кремний_и_сталь
January 1, 2021

Впечатления от Sony WH-1000XM4

Под конец прошлого года я подарил себе наушники Sony WH-1000XM4. Поскольку обзоров и отзывов на эти наушники в сети можно найти достаточно, я просто поделюсь собственными впечатлениями, какие у меня возникли.

Хотя у меня было множество разных наушников разных производителей, последние лет восемь я использовал закрытые мониторные наушники только от Sony. Дело не в приверженности бренду, а просто оказывалось, что именно у Sony была нравящаяся мне модель.
С начала 2018 года я носил WH-1000XM2, позапрошлую модель флагманских наушников Sony. WH-1000XM4 — очередная итерация улучшений в серии; меж ними нет кардинальных изменений, есть только улучшения какие-то технических или пользовательских характеристик. Даже выглядят все "тысячные" наушники примерно одинаково, сидят одинаково и ощущаются, в общем, тоже. Поэтому поменять одну модель на другую можно даже без предварительной примерки, уже заранее зная, что получишь — поэтому я обошёлся без поездок в аудиосалон.

Логичен вопрос: а зачем вообще обновляться, если предыдущая (а точнее — пред-предыдущая) модель вполне себе хороша?
Вот с этого я и начну.

Про WH-1000XM2

Окей, это и правда отличные наушники. Первые мои шумодавы, выбранные после долгого тестирования в аудиосалоне; я тогда придирчиво слушал десятки моделей, гоняя смиренного консультанта и отбиваясь от душащей меня жабы. Тридцать тыщ за наушники! Из золота они их делают, что ли? Я-то планировал просто купить замену прежним мониторам, сломанным в драке, и не дороже, чем за десятку — но как-то увлёкся...
...А уже идя в обновке по улице я понял, что не жалею ни единой потраченной копейки, что эта вещица дарит мне новые, очень крутые, ощущения.

Помните свои первые шумодавы? Этот вау-эффект, когда нажатие кнопки отрезает вас от гула улицы? Когда в метро вы слышите музыку, а стук колёс ощущаете где-то на фоне, больше, как вибрацию? Когда в опенспейсе вы затыкаете всех коллег, все телефонные звонки, весь стук по клавишам, окружая себя своим личным аудиопространством?
А если у вас не было шумодавов, и вы даже не знаете, как оно — опробуйте как-нибудь. Хорошие модели — это чисто магия. Нет, они не убирают полностью все внешние звуки, но начисто выкидывают какие-то частоты (обычно — голоса людей и городской шум), какие-то — размазывают, а громкие и резкие звуки — здорово приглушают. Скажем, сейчас новогодний салют в них я слышу где-то вдалеке, он почти не напрягает, но без шумодавов я обнаружу, что запускают его у меня под окнами.
Безусловно, годные шумодавы делают многие производители аудиотехники, и выбирать надо то, что подходит конкретно вам.

Что ещё хорошего есть у XM2 — и, как следствие, у XM4?
— Звук. Да, это такой момент, который надо подбирать под себя. Я не являюсь аудиофилом, и не отличу mp3 с хорошим битрейтом от flac, но мне действительно нравится звук в этих наушниках. Очень нравится по проводу, и, увы, чуть меньше по Bluetooth; как не ухищряйся с кодеками — разница будет. Но удобство беспровода перевешивает.
— Это очень ноские наушники, они и позиционируются, как устройство для путешественников. Они складные — и в таком виде могут быть убраны в прилагающийся удобный чехол, или просто в карман куртки.

Наушники в комплектном дорожном чехле. К ним прилагается аудиокабель и адаптер для самолётных двухконтактных аудиоразъёмов.

У них вращающиеся "уши", что позволяет без помех перевесить наушники на шею (ну и к голове они будут прилегать максимально плотно).

👎👎👎Не оче удобно
👌👌👌 оче хорошо удобно прелестно

— В самолёте наушники подстраиваются под смену атмосферного давления на разной высоте — и это реально работает, я проверял. Это влияет на качество шумодава, а нет ведь нет ничего прекраснее, чем отрубить вопли самолётного младенца (как известно, в любом самолёте обязательно будет визжащий младенец, видимо их выдают в нагрузку).
— Шумодав может быть переключён на "реверс" для усиления внешнего звука. Это позволяет, например, слышать сквозь музыку объявления диспетчера, или просто использовать наушники в режиме "слухового аппарата". Это можно делать как на постоянке, нажав кнопку, так и временно, накрыв правый наушник ладонью (скажем, при разговоре).
— Наушники умеют управлять голосовыми ассистентами: можно не тянуться к телефону, а нажать кнопку и сразу спрашивать гугл/кортану/алексу или что у вас там живёт. А тот же гуглопомощник, например, умеет в такие наушники зачитывать сообщения из чатов/смс.
— Не самые эксклюзивные, но достойные упоминания фичи: NFC (никаких нудных сопряжений, просто подносим телефон к уху), тач-управление (я не против кнопок, но на все жесты тача их не напасешься) которое работает и с мобилой и с PC, хорошо держащая и быстро заряжаемая батарея. Проверить батарею также можно не доставая телефон — по быстрому нажатию кнопки питания наушники проговорят уровень заряда.

Наблюдение по теме: батарейки у Sony, такое чувство, вообще не деградируют. У меня есть несколько устройств, наиболее древнее их которых — десятилетний Walkman. Последний раз заряжал его я где-то в 2015 году; когда натыкаюсь при ежегодной уборке — проверяю, и он до сих пор держит полный заряд.

Это всё мной реально используется, что-то чаще, что-то реже. Есть и вообще неиспользуемые фичи, вроде фирменной технологии 360 Reality Audio, обещающей какую-то невероятную панораму звука, но требующей своего аудиософта и своего платного аудиокаталога.
Есть у наушников и минус: неотключаемый аудиоотзыв. Я жестом прибавляю громкость, и наушники противным писком сообщают мне об этом, заглушая играющую музыку. Я переключаю режим шумодава — и наушники трёхсекундным голосовым сообщением мне об этом говорят, опять же — вместо музыки.
Но это не повод менять отличные во всех остальных отношениях наушники. Повод вот в чём:
За пару лет постоянного ношения (а я, бывало, спал в создаваемой ими тишине) у наушников до дыр стёрлись амбюшуры. Они официально незаменяемые, но на алиэкспрессе об этом, конечно, ничего не знают. После замены стёртых амбюшур на китайские (хотя я и не уверен на 100%, что вследствие) стал заметно хуже работать шумодав: он очень долго калибруется при включении с характерными щелчками, и во время использования может начать калибрацию заново. И даже откалибровавшись он уже не так хорошо фильтрует звуки, словно добавляя к вожделенной тишине какой-то белый шум.
Наверное, это можно исправить, подыскать более подходящие амбюшуры, или даже обратиться в сервисный центр. Но, в конце концов, ремонтированное новым уже не будет, а тут вышло уже второе обновление модельного ряда, да ещё на него дали хорошую скидку...

Про WH-1000XM4

Я не просто так потратил половину обзора на описание фич позапрошлой модели: в WH-1000XM4 они все тоже есть, но кое-в чём доведены до ума. Например, "слуховой аппарат" теперь можно включить не только ладонью или кнопкой, а просто начав говорить. Более того — наушники ещё и остановят музыку, пока разговор не завершится. Уровень заряда теперь проговаривается не по трём градациям high/medium/low, а по десяткам процентов. Батареи, как и раньше, гарантированно хватает на сутки, а дальше вы всё равно будете подзаряжать. Разъём зарядки поменялся на USB-C (против Micro-USB), и наушники прекрасно заряжаются хоть от слаботочного порта, хоть от зарядки; даже от телефона они у меня стали заряжаться, благо разъёмы теперь идентичные.

В них поправлен аудиоотзыв! Он всё ещё есть, и он всё ещё не отключается, но теперь не заглушает музыку, а сигналит поверх. Сами сигналы тоже другие, более приятные, стало вполне приемлимо.

Шумодав уже не вызывает вау-эффекта, но он очень хорош. Стандартные проверки — бытовой шум, улица, метро — проходят идеально. Разве что в подземке — и только в ней — шумодав время от времени делает еле слышный щелчок калибровки, вероятно реагируя на какие-то атмосферные колебания.

Звучат наушники... Да, я понимаю, что уже говорил — звучание надо оценивать по себе. Я могу сказать про их звук что угодно, и это не будет объективной оценкой. А субъективно — шикарно они звучат, другого и не ожидалось.

Есть у ушей два новых умения, оба мне очень понравились. Первое — датчик приближения внутри раковины:

Через камеру телефона видно инфракрасную лампочку датчика

Cнял наушники — музыка встала на паузу. Надел — проигрывание продолжилось. Удобно.
Второе — уши умеют держать сразу два беспроводных соединения. Я сначала не понял, какой в этом прок, ведь слушать ты всё равно можешь только один источник. Но тут удобство в другом: на улице я слушаю мобилу, прихожу домой и наушники тут же параллельно соединяются с ноутбуком, я не должен сам их переключать. А дальше уши сами понимают, откуда звучать: скажем, я слушаю музыку с компа, но входящий телефонный вызов переключит источник. Шикарная фича.

Итого

По сумме характеристик — звучание, шумоподавление, юзабилити, носкость — Sony WH-1000XM4 очень хороши, как были хороши и предыдущие модели в серии. Все заявленные функции они выполняют. Но наушники — это всегда вещь персональная, и если надумаете покупать их — в любом случае не поленитесь доехать до магазина, там примерить и послушать (очевидные вещи говорю, да).