September 29, 2020

Этика, мораль и все-все-все

Коротко тезисы (можете не читать каждый отдельно, если вам очевидно или неинтересно).

  1. У меня нет моральных принципов, потому что у меня хорошая фантазия. Я всегда могу представить себе обстоятельства, в которых придется поступить против "принципов".
  2. Вместо моральных принципов у меня есть этические эвристики. Обычно если обманывать людей, выходит плохо. И так далее.
  3. Я очень ленива, поэтому отхожу от эвристик как можно реже — как и любой отход от эвристик, это дело затратное и часто более затратное, чем кажется.

Это позволяет мне, с одной стороны, хорошо ориентироваться в мире неопределенности, а с другой — не наносить окружающим много вреда.

Мне очевидно, что если в мои ценности входит благополучие других людей + есть адекватное понимание того, как благополучие других людей влияет на мое собственное благополучие, то я буду вести себя так, чтобы им не вредить, и при этом себе не вредить.

Отсутствие жестких правил и жестких принципов позволяет мне:

  • не страдать по этическим вопросам;
  • менять свое мнение о том, какое поведение наносит вред, а какое нет, на основе свидетельств;
  • быть проинтегрированной;
  • действовать согласно своим долгосрочным предпочтениям.

Мне, видимо, сильно помогает отсутствие аффективной эмпатии: я не ощущаю какие-то особенные штуки если вижу, что кто-то страдает/радуется/еще что-то там.

Я не люблю, когда люди страдают, особенно если это устраивают другие люди. Я считаю, что так не должно быть! В основном, потому что страдающие люди не особо эффективно справляются с новыми задачами, а у меня есть задачи, которые надо решать сообща, и мне бы хотелось, чтобы люди приняли в этом посильное участие. Если они будут страдать, то мало мне помогут! Еще потому что я бы хотела, чтобы люди были мне рады. Им сложно радоваться мне, если они страдают. Еще я люблю встречать сопротивление и люблю ощущение веселой игривости, поэтому я бы хотела, чтобы у людей вместе с ощущением радости от жизни было ощущение разнообразия, челленджа и так далее.

Частые вопросы по этому поводу:

  • Что делать со страданиями животных? Ответ: я не знаю и мне нет до этого дела, пока страдают люди. Мне не нравится, если люди мучают животных, потому что я думаю, что в каком-то количестве бессмысленная жестокость может переноситься на людей, а это уже плохо.
  • Как регулировать то, что люди ранятся об других людей, когда те стоят не шевелясь? Ответ: относиться бережно и душевно, свои границы держать крепко (не путать с привычным правом на агрессию), довыдавать заботы и любви, смотреть, что будет.
  • Что делать с людьми, которые нарушают правила и наносят вред окружающим? Ответ: если наказание помогает удержать других от проступка, то наказывать. Если ресурсы позволяют, то наказывать мягко. Если не позволяют — как придется.

Да разверзнутся комменты!