Carmen
September 20, 2022

Сияние Серебряного века | Александр Блок. Заколдованная любовь


/ муз. Ольга Никитина, сл. Александр Блок
/ аранж. Сергей Каминский / исп. Руслан Богатырев
/ поэтическая инкрустация: Руслан Богатырев

/ кармен-фильм: на основе фрагментов фильма «Прощание с Петербургом» реж. Яна Фрида (Ленфильм, 1972)
/ в гл. ролях: Гирт Яковлев и Татьяна Бедова.

Текст создан с использованием авторского метода поэтической инкрустации из трёх стихотворений Александра Блока:
• Я и молод, и свеж, и влюблён (1902)
• Мы встречались с тобой на закате (1902)
• Одинокий, к тебе прихожу (1906).

Практически каждый мой кармен-романс подвергается последующей экранизации. Тщательно подбирается кинематографическая основа. Как правило, из сокровищницы нашего кино (Рубиновый век русской культуры).

Причём так, чтобы сам романс отражал ту самую историю любви, которая возникает на экране уже после нового монтажа, после создания новой миниатюры — краткого музыкального кармен-фильма. А уже затем на акустических концертах можно мысленно представлять себе эти образы, совершенно иначе эмоционально наполняя само произведение.

Российская Империя… Середина XIX века… Павловск и Петербург… Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская…


ЗАКОЛДОВАННАЯ ЛЮБОВЬ

Я и молод, и свеж, и влюблён,
Я в тревоге, в тоске и в мольбе,
Зеленею, таинственный клён,
Неизменно склонённый к тебе.

Тёплый ветер пройдёт по листам —
Задрожат от молитвы стволы,
На лице, обращённом к звездам, —
Ароматные слёзы хвалы.


Ты придёшь под широкий шатёр
В эти бледные сонные дни
Заглядеться на милый убор,
Размечтаться в зелёной тени.

Ты одна, влюблена и со мной,
Нашепчу я таинственный сон.
И до ночи — с тоскою, с тобой,
Я с тобой, зеленеющий клён.


Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твоё белое платье,
Утончённость мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди — на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.


Одинокий, к тебе прихожу,
Околдован огнями любви.
Я и сам уж давно ворожу.
Ты гадаешь.— Меня не зови.—

Ворожбой полонённые дни
Я лелею года, — не зови…
Только скоро ль погаснут огни
Заколдованной нашей любви?

== История романтической любви
== Иоганн Штраус и Ольга Смирнитская

В середине XIX века молодой австрийский композитор Иоганн Штраус неоднократно приезжал в Россию. Его концерты в Павловске, близ Петербурга, всегда проходили с неизменным успехом. В память о своём пребывании в России композитор написал известный вальс «Прощание с Петербургом».

Фильм «Прощание с Петербургом» повествует о пребывании в России Иоганна Штрауса, его концертах в Павловске летом 1857 года и о любви к русской аристократке Ольге Смирнитской, которой он посвятил несколько своих сочинений.

Штраус и Смирнитская вели переписку, но письма эти считались утерянными. Лишь в начале 1990-х в архивах городской библиотеки Вены обнаружили их точные копии. После этого книгу писем опубликовали в Австрии (журналист Томас Айгнер), где она произвела настоящий фурор, — существование русской музы Штрауса было доказано.

Ольга была одной из первых русских женщин-композиторов, и своеобразным признанием ей в любви стало то, что Штраус включил её польку-мазурку в программу своего концерта. Одна из его знаменитых полек, которую он посвятил Ольге, называется «Бонбоньерка». Так Штраус и Ольга называли тайные послания, которыми они обменивались с помощью друзей.

Влюблённые были вынуждены скрывать свой роман, так как родители Смирнитской были против их встреч. Композитор писал девушке полные нежности письма, а она отвечала ему на них романсами, мелодии которых Штраус потом обыгрывал в своих сочинениях.

Иоганн пытался получить разрешение на брак и у самой девушки, и у её родных, и у своей матери, но так ничего и не добился.

Влюблённые даже замышляли побег, но Ольга на него не осмелилась. В 1860 г. Штраус снова просил её руки и снова получил отказ. Композитор продолжал засыпать её письмами. После того, как девушка подарила ему свой локон, он ей написал: «Целовать твои волосы — моё неизменное счастье».

«Ольга, дитя моё, вот хочу открыть тебе моё сердце, что я тебя безумно люблю. Ты уже знаешь, что мне невозможно жить без Тебя. Я могу жить, только обладая тобой, ангел, только чувствуя Твоё дыхание, я могу сохранить свою жизнь. Моя боль с каждой минутой быть всё дальше от тебя столь велика, что я предпочитаю умереть, чем выносить эту муку. У меня нет сил, я слишком люблю Тебя, жизнь без Тебя подобна смерти, — и лучше будет для нас обоих, если меня больше не будет», — писал в отчаянии Иоганн Штраус.

После расставания с композитором Ольга вышла замуж и прожила в браке 60 лет. Штраус женился трижды, но тоже не обрёл ни счастья, ни покоя. Портрет Ольги он хранил всю свою жизнь.

В последний раз «король вальсов» давал концерты на Пасху 1886 г. в Санкт-Петербурге, Москве и Павловске.

— Руслан Богатырев — автор и исполнитель русских песен и романсов, шедевров Серебряного и Рубинового веков русской культуры, русской духовной музыки, романтических и танцевальных песен Европы и стран Латинской Америки.

Камерный и эстрадный певец. Лирико-драматический тенор. Лауреат Международного конкурса им. Ф. И. Шаляпина (2011), Международного конкурса памяти С. В. Рахманинова (2013), Международного конкурса старинного русского романса им. Изабеллы Юрьевой (2016), лауреат и дипломант конкурсов классической и эстрадной песни в России, Украине, Италии и Испании.

В своём творчестве исповедует красоту национального орнамента, глубину и выразительность слова в традициях учения князя С. М. Волконского, директора российских Императорских театров и Русской консерватории в Париже.

Автор слов к русским песням и романсам, инструментальным произведениям П. И. Чайковского, Д. Д. Шостаковича, Г. В. Свиридова, М. Л. Таривердиева, А. С. Зацепина и Е. Д. Доги.

Автор кармен-романсов на стихи Александра Блока, Николая Гумилева, Константина Бальмонта, Сергея Есенина, Анны Ахматовой, Ивана Бунина, Владимира Набокова.

За свою деятельность по развитию русской вокальной музыки в 2016 г. награждён почётной медалью В. П. Зубова, отца-основателя уникальной русской коллекции смычковых инструментов работы итальянских мастеров: Антонио Страдивари, Андреа Гварнери, Франческо Руджери и Николо Амати, директора Московского отделения Императорского Русского музыкального общества (ИРМО).


• Кармен. Carmen. Романсы и фильмы: https://proza.ru/2021/03/16/1545
• Пантеон искусств. Два царства: https://proza.ru/2022/08/08/134

• Аудиозаписи (MP3): https://www.realrocks.ru/id188782/music/
• Видео (YouTube): https://www.youtube.com/c/RuslanBogatyrevOfficial/videos
• Официальный сайт: http://ruslanmusic.ru/