December 2, 2018

Семена. История

Как я начинал свой бизнес.

Если ты имеешь огород – ты не имеешь права быть бедным.

По моему глубокому убеждению, если у человека есть земля, то он не имеет права быть бедным. Обыкновенные 6 соток земли способны прокормить - и хорошо прокормить - любую семью. Если, конечно, «приложить» к земле не только руки, но и голову.

Я начал свой бизнес в далеком 1986 году, как только «стало можно» и как только вышли закон «О кооперации» и закон «Об индивидуальной трудовой деятельности». Я ушел с перспективной работы ведущим инженером в аэропорту Домодедово на 3 сотки земли на пустыре, которые мне и моей жене Ирине подарили мои родители ко дню свадьбы. Моим стартовым капиталом были: 3 сотки земли, простой огородный инвентарь и 162 рубля, собранные на свадьбе от гостей.

С этого я начинал и потому абсолютно уверен, что земля может кормить, обеспечивая не просто хлебом, но хлебом с маслом, и даже с икрой.

Несмотря на скептиков…

Когда я уходил из Аэрофлота надо мной смеялись не только мои бывшие сотрудники, но и люди более низких рабочих ступеней. Они не могли понять, как устойчивый заработок и большие перспективы гарантированной государственной карьеры можно обменять на сотки земли без забора. Как вместо кейса взять рюкзак с перегноем под рассаду, а вместо авторучки и блокнота – лопату и тяпку.

Но уже через год на их лицах не было улыбки, когда я рассказывал, что за последний год работы в Аэрофлоте (за 1986 год) я получил ровно 1986 рублей (я подсчитал по «зарплатным» квиткам), а в первый год свободного труда я заработал 10 000 рублей. Можете себе представить, в 5 раз больше! При этом весну, лето, пол-осени я работал на свежем воздухе на своих трёх сотках, а вторую часть осени и зиму - торговал на рынке выращенной продукцией. Моим товаром были семена (прежде всего, томатов), которые я получил со своего огорода. Свои свадебные 162 рубля я потратил на пленку для теплиц и 63 сорта редких томатов, 10 сортов огурцов и другие семена.

Чтобы вам было проще ориентироваться, вот небольшой экскурс в историю цен того времени. Батон белого хлеба стоил 13 коп., докторской колбасы – 2 р. 20 коп./кг, пачка соли - 10 коп.

Теперь представьте себе, я покупал семена томатов по 17 штук в одной самодельной упаковке за 1 рубль, хотя в то время можно было купить 10г семян томатов в фирменной упаковке за 10 копеек. Опять же, скептики и далекие от бизнеса люди смеялись надо мной. Зачем отдавать за 17 семян 1 рубль, когда можно за 1 рубль купить 100г семян томатов, а это 30 000 семян. Другими словами, я тратил в 2000 раз больше, чем обычный экономный огородник. Где же тут логика? И где же тут бизнес?

А они вот где! По 10 коп. можно было купить стандартные томаты типа: Белый налив, Талалихин, Волгоградский 5-95. Если эти томаты вырастить на своем участке, взять с них семена и встать с ними на рынке, то будешь работать себе в убыток. Этот товар немногие будут брать, ведь его можно купить дешево. Дешево купил – дешево продашь! Возможно, с помощью своей харизмы Вы что-то продадите и, в лучшем случае, окупите, но не более того.

По цене 1 рубль за 17 семян я покупал редкие и потому желанные в те времена сорта: Космонавт Волков, Юбилейный Тарасенко, Чудо рынка, Любительский розовый т.д. Про эти сорта писали в журнале «Приусадебное хозяйство», и они были известны, но при этом редки. «Приусадебное хозяйство» выходило тогда тиражом более 6 млн. экземпляров и диктовало огородную «моду».

Дорого купил – дорого продашь! Это правило никто не отменял. Я тратил много денег на семена, но при этом знал, что, получив с них урожай и выделив семена из него, я смогу хорошо заработать. Полученные мною семена будут стоить так же дорого, как и тогда, когда я их покупал.

Бизнес – своими руками

Но чтобы получить хороший урожай томатов, огурцов, перцев, баклажанов, нужны теплицы.

Свадебных денег (помните, те самые 162 рубля) мне хватило только на семена, пленку и несколько инструментов. Теплицы же стоили дорого.

Я нашел выход. В двух километрах от моего пустыря был сосновый лес, где хватало сухостоя. И хоть раньше мне не доводилось работать топором, я взялся строить теплицу сам. Целый месяц я рубил и перетаскивал на плечах длинные бревна. Следующие 2 месяца я строил теплицы: одну размером 5х12 м, другую - 3х10 м. Постепенно я освоил работу плотника, столяра и кровельщика. Вся зима ушла на строительство теплиц и выращивание рассады.

Год вышел урожайным. Много было и огурцов, и перцев, и баклажанов. Но особенно много было томатов, так как на тот момент свои главные доходы я видел именно в них. Плоды с 700 кустов томатов потребовали много ящиков для сбора. Их я собирал у овощных магазинов. Лучше всего подходили невысокие ящики из-под импортных яблок. Нехозяйственные продавцы такие ящики выбрасывали, даже не представляя, какую услугу они мне оказывают.

Всю первую половину осени я и моя жена Ирина выковыривали (по-другому и не скажешь) семена из собранных плодов. Вся тещина квартира была заставлена ящиками с томатами. Помидоры гнили и смердели так, что мешали спать! Теща грозилась выгнать нас из дома, и мне приходилось применять недюжинную дипломатию, чтобы убедить хозяйку квартиры в том, что скоро гнилые томаты превратятся в золотые червонцы. В ответ на это я получил едкое сравнение с Буратино в стране Чудес, который закапывал монетки в надежде получить много золотых (мне этот образ понравился, ведь в чём-то я действительно был похож на сказочного героя).

Зимой у моего прилавка с дорогими по тем временам семенами, стояла длинная очередь. У меня было много снимков моей продукции. Я носил с собой на рынок целую подписку журналов «Приусадебное хозяйство», которые использовал как великолепную рекламу. Никто на рынке не продавал свой товар с такой рекламной поддержкой!

Я даже брал с собой консервированные в банках томаты и огурцы, используя их как экспонаты. На соседних прилавках мои конкуренты продавали семена ложечками из мешков, а я поштучно, но брали у меня гораздо больше, чем у них. Причина была в качестве товара, его редкости и в правильной рекламной поддержке. Хотя опыта торговли у меня не было, но предприимчивости и харизмы, видимо, хватало.

Кроме того, у меня было огромное желание доказать всем скептикам, что я был прав, выбрав такой путь. Я уже говорил, что надо мной смеялись на бывшей работе, смеялись соседи и друзья. Даже родители - и мои, и жены - не верили в мои затеи. Они называли меня «строителем воздушных замков» и прочили быстрое фиаско. Верила только моя жена Ирина, которая, когда я уходил из Аэрофлота в «неизвестность», сказала: «Считаешь, так будет лучше? Делай так!»

Кстати, сейчас, когда фирма «СеДеК» стала одной из самых крупных в своем направлении бизнеса в России, Ирина является моей правой рукой, ведет многие направления работы и без нее бизнес уже не мыслим. Как сказал Квентин Тарантино в одном из интервью: «А в начале пути мало кто в нас верил, не правда ли?»

Долгожданные первые результаты

Нелегко было на начальном этапе. Надо было преодолевать неверие, безденежье, враждебное отношение к бизнесу, рэкет, несовершенство закона и другие проблемы. Но глаза боятся - руки делают. Где-то я терпел, где-то преодолевал, где-то договаривался. И дело двигалось.

Так, труд, терпение и дипломатия позволяли решать все проблемы. Уже через год 10000 рублей были наградой за все. В то время инфляции еще не было. На эти деньги я уже мог купить и электроинструменты, и новые редкие семена, и даже дать свою первую рекламу в журнале «Приусадебное хозяйство», которая позволила мне продавать семена почтой. С этого все и началось.

Мой опыт дает уверенность в том, что земля способна обеспечить хорошую жизнь любому человеку. Я начал с 3 соток и создал достаточно крупную компанию, имеющую более 1000 га земли. Управлять большой компанией, конечно, значительно сложнее: здесь не достаточно труда одного человека и семьи, здесь необходима команда и согласованный труд многих людей. Сделать же прибыльным свой огород может каждый. Надо лишь хорошо подумать и сделать правильный выбор успешного бизнеса.

____________

P.S. Мой путь и сейчас можно повторить. Для старта нужно не так много денег, как кажется. Осенью 2008 года я был в Петербурге на выставке "Фермер". У меня там были встречи с партнёрами по бизнесу. Помещение выставки посетило довольно большое количество людей. Но особенно мне было приятно увидеть небывалую толпу на улице у крохотного прилавка какого-то частника. Он сразу напомнил мне меня самого в начале бизнес-пути.

Его прилавок был переполнен образцами любительских томатов: Бычье сердце (на фото - томаты сорта "Бычье сердце", выращенные на опытном поле "СеДеК"), Бычий лоб, Медвежья лапа, Малиновый гигант, Мечта любителя, Чёрный принц и т.д. Томаты не только лежали на прилавке, но и висели на дугах над ним. Я также увидел и журналы, и фотографии, и томаты в банках. Трудно передать мою радость от увиденного.

Кто-то, кого я не знаю, повторяет мой путь. И к нему, как в своё время ко мне, стоит большая очередь жаждущих купить отобранные частником семена. Ведь у него не просто "Бычье сердце", а отобранное самим любителем "Бычье сердце", более урожайное и раннее. Точно так же, как и я, дяденька продавал семена в самодельной упаковке и без устали рассказывал, рассказывал, рассказывал...

Я наблюдал за частником около 20 минут, и всё это время толпа не уменьшалась. Торговля шла весьма бойко. А ведь в павильонах у стендов семенных компаний, предлагающих большой ассортимент семян в фирменных красивых пакетах, желающих эти семена приобрести было совсем немного.

Вот что значит харизма продавца, бойкий язык хорошо разбирающегося в сортах специалиста и умеющего ответить на любой вопрос, заданный огородником. Вот что значит простая, но очень наглядная реклама в виде живых томатов и банок с консервацией, качественные фото и очень убедительные журналы.

И напоследок предлагаю вспомнить уроки арифметики:

В одном томате около 200 семян. Продавец, за которым я наблюдал, продавал 10 семян по 5 рублей за одну упаковку. Несложно подсчитать, что один томат он продавал за 100 рублей, в то время как на рынке можно было купить 1 кг за 10 рублей, а за 100 рублей - 10 кг плодов. И это было не в конце 80-х годов, а совсем недавно, когда рынок уже был заполнен подобными товарами.

Надо уметь продавать, надо уметь рекламировать, надо очень хорошо разбираться в предмете продажи, любить своё дело и очень-очень верить в свои силы. А денег для этого много не надо. У вас хватит.