May 15, 2018

Конец эпохи self-help

1 тезис: перестаньте прислушиваться к себе

Не пытайтесь «искать себя», «прислушиваться к себе», ничего там не найдёте, кроме пустоты и битых бутылок, лучше больше изучайте окружающий мир.

Мой комментарий: изучать себя всё-таки стоит, вопрос скорее цели этого изучения. Выше в блоге я писала про базовые психологические потребности - хорошо знать, что у тебя с твоими потребностями и быть с ними в контакте.

Автор здесь путает желание жить сиюминутными потребностями и желание жить в соответствии со своими ценностями. Он также много обращается к философии стоиков и понятию «долга». Так вот, не изучив себя, нельзя понять в чем твой долг.

Срединный путь: изучать себя И изучать окружающий мир. Определиться со своими ценностями.

2 тезис: сконцентрируйтесь на негативе

Стоики говорили memento mori. Автор выступает против тирании позитивного мышления и позитивной психологии.

Мой комментарий: в когнитивной психологии то, о чем говорит автор мы называем избеганием негативных эмоций. Избегание чего бы то ни было к добру не приводит, поэтому избегать негативных эмоций и мыслей конечно не стоит, лучше их принимать, например, но специальных упражнений по негативной визуализации я бы тоже не рекомендовала.

3 тезис: научитесь говорить нет

В противовес идее «всегда говори «да», «будь открыт возможностям». Говорить «нет» для автора - значит иметь свои приоритеты и быть способным их отстаивать.

«Всегда говори «да» - девиз весёлой коровы».

Мой комментарий: а вот здесь почти во всём согласна. Только, если вы пропустили п. 1, то есть не определились с ценностями (aka не прислушались к себе), то как вам узнать про свои приоритеты?

4 тезис: подавляйте чувства

Культура запретов сменилась культурой побуждений. Если раньше (до 1960х) было бы полезно давать больше воли своим чувствам, то сейчас ситуация изменилась и нам нужно вернуть запреты для баланса.

«Эмоциональный капитализм - это культура эмоций, где чувства становятся важным элементом обмена между людьми.»

Мой комментарий: ну я бы сказала скорее «откажитесь от эмоционально обусловленного поведения». Мы не устаём повторять клиентам, что чувства (любые) - это окей, проблемы возникают, когда мы слишком сильно верим своим чувствам, пытаемся бороться с ними или ведём себя, основываясь на чувствах. Срединный путь - не слипаться с чувствами.

5 тезис: откажитесь от коуча

Имеется ввиду отказ от общей тенденции «коучификации жизни» - отказ от разного рода технологий саморазвития. Саморазвитие заполнило духовный и ценностный вакуум и стало новой религией. Божество которой идеал реализованного человека и наше собственное «Я», служители - коучи, обряды - тренинги саморазвития. Это про нарциссизм. Что основное в нарциссизме? Восприятие других людей как объекты.

Мой комментарий: по сути я - за. Не превращайте коучинг или психотерапию в панацею. Но в России пока никто и не превращает!

6 тезис: прочитайте роман (а не книгу по саморазвитию)

Биографии и книги по саморазвитию шаблонны и не показывают всей сложности жизни. Они дают иллюзию линейности «делай раз - получишь два», а в жизни всё не так, поэтому мы только расстраиваемся. Лучше читать хорошие романы, там «всё сложно». Прямо как у нас.

Мой комментарий: не чините, что не сломано, но если у вас всё таки есть какие-то проблемы, читайте книги по этой теме. Библиотерапия хороший ресурс. Не знаете какие читать - напишите мне, я знаю)) Ну и романы не забывайте конечно! Чем романы лучше - там обычно нет готовых выводов (если это не Лев Толстой), автор предлагает нам анализировать и делать выводы самим. А когда мы делаем выводы сами, информация лучше усваивается.

7 тезис: размышляйте о прошлом

Как я поняла, автор против фиксации на будущем. Он противопоставляет любви современного общества к вершкам - корешки. Призывает практиковать традиции и «пускать корни».

Мой комментарий: тут автор немного противоречит сам себе со своим первым пунктом «перестаньте прислушиваться к себе». Размышлять о прошлом - во многом изучать и узнавать себя (и других).

В первом варианте седьмой шаг у него был «Никогда не верьте пошаговым руководствам». Лучше бы так и оставил.

Вывод: книга во многом шуточная, но я думаю, что в наших реалиях такие шуточки ещё преждевременны. Можно прочитать, если есть свободное время.

Полный текст на телеграм-канале: https://t-do.ru/post_trevoga