Пантеон.Салон
January 11, 2023

Чайковский. Сентиментальный вальс

/ П. И. Чайковский. Сентиментальный вальс, Op.51/6 (1881)
/ Москва, XV Международный конкурс имени П. И. Чайковского, 1-й тур, 2015.


Люка́ Деба́рг (фр. Lucas Debargue; род. 1990) — французский пианист, лауреат XV конкурса Чайковского в Москве (IV премия).

Поступил в Парижскую Высшую национальную консерваторию музыки и танца в класс Жана Франсуа Эссе. Однако преимущественно учился у Рены Шерешевской, ученицы профессора Московской консерватории Льва Власенко, — в региональной консерватории города Рюэй-Мальмезон и в парижской Нормальной школе музыки имени Альфреда Корто.

== Из интервью (ClassicalMusicNews, 2021).

— Ваше появление на XV Международном конкурсе имени П. Чайковского имело эффект разорвавшейся бомбы. Зрители тогда разделились на два лагеря: на тех, кто был уверен, что вы достойны победы, и на тех, кто считал, что Люка Дебарг не из мира профессиональных исполнителей и не совершенен. Но все они признавали, что вы безусловно одарённый музыкант, имеющий свой, уникальный путь становления как пианиста.

После конкурса обрушилась лавина предложений участвовать в многочисленных шоу на телевидении, в совместных творческих проектах и концертах с лучшими музыкантами мира. Как вам удалось справиться с этим колоссальным вниманием к вашей персоне, которое провело черту между жизнью до конкурса и после?

— Люка Дебарг: Это было очень тяжело… Особенно первые два года после конкурса Чайковского. В течение этого периода я размышлял — мой ли это путь, должен ли я ему следовать. Я отдавал себе отчёт в том, что случившееся со мной являлось мечтой очень многих музыкантов, а также почувствовал большую ответственность, в первую очередь, перед моими зрителями, которые с теплом отнеслись ко мне.

Только через два года я пришёл в равновесие и почувствовал в себе уверенность. За этот период я научился организовывать свою жизнь таким образом, чтобы успевать погружаться в музыку в экстремальном режиме постоянно концертирующего пианиста. Этот путь был напряжённый, но он дал возможность переосмыслить всё то, что было до конкурса и что случилось после. Это некий вызов, обнуление, которое случилось за это время, и могу сказать, что я смог вернуться к первоначальному внутреннему ощущению баланса и вышел из той ситуации обновлённым…

Честно сказать, хотя конкурс был отнюдь не простым испытанием, но после него жизнь стала гораздо сложнее. Я вошёл в число лауреатов и должен был соответствовать этому высокому уровню, а это бремя было гораздо тяжелее.

Конкурс — это смесь факторов, которые сложились в одно, это миг, который происходит здесь и сейчас: готовность конкурсанта и его выступление на сцене, жюри в определённом состоянии, элемент удачи или шанс, который выпадает музыканту. А вот то, что происходит после, когда ты стал лауреатом, это нечто иное.

Ты остаёшься наедине сам с собой и обязан ежедневно тяжело трудиться, потому что оказался в сонме таких же талантливых и супер-талантливых музыкантов, за каждым из которых стоит такая же титаническая работа. И теперь твоя цель в жизни — музыка и творчество.

— Вы неоднократно говорили в интервью, что любите русских писателей, в частности Фёдора Достоевского. Каких авторов читаете ещё, и позволяет ли знание русского языка читать произведения русских писателей в оригинале? (интервью шло на английском языке, но на этот вопрос Люка ответил по-русски — прим. О.Г.)

— Ещё нет, но я надеюсь, что вскоре смогу. Сейчас я чуть-чуть читаю поэзию Осипа Мандельштама, Марины Цветаевой, Александра Блока, но это ещё трудно для меня.

— Вы берёте уроки русского языка или изучаете его самостоятельно? (отвечает по-русски — прим. О.Г.)

— Я учу языки по слуху без педагога. Когда я приступил к изучению русского, я думал, что он очень сложный, было страшно начать. Но я надеюсь, что буду вскоре читать Достоевского в оригинале. Он действительно мой любимый писатель и очень важен для меня.

(Далее на английском — прим. О. Г.) Я считаю, что Достоевский достиг в своих работах невероятной глубины, понимая суть человеческой природы. Его персонажи сложны и характерны. Они сочетают в себе брутальность и нежность, святость, граничащую с безумством, животные, примитивные качества с божьим промыслом. Он обличает души своих героев, которые одновременно созданы и богом, и дьяволом.

Для меня романы Достоевского — это учебник по человеческому бытию, потому что всё, что он описывает в своих героях, ту страсть и напряжение в его произведениях мы найдём, если внимательно посмотрим по сторонам. Этот автор до сих пор актуален и современен. Конечно, его работы невозможно сравнить ни с какими сериалами и кинофильмами, которые демонстрируются в нынешнее время на телеэкране, где самые обычные люди имеют нормальные отношения с такими же простыми людьми, и эти сюжеты незамысловаты. Мистерия, которую я вижу вокруг, на которую обращаю своё внимание, созвучна с той мистерией, которую создал Достоевский в своих романах.