Интервью
November 21, 2018

«Задача подкастера — сформировать у слушателя привычку и поддерживать её»

Интервью с редактором и ведущей подкаста «Редач» Ирой Грязных о том, как сделать хороший подкаст: выбрать тему, взять интервью у героя в другом городе и добиться хорошего звука при записи.

— Последние три книги, которые ты прочитала?

— Карл Саган «Миллиарды и миллиарды», Эдвин МакКонки «Геном человека» — книга классного американского учёного, который объясняет, как среда влияет на человека и человек влияет на среду, и третья — «Договориться можно обо всём» Гэвина Кеннеди. Она прям вообще крутая: там различные тесты и много практик, которые можно сразу применять в жизни.

— Кого регулярно читаешь в Телеграме?

— Канал с подборками «Что почитать редактору». Не скажу, что мне всегда нравятся подборки, но иногда там бывают интересные штуки, которые читаешь и думаешь: «Вот ребята молодцы, круто, что всё это делают». Естественно читаю «Главред» и «Мастерскую Главреда», где все лошат какие-то сайты, тексты или, наоборот, хвалят.

— А Ютьюб смотришь?

— Смотрю, но по большей части развлекаловку всякую.

— Ты разделяешь контент на рабочий и для отдыха?

— Да, я стараюсь так делать. Потому что иначе можно запутаться, особенно если коммуникация везде разная. Допустим тебе во «ВКонтакте» пишут и заказчики, и друзья, и те же подкастеры какую-то фигню несут: «О, боже, давай совместный проект сделаем». Поэтому я просто стараюсь разделять каналы. «ВКонтакте» — это мой подкасты и друзья, знакомые. Фейсбук — для работы и привлечения заказчиков. Телеграм — для общения, а Ютьюб — посмотреть что-нибудь по профессии, по английскому.

— Какие новостные издания читаешь?

— Медузу, РБК. Ещё иногда афишу «Вилладжа», но я не могу сказать, что они про новости, скорее это интертеймент. Последнее, что я читала — расследование «Инсайдера» про шпили Солсберецкого собора и спецслужбы.


— Как ты начала делать свой подкаст «Редач»?

— У меня есть паблик, он тоже называется «Редач» — то есть за названием я далеко я не пошла, а просто добавила в него подкаст. Изначально я думала, что буду просто рассказывать какие-то редакторские истории: что получилось, что не получилось, где я косякнула, как не надо делать.

Но скоро я поняла, что редактура это очень узкая история, а подкаст должен цеплять как можно больше людей. В паблике хотя бы как-то читают посты, пролистывают ленту, но чтобы заинтересовать людей подкастом, нужна или супергорячая тема или очень большая целевая аудитория. Соответственно, я немножко переквалифицировалась с рассказов про редактуру на смежные темы: копирайтинг, работу с заказчиком, денежные вопросы, налоги. То есть всё, что может касаться удалённой работы и человека, который пишет или верстает.

У меня были пробы с подкастами лет пять назад, но они были совершенно неудачные. Там был полнейший трэш.

И я как-то это дело забросила, но у меня всегда внутри был такой маленький червячок, который говорил: «Ну, пожалуйста, ну давай, попробуй ещё разок!» И как-то так случилось, что я начала подкасты, а потом «ВКонтакте» стали их продвигать, и я в эту движуху попала.

— Прежде у тебя был опыт работы на радио?

— Я стажировалась на радио в университете, потому что у меня журналистское образование. Но чтобы прям годами работать на радио, вести новости или передачу — такого не было.

— Недавно Михаил Ходорковский спросил у себя в Инстаграме, не сделать ли ему подкаст. Как ты объясняешь такой бум, почему все вдруг решили делать подкасты?

— Мне трудно сказать откуда растут ноги и руки. Мне кажется, что основной бум произошёл, когда «ВКонтакте» анонсировали подкасты у себя. История разлетелась по «Виси», «Вилладжу» и другим СМИ.

В первые два дня было около 100 подкастеров, включая Дудя и каких-то вообще неизвестных, которые попали в подборку. А через пять-шесть дней там [во «ВКонтакте». — Примеч. ред.] начали появляться люди, у которых даже не было подкастов. Это была волна: кому-то хотелось подписчиков, кому-то просмотров, кому-то просто известности. Сейчас «ВКонтакте» настроила ленту и всё более или менее адекватно. До этого там был полный трэш: многие подкасты даже не были подкастами. Это были начитанные аудиокниги, какие-то философские размышления.

Поэтому, мне кажется, бум подкастов в России ещё впереди. То, что сейчас во «ВКонтакте» происходит, это просто одна сеть, возможно будет что-то ещё. Возможно появится какая-то суперплатформа, а возможно какие-то другие истории, пока трудно сказать.

— Вполне вероятно, что «Яндекс» выдаст нам что-нибудь прикольное.

— Кстати, да!

— А как «ВКонтакте» мотивирует подкастеров, какие инструменты он даёт?

— Изначально было около 100 бета-тестеров. Нам открыли доступ к платформе подкастов, и мы могли в своём паблике загрузить подкаст, который попадал в новостную ленту во вкладку «Подкасты». Причём его видели не только твои подписчики, а все, кто заходил в эту новостную ленту. После запуска там высвечивались все подкасты, которые вышли за последнее время.

В первый день были какие-то небывалые просмотры постов — у меня набралась 41 тысяча. Для меня это казалось нереальным с моим пабликом в две с половиной.

Плюс были прослушивания, потому что людям было интересно потыкать, посмотреть, как это работает. Где-то неделю весь этот движ сохранялся. Потом начали появляться другие подкастеры, и трафик, который лился именно к тебе, уменьшался, потому что конкуренция росла. А неделю назад «ВКонтакте» ввела умную ленту для подкастов. Всё так же, как с постами и аудиозаписями — нажимаешь на умную ленту, и тебе высвечиваются те, которые могут быть потенциально интересны. Если ты состоишь в группах про редактуру и копирайтинг, тебе будет высвечиваться «Редач». Если ты состоишь в группе MDK, то тебе будет, например, высвечиваться подкаст «Отвратительные мужики».

— Понятно.

— Сейчас просмотры падают, но зато, как нам обещают, у нас будет более целевая аудитория. То есть там подкаст будет сразу попадать к тем, кому он интересен. Пока непонятно, зачем «ВКонтакте» это делает. То ли она продвигает авторов, то ли хочет набрать крутого контента, чтобы привлечь на свою платформу больше людей. Сейчас мы тестируем механизмы «ВКонтакте», но никто не может сказать, чем это обернётся.

— Как ты готовишься к выпуску?

— Давай на примере последнего выпуска «Фрилансер на ИП»: государство постоянно вводит какие-то налоги, меняет условия, сейчас планируют ввести налог для самозанятых — тема острая, животрепещущая. Поэтому хотелось разобраться, что вообще выгоднее. Соответственно сначала я проштудировала, какая вообще есть информация по теме: статьи, интервью, видео. Нашла человека с ИП, выяснила, на чём можно сэкономить, на чём нельзя, как и сколько платить. И в конце собрала всё это в единую структуру.

Иногда я пишу «рыбу», но это просто план: приветствие, тема подкасты, тезисы, доказательства, комментарий героя и завершение. Беру «рыбу» и по ней либо начитываю, либо просто по памяти наговариваю текст выпуска, монтирую и публикую везде, где только могу.

Если у тебя есть RSS — это важная вещь — ты можешь публиковать запись в одном месте, а она сама будет подтягиваться на все остальные площадки. А ты можешь сидеть сложа ручки и просто похихикивать —  техника всё сделает за тебя.

— Как ты записываешь выпуск: сразу или сначала репетируешь, например, три раза читаешь вслух?

— Первый подкаст я записывала именно так: села, начитала и поняла, что это полнейшее говно, что выпускать его вообще нельзя. Первый подкаст длился, наверное, минуты три, а я перечитывала его три часа.

Хорошо, если текст, который ты видишь перед собой, уже адаптирован под аудиоформат. Но чаще всего это просто «рыба» и тебе надо сделать так, чтобы человек слушал и понимал, что происходит.

Тут работает история с трёхкратным повторением: в начале говоришь, о чём подкаст, в середине напоминаешь, что у тебя вообще в подкасте происходит, а в конце ещё раз рассказываешь, о чём он. Это нужно, потому что человек может загрузить выпуск, но нечаянно листнуть в середину. Такие моменты стоит учитывать и даже иногда отслеживать.

— Всё как с текстом: первый черновик всегда говно.

— Да, если не говно, то очень близко к говну. Сейчас по прошествии полугода я смотрю и думаю: «Фууу! Я бы сейчас уже так не сделала!» Конечно, это радует, потому что ты видишь свой рост и понимаешь, к чему стремиться, где косячишь и как это можно исправить. Правда, не всегда получается исправлять, как надо.

— Я знаю несколько ребят, которые ужасно картавят и тем не менее делают подкасты. Не знаю, продолжают ли они до сих пор делать выпуски или нет. Я откровенно не понимал, зачем они это делают: ведь их невозможно слушать целый час. Как считаешь, может ли человек, у которого проблемы с дикцией, делать подкаст?

— Мы недавно переписывались в общем чатике с подкастерами и пришли к выводу, что главное в подкасте это звук и то, как его воспринимает человек. Поэтому звук — это единственный канал коммуникации со слушателем. Если у тебя звук кривой, если ты говоришь непонятно, если у тебя на заднем фоне бьют тарелки, и мяукают котята — это конечно сначала удивляет, а потом начинает бесить и чаще всего отторгает. Я не могу сказать, что обязательно нужно иметь идеальную дикцию, идеальное произношение — наверное нет. Но чистый звук и понятная речь — это маст хэв.

— Ты ходила на курсы по постановке речи и голоса?

— Когда я училась на журналиста, у нас был предмет «Техника речи». Мы там страдали: говорили скороговорки, разные мимические упражнения делали. Если перед подкастом я чувствую, что сдаю, я начинаю говорить скороговорки, мычать, ойкать, айкать. Это помогает, если ты уже совсем не в состоянии разговаривать. Когда язык заплетается, достаточно 5–10 минут упражнений, и всё нормально. Есть люди, которым это вообще необязательно. Если ты нормально говоришь, у тебя приятный тембр, ты не шепелявишь, не картивишь так, что слов нельзя разобрать — то и упражнения не нужны.

Большинство людей приходят в подкаст не потому что ты идеально скороговорки говоришь, а потому что даёшь классный контент и тебя интересно слушать.

— Для тебя имеет значение личность ведущего?

— Что ты имеешь в виду под личностью? Некий бэкграунд?

— Да, то есть важно ли тебе, чтобы у него были какие-то регалии, заслуги?

— Если про бэкграунд, то на самом деле не очень, потому что когда я впервые включаю подкаст, то не всегда читаю описание. Просто смотрю на тематику и название выпусков. Если тебе нравится, ты включаешь и слушаешь. Если тебя устраивают содержание и подача, то ты можешь слушать дальше.

Чтобы рассказывать о рекламе, не обязательно, быть победителем Каннских львов.

Но, конечно, всегда приятнее послушать тех, кто это делает профессионально. Допустим та же самая «Медуза» — они молодцы.

— Ты говорила про качество звука, что оно очень важно. Можешь дать два-три совета начинающим о том, как сделать звук хорошим, чтобы это было приятно слушать?

— Первое, это найти тихое помещение. Но такое, где не только голые стены, а есть что-то, что может поглощать звук. Потому что если будут только стены, звук будет рассеиваться, и всё будет звучать как через сломанный телефон. Второе, это не записываться с гарнитур, потому что они не так классно передают звук. Признаюсь честно, у меня микрофон за 300 или 400 рублей с Алиэкспресс — это не профессиональный микрофон за 10 тысяч, который ловит любое колебание. Но для начинающих подкастеров его хватит. Нет смысла вкладывать деньги в то, что возможно не вернёт вам эти деньги. И третье, надо посмотреть парочку уроков на Ютьюбе. Там есть короткие видео на две минуты о том, как улучшить звук. По идее нужно выучить четыре кнопки в Adobe Audition, и всё будет хорошо. По крайней мере, лучше, чем у тех, кто просто записывает на телефон и потом это выкладывает.

— Кого стоит посмотреть, чтобы прокачаться в подкастах технически?

— На самом деле я просто вбиваю «уроки адоб аудишн настройка звука для подскастов» и смотрю всё, что выпадает в топе. Естественно приходится отсеивать всякую рекламу, трэш, когда человек пять минут говорит «Меня зовут так-то, я руководитель такого-то направления». Ты думаешь: «Ну всё, хватит». Обычно уроки по делу — они короткие. Если вы видите что-то на две-пять минут, чаще всего это оно, потому что там нет ничего сложного.

— Ещё один технический вопрос. Как взять интервью у человека, если он в другом городе? Ведь не факт, что у него есть хороший микрофон.

— На свой страх и риск, только так. Даже если герой в твоём городе, и вы записываетесь удалённо, может быть куча факапов. Например, у кого-то из вас слетел интернет. У меня такое было: ты что-то говоришь, настраиваешь взаимодействие, и вдруг выпадает интернет. А в этот момент собеседник продолжает отвечать. Естественно, вернуть ситуацию и настрой уже невозможно. После звонка приходится переходить к другому вопросу.

И почти всегда у кого-то скорость передачи выше, а у кого-то ниже. Соответственно кто-то записался лучше, а кто-то хуже. Я не пробовала, но некоторые ребята записывают каждый свою дорожку отдельно, а потом кто-то один монтирует три дорожки в аудиоредакторе. Чаще всего у того, кого ты записываешь, звук будет немного хуже из-за передачи.

У меня был один подкаст с ужасным звуком, который было совершенно невозможно вытянуть. Но так, как там была прикольная информация, пришлось его оставить. За это стыдно, но в такие моменты думаешь, что, возможно, полезная информация чуть-чуть перетянет на себя качество. И чаще всего это не срабатывает. Поэтому сейчас я стараюсь записывать комментарии, потому что интервью — это куча рисков.

— Вопрос в стиле Дудя: назови пять лучших подкастов России прямо сейчас.

— Ха-ха, пять лучших подкастов. Сложно выделить кого-то, потому что очень много ребят, и они делают разные по формату вещи. Я могу назвать не лучших, а тех, которые мне нравятся, которых я слушаю.

Слушаю подкаст «Два по цене одного» — он про деньги, но на самом деле про то, как их тратить. Ещё слушаю подкаст «Пироги»: так уж случилось, что один из ведущих — знакомый моего знакомого, и в общем как-то пошло. Периодически слушаю «Маяк», но это сложно назвать подкастами. Это скорее именно записи радиопередач и классно начитанные книги. Ещё слушаю подкасты «Арзамаса».

— А в чём разница между подкастом и радиопередачей?

— Начнём с того, что радиопередача всё-таки выходит на радио. При этом не важно, где транслирует радио: в интернете или по волнам. И радиопередачу ты чаще всего не можешь переслушать. Вот она идёт в прямом эфире, закончилась, и всё — доступа у тебя к ней нет. По-крайней мере раньше так было.

Подкаст отличается тем, что ты можешь его переслушать, скачать, загрузить или слушать онлайн. Смысл в том, что ты слушаешь тогда, когда тебе удобно, а не тогда, когда семь вечера и в эфире программа такая-то и с вами такой-то ведущий.

— В сентябре у нас было интервью с Иваном Ветошкиным, который делает интернет-радио. Он очень любит прямой эфир. Круто, что теперь у нас есть герой, который за контент по требованию.

— Прямой эфир это тоже классно, потому что это эффект 100% присутствия, когда тебе звонят или ты звонишь, и вы разговариваете. Но мне кажется, сейчас вокруг нас столько информации, что иногда физически прямой эфир — это невозможно. И с точки зрения того, кто потребляет и с точки зрения того, кто вещает. То есть это надо дождаться, надо специально послушать. А в этот момент у тебя может быть что-то другое. Даже когда ты едешь в метро или куда-то летишь — ты чаще всего не можешь послушать радио в прямом эфире, потому что будут помехи, может прерваться эфир. А подкаст ты можешь послушать всегда.

— Есть ли кто-то, на кого ты равняешься по качеству, подглядываешь какие-то фишки?

— Мне очень нравится «Арзамас», особенно их выпуски про русский язык. Не знаю, слышал ты или нет, но это просто чудо. Они начали со сложных тем: диалектов, произношений, разницы северного и южного — а закончили подкастом про маты. У них классные подводки, отводки, и в середине подкаста они обязательно напоминают, про что выпуск. Это тот случай, когда и контент классный и ведущие хорошие. Они вроде просто говорят, но о сложных вещах. Это прям крутецкая вещь.

— С чего начинать подкаст? Что важно?

— Когда я выбирала тему, я смотрела на то, что интересно будет мне. Редактура и работа с клиентами это та вещь, в которой я, даже если не очень, но разбираюсь. У меня есть некий опыт, удачные и не очень истории — про это я могу рассказать. И вообще я стараюсь брать темы подкастов из жизни. Допустим, произошла со мной какая-нибудь история — плохая или хорошая не важно — и я рассказываю про неё в подкасте. Конечно, я не беру все истории, потому что есть какие-то рутинные ситуации, которые вообще никому не интересны. Но, допустим, факапы с заказчиками это то, что всегда заходит — это боль всех, кого не спросишь.

По поводу того, стоит ли ориентироваться на рынок — наверное, не стоит. Потому что, если бы я ориентировалась на рынок, я бы сделала разговорный подкаст, нашла бы соведущего, и мы бы обсуждали айфоны, приложения, сериальчики, игры. Это то, что сейчас в основном слушают поклонники подкастов: самосовершенствование, саморазвитие, продуктивность, эффективность, что-то развлекательное. Но я считаю, что такого уже много. Поэтому можно отталкиваться от того, что тебе интересно. Потому что чаще всего то, что тебе хочется рассказать, находит отклик у других людей.

…Если бы я ориентировалась на рынок, я бы сделала разговорный подкаст, нашла бы соведущего, и мы бы обсуждали айфоны, приложения, сериальчики, игры.

— Я тоже это заметил, когда готовился к интервью: слишком много подкастов про диджитал, игры, новинки техники. Мне кажется, там уже сложно сформулировать свою уникальность.

— А уникальность она только в ведущих. Если тебе нравится, как обсуждают ведущие, как они говорят, то, наверное, ты будешь это слушать. Но чего-то реально полезного, чтобы ты взял и применил это в жизни — такого очень мало. Я сейчас даже не про себя, а про рынок. Есть, например, бывшие SMM-котики, которые писали про эсэмэм, рекламу и маркетинг. Есть ещё пара подкастов про работу, например, «Батенька, где текст» от «Глаголев FM». Но там больше даже не про работу, а про впечатления от работы.

— Твой подкаст ещё выделяется тем, что все выпуски не дольше 15 минут. Почему так?

— Когда я начинала подкаст, мне хотелось, чтобы у людей был чёткий план. Чтобы они послушали подкаст и поняли, как надо или не надо делать. Причём чтобы это не было размазано на час, а укладывалось в пять минут: включил, послушал, пояснил за жизнь — и всё хорошо. Или плохо.

Cтандартный хронометраж должен быть пять или десять минут, потому что потом внимание слушателя рассеивается. У меня, например, почти 50% дослушиваний. И это дофига, если учесть, что лояльная аудитория около двух с половиной тысяч.

Не знаю, стала бы я слушать подкасты целый час. Это сложно, это прям надо ехать куда-то или делать какие-то рутинные дела и слушать, чтобы занять уши или мозг. Но в своей работе я не могу делать рутинные дела: я редактор и работаю без музыки и без звука. Мало того, если меня отвлекают какие-то мимоходящие люди или какой-то шум, я сразу же отвлекаюсь и меня это начинает бесить. Я вообще ничего не могу слушать, когда пишу. Я даже не слышу, что мне говорят.

— Как часто нужно выпускать подкаст?

— Главное, регулярно его делать. Дело даже не в том, как часто он выходит: раз в неделю, раз в две недели или раз в месяц. Тут история такая же, как с радио. Ты привык, что твоя программа выходит в шесть вечера в воскресенье, и ты будешь ждать её в это время. С подкастом примерно так же: люди, которые привыкли к подкастам, знают, что на этой неделе в четверг будет новый выпуск. Значит, в пятницу у меня будет свободное время, и я его послушаю.

Но если ты выпустил в течение месяца четыре подкаста по четвергам, а потом пропал на полгода — человек перестанет тебя слушать. У него должна сформироваться некая привычка, а ты должен эту привычку поддерживать.