May 8, 2023

Я уехал из России, ч. 5

17.10 - 20.10 2022 г.

— Я сразу понял, что ты ко мне, — сказал проводник, когда заметил, что я в одиночестве топчусь у вагона.

Несколько минут назад я не мог пройти проверку на входе — на ленте высветился подозрительный предмет. У меня были рюкзак и магазинная сумка с продуктами, куда я кинул остатки вещей.

— У вас там что-то металлическое, похоже на шприц.

«Приехали, — думаю, — двести двадцать восьмая?»

— Расческа, — предположил я и достал расчёску.

— Нет.

Тогда я вытащил всё.

Оказалось, виновницей была зубная щётка.

После того, как поезд тронулся, проводник зашел ко мне и радостно продекламировал:

— Кайфуй!

Я ехал в купе один.

Потом ко мне заглянул второй проводник и с сожалением заметил, что еды у них нет, зато чая хоть отбавляй. Я, было подумал, что бесплатно, но меня быстро привели в чувство.

С собой у меня были пара йогуртов и круассаны. Должно было хватить — ехать чуть больше суток.

Я достал книгу и принялся читать.

Веселье началось с пересечением границы.

Сначала для проверки зашли кыргызы.

— Когда приехали? С какой целью? Куда дальше? Книжка про любовь?

Долго что-то записывали и поставили штамп.

На следующей станции зашли казахи с овчаркой.

Пограничник попросил меня открыть рюкзак, я открыл. Попросил выложить из него все вещи и не складывать обратно, пока проверка во всем вагоне не завершится.

Расспросов было много. От стандартных «куда», «зачем» и «откуда» до «женат ли» и «кто по национальности». После проверки внутреннего паспорта (заграничного было недостаточно) меня оставили в покое, но я до последнего не собирал рюкзак.

Внезапно разгорелся скандал. Собака встала лапами на одежду одного из проводников. Он оказался сильно верующим мусульманином, и его это оскорбило:

— Это не по-человечески! — возмущался он, — так нельзя! Аллах всё видит!

Дело дошло до начальника погранконтроля. Стоянка затянулась минут на сорок.

Когда поезд тронулся, было еще слышно, как проводник в негодовании сотрясает воздух, но в конце концов и он, убаюканный, остыл.

За окном сменяли друг друга скучные равнинные пейзажи, за стенкой пожилая пара переговаривалась о своем возвращении в Россию (они не бежали, просто действительно путешествовали) — поезд шёл в Казань.

Без книги было бы совсем тоскливо.

В Астану я должен был приехать в семь вечера, о чём уведомил О., женщину, которая предоставляла жильё.

Ещё в Бишкеке я посмотрел на 2Гис, что непосредственно в здании вокзала есть круглосуточный обменник, а до нужного мне адреса ездит общественный транспорт. Что могло пойти не так?

Для начала поезд приехал сильно после восьми. В том месте, куда вела карта, обменника не оказалось (позже я его нашел, когда катался в Павлодар). Местный предложил поискать на другой стороне, но там правила тьма.

Холод и неприязнь охватили меня. Всё шло не по плану.

Я подошёл к двум мужчинам на перекрестке, один из них оказался таксистом.

— Отвезу за две тысячи, — сказал он.

— У меня только рубли.

— Можем доехать до обменников на Республике.

Я согласился.

На Республике все обменники с надписью «24/7» оказались закрыты.

— Пссс… — позвал меня странный тип в пальто, — могу поменять деньги. Сколько у тебя?

— Пара тысяч.

— Не, мало. Давай больше.

— Пять. Больше пока не могу.

— Мало-мало. Ты такого курса нигде не найдешь, тут уже все закрыто. Давай двадцать.

— Нет, спасибо.

Я вернулся в такси. Предложил отдать рублями.

Таксист сказал, что у него не будет сдачи, он мне не сможет столько разменять.

Нашёл телефон действительно круглосуточного обменника, но, по словам таксиста, поездка туда отнимет у меня ещё пару тысяч. Тогда я предложил позвонить О. Она заплатит, а я с ней рассчитаюсь позже. Так и поступили.

О. тем временем меня уже потеряла. Связь мы держали по Whatsapp, а теперь я был недоступен.

От обменников у Республики до дома оказалось недалеко, таксист и тут пытался меня запутать, беря деньги за ого-го какой крюк.

— Это очень много, — сказала О., совершив перевод.

Я только открывал для себя чудный казахский мир денежных переводов в два клика — у редкого таксиста находилась сдача.

Итак, я оказался без денег и связи в новой стране. Оставалось только спать, но завтрак был слишком давно, и голод давал о себе знать.

Я попросил О. об услуге — мы прошлись до ближайшего сетевого супермаркета, прямо у дома, я взял йогурты, сыр и хлеб.

— Чай есть, — сказала она, показывая на кухонную полку.

В квартире не было не только чая, но и ложек, вилок, газа, Интернета. В первые минуты это кажется катастрофой, но любые такие сложности решаются за один день. Ладно, два.

Сыр, батон и йогурт (вода из Бишкека еще не кончилась)

На самом деле к квартире претензий никаких, как и собственно к О., пришедшей на выручку в трудные времена. Это было жильё по знакомству за символическую арендную плату, что позволило мне серьёзно сэкономить.

Утро я начал с похода на Республику — обменники проснулись, гуляем на все! Сходил в Теле2, оформил сим-карту — безлимитные мессенджеры и youtube, увесистый пакет трафика — вот это вот все. Первое впечатление от холодной столицы оказалось, к счастью, обманчиво.

Затем я отправился в ближайший «Центр обслуживания населения». Мне нужно было получить ИИН для открытия банковского счёта. К сожалению, ближайший ЦОН не занимался делами иностранцев, но рядом был банк, в котором можно было подать документы. Меня сфотографировали, записали все данные, сказали ждать СМС. СМС пришло с отказом. Еще раз идти в ЦОН или в банк мне не хотелось, остаток дня провел дома за работой.

Это фото я уже обнаружил в 2023 г. в расписке, которую мне прислали из банка. Обратите внимание на значок "Мир", кажется, я прямо так и улетал из России.

Поужинать вышел в белый свет. Ну, как белый. Доннер за углом. Если что-то выглядит как тошниловка и крякает как тошниловка, то результат известен. Фирменный лагман этого заведения — первая еда с момента отъезда, с которой категорически не смирился желудок.

Это были неправильные пчёлы!

На следующее утро прилетала мама. Я заказал такси, и поехал в аэропорт. Если вы смотрели фильм «Чёрный человек» в оригинале, водитель разговаривал на показанной в картине смеси казахского и русского мата, причём русского мата, конечно, было больше, чем государственного языка. Мы с ним пожурили развязавшего войну Путина, пожалели казахов, которых отправили на убой, и бежавших из России молодых ребят, которым некуда податься.

Мама привезла чемодан — репатриироваться налегке не принято, и, раз уж, всё равно оказалась за границей, решила составить мне компанию на неделю-другую.

Знакомьтесь, флюоромобиль:

Астана — столица капиталистического романтизма. Тут строили и продолжают, кто во что горазд. Это сперва расстраивает, но потом привыкаешь. Однажды город найдёт свой стиль.

Военно-исторический музей РК

С приездом мамы пошёл дождь. Практически в одном хозяйственном магазине купили всё, чего так не хватало в квартире. В специализированном ЦОНе (для иностранцев) мне все-таки удалось открыть ИИН, и можно было планировать посещение местного банка. Мама не захотела, а когда спохватилась, ЦОН переехал. Но это были уже другие дни, и, забегая вперед, квест был успешен.

Озябы

Первую прогулку начали со старой Астаны. Да, этот город не так молод, как может показаться.

Бывшая мусульманская школа

Исторические памятники архитектуры в основном сосредоточены вокруг улицы Кенесары. Хотя понятие «вокруг» — относительное и зависит от количества шагов, которое вы можете пожертвовать в угоду радиусу.

Дом купца Василия Кубрина, 1905 г.
Торговый дом купца Матвея Кубрина, 1907 г.
Дом купца Моисеева, 1918 г.

Каждый особняк, каждый резной наличник растапливали мое сердце. Перспектива зависнуть в Астане на пару недель уже не казалась такой ужасной.

Купеческий дом, 1846 г., ныне - музей писателя Сакена Сейфуллина
Жилой дом доктора Благовещенского, XIX в.

От деревянного зодчества — к советским мозаикам.

От мозаик — к граффити:

От граффити через современную архитектуру — к ампиру.

Столица, даже не будучи ей, переименовывалась не раз. Последний — после протестов. Акмолинск, Целиноград, Акмола, Астана, Нур-Султан, и снова Астана.

В память о Целинограде есть это:

В завершение прогулки вышли на набережную Ишима. Вероятно, осенью она не пользуется популярностью. Лютость астанинского ветра мы еще ощутим на своих шкурах чуть позже.

Жемчужиной этого места является пешеходный Атырауский мост - 313,5 м длиной.

Поужинать зашли в кафе турецкой кухни «Degirmen». Снятая прямо с огня шкворчащая пища еще свежа в воспоминаниях. Хотя с названиями блюд по прошествии стольких месяцев — беда.