September 5

40-дневная аскеза на сладкое и молочное

Недавно у меня завершилась аскеза - на 40 дней я отказалась от сладкого и молочных продуктов. В этой статье я поделюсь опытом прохождения и рекомендациями для тех кто хотел бы попробовать аскезу в питании

Почему именно сладкое и молочное? Отказ ни от чего другого не давался мне так сложно, как сахар и молочка. Особенно сахар. Особенно он.

Я сладкоежка с детства. Шоколадки, сладкое печенье, чай с сахаром - всё это моё. И потому отказ от сахара даже на день это вызов.

Молоко, йогурты, сыр я тоже очень люблю. Их на 40 дней мне тоже было нельзя.

У любого добровольного отказа (аскезы) есть смысл.

Он бывает либо внешним (запретил врач, пришли плохие результаты анализов и нужно ограничить себя в чем-то), либо внутренним (собственная цель).

В моем случае это смысл изнутри. И у меня было 3 цели.

1. Мне хотелось улучшить состояние кожи лица - очень часто появляются покраснения, высыпания, раздражение. Какими бы кремами, масками и другими средствами я не пользовалась, ничего не менялось. Значит, дело в питании.

2. Я хочу в обозначенный мной срок достичь определенной финансовой цели. У аскез есть неявный бонус - когда ты добровольно ограничиваешь себя в том, от чего отказаться трудно, высвобождается энергия. Ее можно направить в нужное тебе русло. Я направлю в финансы.

3. Мне не нравится чувствовать себя зависимой, всё время хотеть того, что вредно для моего тела. И один из способов работы со своей зависимостью - осознанный отказ на какой-то срок от того, к чему сильно тянет.

Почему я говорю о зависимости? Может быть, это просто тяга или привычка, чего уж сразу зависимость?

Я начала разбираться в теме зависимостей в августе 2020 года. Тогда я впервые в жизни решила отказаться от сладкого на месяц.

Что меня на это сподвигло?

В июле того же года я проходила психологический тренинг на тему отношений. Он длился весь июль, мы разбирали разные сферы, делали упражнения. И одним из упражнений было выявление зависимостей.

Сначала я подумала, что у меня их нет - ни к алкоголю, ни к наркотикам, никотину, играм тяги нет. Но тренер дала интересный инструмент для самодиагностики. Это был один вопрос.

Есть ли что-то в вашей жизни, без чего вам сложно прожить 5 дней?

И я честно ответила себе: это сахар. Ну и соцсети. Без остального я могу прожить и 5, и 50 и 500 дней, даже не заметив. Но на сахар я как раз обратила пристальное внимание.

Тренинг закончился 28 июля, после чего я в тестовом режиме продержалась без сладкого 3 дня, а уже с 1 августа я начала свой месяц без сахара.

Как прошел этот месяц - отдельная история. Но я выдержала. И исполнилось одно важное желание, реализации которого я очень долго ждала. И уже в сентябре после месяца аскезы оно осуществилось.

Уточню, что может вызывать зависимость:

  1. алкоголь всех видов;
  2. табак, никотин, кальян, электронные сигареты;
  3. наркотики;
  4. шопинг;
  5. игры (компьютерные и азартные);
  6. сериалы и шоу, когда они поглощаются запоем;
  7. социальные сети (компульсивный скроллинг ленты);
  8. эмоциональная зависимость, когда без человека никак (созависимые отношения);
  9. сахар и сахаросодержащие продукты;
  10. фастфуд (соль, глутамат натрия, трансжиры).

Если без чего-то из вышеперечисленного вы не можете обойтись 5 дней, вас одолевают настойчивые мысли и возникает сильнейшая тяга, возможно, пора обратить на это внимание.

Ситуация, когда вы не можете совладать с собой и добровольно ограничить потребление того или иного продукта или вещества без ощущения ломки, отражает одну простую правду: вы не управляете собой. Вами управляет что-то другое или кто-то другой.

Как прошли мои 40 дней без сахара и молочных продуктов?

Первые дни были сложноватыми, потому что происходит перестройка привычного питания. Почти не отступало чувство голода. Поешь и очень скоро хочется есть снова. Спасалась фисташками и финиками в перерывах между основными приемами пищи.

Потом голод успокоился, видимо, организм перестроился. Появился другой эффект - чистить пространство и выбрасывать то, что уже не нужно - вещи с балкона, файлы из телефона и компьютера. Также был клининг.

Завершила несколько процессов, которые уже подошли к логическому концу. Затем сходила к телесно-ориентированному специалисту на практику с тем же запросом. Изменение запускает изменения.

Какие сложности возникали эти почти 1,5 месяца?

  1. Стресс - когда возникает стрессовая ситуация, раздражение, волнение, очень хочется любимых «запрещенных» веществ. Приходится держать себя в руках особенно тщательно.
  2. Походы в кафе и рестораны. Там нет практически ничего, в чем нет сахара и молочных продуктов. Супы со сливками, салаты с сыром, пицца тоже, кофе с молоком, лимонады с сахаром, пикетированный сок тоже. Мало что получается выбрать. Из-за этого возникает чувство неудовлетворенности и голода.

За это время дома стало меньше шоколадок и прочих сладостей, в холодильнике я в упор не замечаю молоко. В отсутствии молока кофе тоже автоматически пропало из рациона.

Но свято место пусто не бывает. Многое было удалено, но что-то же надо было добавить.

Чего стало больше?

-финики;

-маслины и оливки;

-рыба (семга, форель);

-фрукты (апельсины, личи, виноград, голубика, грейпфрут - намного больше);

-мед (натуральный, с пасеки, без добавленного сахара). Спасалась им, когда приболела.

Чего не стало совсем?

-любые сладости (шоколад, мороженое, десерты все)

-сыр в любом виде

-молоко, кофе с молоком

-йогурты, «актимельки», «имунельки»

-пакетированные соки

-лимонады, компоты

-вся сладкая газировка

-сахар в чай

Никогда не думала, что в этой аскезе буду так скучать не по сладостям, к которым я всегда неравнодушна, а по сыру.

Но из плюсов: кожа лица выглядит значительно лучше. Высыпаний практически нет.

Организм вполне адаптировался, меня не тянет ни на сладкое, ни на молочное. Важно сказать, что замена сладостей фруктами - это далеко не мелочи. Зимой организовать себе такой отказ было бы сложнее.

В чем конечная точка такой аскезы? Временный или в итоге полный отказ?

В текущей аскезе на сахар и молочку у меня не было цели отказаться навсегда. Раньше я держала аскету от алкоголя и мяса около 5,5 лет. Алкоголь я сейчас не употребляю, с мясом иначе - я вернулась к его употреблению.

Мой подход такой: во всём, что ем и пью, я держу - или стараюсь держать - меру. Если мера не держится - как в случае с сахаром или молочными продуктами, я иду на осознанный временный отказ. Из избытка в нехватку, чтобы прийти в баланс, к оптимуму.

Так и в случае с этим 40-дневным периодом, я хочу прийти к сокращению сахара и молочных продуктов в своем рационе хотя бы на 30% от текущего уровня, чтобы постепенно снижать уровень зависимости.

Рекомендации для тех, кто хочет взять аскезу в питании

1. Выберите одну категорию, от чего хотите отказаться - кофе, сахар, соль, молочные продукты и т.д. Что-то одно.

2. Попробуйте прожить без этого сначала 3 дня. Протестируйте, как реагирует организм и как вы себя чувствуете.

3. Убедитесь, что период аскезы не совпадает со стрессовым этапом жизни - переездом, свадьбой/разводом, поступлением, увольнением и прочим. Совмещение аскезы и стресса - это двойная нагрузка.

4. Найдите замену продуктам питания, которые вы исключаете на время. Желательно более полезные.

5. Определите, ради чего вы это делаете. Какова цель? Психике важно объяснить, почему вы создаете напряжение. Отказ от того, к чему вы привыкли, это, безусловно, напряжение.

6. Сформулируйте намерение, на что вы направите энергию, которая высвободится. Новый проект, новый уровень в своем деле, перестройка отношений. Энергия не должна уйти в никуда.

7. Придумайте, чем поблагодарите себя за успешно завершенную аскезу. Важно завершить цикл корректно.


Более полный пошаговый репортаж аскезы в моем Телеграм-канале: https://t.me/psihologtolstykh по тегу #челлендж40днейбезсахара

Присоединиться к психологическому клубу: https://olgatolstykh.ru/club