с ними своим видением, для чего и для кого мы работаем и как мы вместе можем изменить мир.

О любопытстве и любви

Есть два источника энергии, которые дают мне силы и вдохновение двигаться дальше. Первый – это природное любопытство. Мне нравится знакомиться с новыми людьми – потому что каждый человек представляет собой уникальный набор знаний и опыта, уникальный характер и мировоззрение. По мере моего роста как руководителя и как лидера, развивается моя способность успешно работать с самыми разными людьми. И зачастую просто удивительные открытия происходят там, где не ждешь. Любопытство ведет меня также к новым знаниям, навыкам, запуску новых проектов и конечно – к новым странам.

Второй источник энергии – любовь. Любовь к жизни, к людям, бизнесу, работе, вкусной еде, природе, ко всему живому. Когда мне удается сделать чью-то жизнь немного лучше – я чувствую радость и удовольствие.

А когда получается запустить или вырастить бизнес, помочь собственнику отстроить и взрастить свою компанию, масштабировать бизнес и реализовать свой потенциал на полную мощь – я чувствую, что воплощается моя личная миссия. И это чувство наполняет меня силой и энергией, - для новых компаний и новых проектов.

Всем этим накопленным опытом я решила поделиться с вами, моими подписчиками и всегда рада вашим вопросам и комментариям - пишите, спрашивайте, делитесь своими мыслями, опытом и историями, вопросами и проблемами и вызовами, с которыми вы сталкиваетесь - буду помогать и делиться своими вариантами решений.

Мои любимые форматы работы с клиентами - которые приносят им наилучший результат - быстрый рост, глубокие изменения, больше прибыль и доход. Личная работа - наставничество, и групповая работа - экспертный мастермайнд, - оба дают суперскорость и глубину, и много поддержки, но с разных сторон и за счет разных ресурсов.

В личной работе все мои знания, опыт и ресурсы направлены индивидуально на клиента и его задачи. В групповой работе я работаю с каждым - но и с группой в целом. Мастермайнд приносит экспертизу и истории всей группы, а также дает простор для группового коучинга. Ну и конечно - поддержку всех участников!

Для разных задач - разные решения, пишите и мы найдем наиболее полезный и экологичный формат работы лично для вас. )