February 3, 2010

Дневник с Крузенштерна. Часть первая.

Я начинаю публикацию своего дневника, который вел летом 1999 года на плавательной практике на УПС Крузенштерн. В этом летнем рейсе Крузенштерн принял участие в регате Cutty Sark, а также навсегда остался в моем сердце. В 2002 году я вернулся уже работать на барк, где встретил свою будущую жену, мать моих детей. И благодаря дневнику я помню, как всё начиналось.

Вместо пролога.Письмо.

Привет, мама.
Нас не выпускают в увольнение больше чем на час, а позвонить по области в округе неоткуда. Если сегодня выпустят, а сегодня уже 9 июня, то я позвоню или, иначе, ты будешь читать это письмо.
Начну с того, что заселялись мы не в воскресенье, как планировалось раньше, а в понедельник с утра. Кое-как добрался с мальчишками до порта. Я нес столько вещей, что еле в трамвай влез: три сумки, два пакета, и ещё вешалку с бушлатом. Заселились с трудом, но успешно, и вот уже двое суток тут, на Крузенштерне. Кормят, мам, очень хорошо. На обед и ужин по два блюда, и всё очень сытно. А вчера я ещё на камбузе (кухне) стоял на вахте, там, где все блюда готовятся. Наелся до отвала: всё, что готовят - пробуешь, повар ещё угощает, да если остаётся еда - тоже нам. А после вахты на камбузе положен душ. А так - душ только раз в 10 дней.
Я ожидал, что Крузер будет больше - он мне показался маленьким, но только сначала. Сейчас я понимаю, что мне только показалось. Здесь столько ходов, помещений, дверей, но больше всего здесь верёвок, канатов, тросов, и каждый имеет своё название. Уже поднимались на мачту до марсовой площадки - около 10-12 метров над палубой. Кстати, наша мачта называется фок-мачта, а ещё есть бизань и два грота - первый и второй. А всего в высоту Крузер поднимается на 60 метров*. Туда, на самую маковку, сегодня или завтра полезем все мы. А пока ждём привоза мяса - нам сегодня его таскать. И вчера таскали, туши по 70 кг, скользкие, кровавые. Сегодня будет напряженный день - мы рабочая команда, будем всё загружать едой, работать на погрузке. А на улице идёт дождь.
Отход планируется 10 июня в 11.00. Где мы находимся уже не буду писать, потому как пока придёт письмо, мы уже будем в море. И провожающих никого не будет. Сейчас нам сказали, что увольнений сегодня не будет, то есть не будет уже вовсе, так как завтра отходим. Письмо я сейчас попрошу кого-нибудь отправить из тех, кто пойдёт на берег - из состава матросов, экипажа или ещё кого-нибудь. И у меня нет конверта, так что почерк на конверте будет не мой. Да и сейчас у меня почерк очень корявый, так как писать не очень удобно.
Мам, ещё поздравляю тебя с прошедшим Днём рождения, Я очень ценю то, что ты делаешь для меня и очень тебя уважаю и люблю.
Большой привет Димке и Андрею.
Большой привет бабушке и дедушке.

Целую, Костя.
09 июня 1999 года, 09.40, УПС Крузенштерн.

*Тут я немного приврал по незнанию. Высота главной мачты от ватерлинии - 56 метров.

Первые дни на Крузенштерне у причала завода Янтарь в Калининграде.

Дневник.

10 июня 1999 года. Четверг.

23.00 Вот и началась моя морская жизнь. В иллюминаторе море сливается с небом, за бортом – вода, вода и вода, а в лицо дует свежий ветер. Впереди загранпорты и регата, авралы и вахты, работа, учеба и еще много-много интересного. В добрый путь, семь футов под килем! 
 Прощание с мамой. Как меня обескураживают слезы. Я не знаю, что делать. Люди должны радоваться при прощании, ведь “за расставанием будет встреча”, как же иначе. Прости уж меня, мама. И спасибо тебе, Л-а. Я очень вас люблю.

A сколько людей провожали нас, когда мы шли по каналу – машут руками, приветствуют, кричат, машины сигналят.  Когда проходили Светлый и Балтийск, Крузенштерн давал три гудка – в качестве приветствия. Отдает в уши и сердце, цепляет душу. Я всем отвечал на приветствия и приветствовал сам, и было очень приятно такой общности незнакомых людей. Ведь наш корабль – один из символов России, и ходить на нем есть большая честь для каждого.

Крузенштерн имеет свои традиции, хотя они наверняка соблюдаются на любом судне. 1 – не свистеть: свисток – признак бедствия, он есть на всех спасательных жилетах и костюмах. 2 – на палубу не плевать: наверное, это уважение к кораблю. 3 – К членам экипажа обращаться по имени-отчеству: это уважение к людям. Море – суровая стихия, и те, кто связал с ним жизнь, не просто люди, а Люди с большой буквы. И очень интересны мне.

Старший матрос Лев Николаевич (по-моему, так его зовут) или Лева, как все его называют. Большой мужчина с огромной силой в больших руках. Он кажется немного неуклюжим. Так трогательно, с такой нежностью он пересаживал маленький кактус – и салатом каким-то подкормил, и земелькой присыпал, и палочки-камешки убрал. Я фактически влюбился в этого человека. А еще он заведует библиотекой! Хочу поближе с ним познакомиться.

Открытое море очень отличается от побережья. Здесь нет комаров. И нет песка. Кругом, до самого горизонта, вода. И на этой линии, между небом и водой, кораблики. Они как игрушечные, чуть поменьше, чуть побольше. Некоторых я совсем не вижу. На море, точнее – в открытом море – большие расстояния уменьшаются, то есть если судно находится в двух милях от нас, то кажется, что оно находится от нас в миле, и, соответственно, кажется меньшим (судно). А с моим глазомером…. Он мне и на суше правдивостью и точностью не отличался.

Завтра обещают постановку парусов, а мы еще только на марсовой площадке были. И то уже высоко, равнодушным не останешься. Вообще, мачта делится на три части: нижняя – мачта, средняя – брамсель, и верхняя – бом брамсель.

Ладно, сейчас уже полпервого ночи, черт! Я в последние дни и так до двух не спал. А сегодня еще в кач. зале занимался, а завтра еще в пекарню к семи часам. Буду хлеб людям печь. А сейчас я буду спать. Уже все… нет, Серега Шаталов не спит, моего Экзюпери читает. Уже третью ночь мы с ним последними ложимся. Еще бы пописАл, но уж очень хочется спать. Теперь буду заполнять эту тетрадь в течении дня, а не поздно ночью – так и быстрее и интереснее. Все на сегодня.

Я и Саня Радченко. Только что покинули Калининград, идём по Калининградскому каналу.

11 июня 1999 года. Пятница. (3) 

16.35 А я хлеб своими руками делал. И вообще, похоже, я действительно буду курсантом-камбузником. Надежда Юрьевна – главный пекарь – предложила мне на вахту становиться только к ней. Я согласен. А как пахнет только что испеченный хлеб! Чудо!

Удивительно, но все люди кажутся мне ранее знакомыми. Или я их уже видел, или они похожи на знакомых мне людей. Но Лев Николаевич (дядя Лёва) очень похож на Ф. П. Подскальнюка, только старше. А боцман фока похож, по-моему, на Ермоленко И. А. Хорошие люди, по-моему, всегда кажутся знакомыми. А Надежда Юрьевна читает Фета и любит Джо Дасена.

Пока было три аврала. Я – галсовый, и это не ругательство. Я работаю на носу (или баке), при перебрасопке* рей травлю и выбираю галсы, а при постановке косого паруса на баке слежу за нагелем** – это такой канат, протянутый вдоль паруса, не дает ему болтаться. Сейчас мы идем под парусами, но не все паруса поставлены. Только марселя нижние и пара косых парусов. И начинает болтать все сильнее. Хотя когда работаешь, этого не чувствуется.

19.50 По правому борту, пока я пек хлеб, появилась земля. В солнечных лучах, пробившихся сквозь тучи, облаченная в туманное марево. Это датский остров Борнхольм. Отчетливо виден высокий маяк и какие-то постройки чуть западнее. Качает все сильнее. Но пока еще никто не свалился. Чувствуешь себя как после очень тяжелой работы. А когда стоишь, немного кружится голова.

23.20 Это уже европейское время. С 20.00 до 24.00 перевели стрелки часов на час назад. То есть в четыре часа вместили пять часов. Или в 1 минуту 75 секунд. Такая вот арифметика.

У нас на корабле живет птичка. Может, не улетела, пока мы стояли в порту, но теперь в открытом море она с нами, порхает по снастям. Птичка путешественница.

Последние ссоры с Зайчиком показали меня насквозь. У меня нет терпимости к людям, зато гордости в избытке. У меня есть впереди три месяца самосовершенствования. Процесс уже пошел. Надеюсь придти домой немного другим человеком. А пока буду спать и во сне потихоньку меняться.

Качает чувствительно. Всё на сегодня.

*Перебрасопка - это поворот рей в горизонтальной плоскости на определенный угол.

**Здесь ошибка. Я перепутал по неопытности понятия. Правильно было бы сказать так: …при постановке косого паруса слежу за ниралом – это такой канат, протянутый вдоль паруса, который служит для уборки косого паруса. Нагель -  это такой стержень, за который крепится бегучий такелаж парусного судна (все эти веревки и канаты.)

12 июня 1999 года. Суббота. (3) 

17.15 Пока я читал на корме, подошли к острову Рюген (Германия). Холмистый остров очень живописен. В северной его части, к которой мы подошли, в море выдаётся мыс с крутыми берегами и маяком в самой его оконечности. В небольшой бухте расположился по склонам город Засниц. С моря открываются прекрасные виды города и окрестностей. Остров густо покрыт лесом, который заканчивается песчаным обрывом в море. Сделали пару кругов и теперь дрейфуем. Выдали по 8 яблок каждому.
21.40 В Заснице, оказывается, мы взяли 12 немцев, как бы практикантов. Они к нам на баркасе подошли, когда я яблоки получал на всех, поэтому о них и не знал ничего. Начальство требует однообразности рундуков и, что самое грустное, никаких фотографий около кроватей. Но, я думаю, выход есть. Днём меня всё равно нет в кубрике, а вечером всё на свои места до утра. Приятно проснуться и посмотреть в глаза любимой.

23.50 Спокойной ночи, Зайчик.

Остров Рюген за нашими спинами. Первая земля.

13 июня 1999 года. Воскресенье. (1)
00.05 Играет Земфира. Я слушаю и думаю. Очень трудно переступать через себя. Во мне играет справедливость. И я не знаю, как будет лучше - просто замечать для себя чужую несправедливость (такой эгоизм своеобразный, чтобы самому не делать так), или требовать с других, чтобы всё было по чести. То есть вопрос в том, к кому относится требовательнее: к себе или окружающим? На свой суд я ставлю одних и тех же людей, с которыми у меня постоянные конфликты. От них я не чувствую постоянного уважения к товарищам и конкретно к себе. И к ним за помощью я не обращусь. Но это только 1\5 нашей роты. С остальными парнями отношения искренние и дружеские постоянно, и этим людям я готов прощать некоторые упущения, потому что уверен - они случайны (упущения). И таких людей я уважаю. Это мои друзья. В трудную минуту они помогут, чем смогут. Наверное, воспитывая себя, я добьюсь большего успеха, чем совершенствуя других. Почему же мы так ругались с Зайчиком? Почему ругались? Я же люблю её. Наверное, упущения любимого человека острее воспринимаются, и требования к Зайчику выше, чем к любому обычному человеку. А она, по сути, обычный человек. Надо это принять на вооружение - обоим легче будет. "...Я буду думать, что ты рядом.." *
07.45 Мы находимся в юго-западной части Балтийского моря. Погода пасмурная, дождь. Волнение моря 2 балла, ветер - 4 балла. Температура воздуха 10 градусов. Доброе утро!
Подъём у нас в 7.00. Далее завтрак в 7.30. Сегодня мы рабочая группа, поэтому в 9 часов распределение по местам, или, как говорил Русов**: "Сегодня у нас выделения..."
17.35 Сегодня был один аврал. Вчера было три. А я всё на носу. С косым парусом вожусь. А хочется на мачту, да повыше, на бом брамсель, чтоб ветер в ушах свистел. И всё-таки я вредный. И похоже, моя вредность только на мне отражается. Другим она в одно место влетела, из другого вылетела, а во мне зацепится и настроение портит.
20.25 По левому борту в тумане возникла неизвестная мне земля. Хотя я и догадываюсь, что это может быть. Погода стоит солнечная. Мы идём прям по солнечной дорожке. Море синее, небо синее. Облака словно мука, просеиваемая через сито - легкие, как пушинки. Правда, сильный встречный ветер не даёт долго стоять на палубе - мёрзнут руки. А я стою. Очень красиво. Море, как и огонь, завораживает и не повторяется.
22.45 Сегодня поднимались до салинговой площадки. Ветер свистел в ушах и снастях! А как красиво, когда нос корабля врезается в находящую волну и по обе стороны, словно белые бураны, пенятся воды моря. И Земля действительно кажется круглой.
Через пять часов заступаю на руль. Буду следить за приближающейся чуть слева по борту землёй. Её ещё не видно в тумане, но ярко мигающий маяк приоткрывает некоторые тайны.
И ещё сегодня я начал изучение английского. Для начала выучил названия морей, проливов, заливов и начал острова. А потом дело пойдёт. Главное, желание есть.
Всё, я сплю, Спокойной ночи!

*Колибри "Всё о нас"
** Русов Павел Иванович - командир нашей роты в Академии.

Фотография с вахты на руле. Белая точка на горизонте - тот самый маяк.

14 июня. Понедельник. (2)

08.35 Сегодня подъём был в 03.30 - и на руль. Управлять судном мне очень понравилось, потому что получалось. На руле стоят четыре человека: один уходит на нос вперёдсмотрящим и отбивает в рынду (судовой колокол) склянки (каждые полчаса) и всё, что заметит впереди корабля - суда, буи, крупные предметы в воде; один стоит персонально на компасе, следит за курсом и командует - влево руль или вправо, чтобы удержать судно на заданном курсе; и двое, которые непосредственно крутят массивный руль. А примерно в полшестого утра нас обогнал наш тёзка – “Иван Крузенштерн”. Носить имя первого гидрографа и путешественника мира своего времени - большая честь.
А ещё вчера, сейчас вспомнил, я лично выбросил за борт картофельный мешок сосисок, оставшихся с прошлого рейса. Намотается такая сосисочная верёвка на винт - и считай судну кранты (шутка)! А если честно, то живя на Крузере вот уже неделю отрываешься от реальной жизни. Каждый день фрукты, мясо, колбаса, йогурты, сосиски за борт выкидываем! А в стране кризис. Даже не подумаешь.
23.40 Сегодня было два аврала. В одном я не участвовал, так как стоял на руле, а в другом лазил на верхний марсель ставить паруса. Ну, верёвка одна под ногами, ну высоко.... Уже привык.
Одно из самых красивых явлений на море - это когда сквозь тучи или тёмные облака пробиваются лучи солнца, невысоко висящего, образующие своеобразный шатёр, и само солнце, отражаясь в воде, даёт огромный блик на горизонте. А морские закаты! Да разве ж я это опишу. Попробую заснять.
Сегодня же первая неделя пребывания на Крузенштерне закончилась! Мне очень здесь нравится. Даже палубу мыть или ещё какая чёрная работа. Днём-то я всем этим занят - авралы, вахта, работа, учёба, английский учу, узлы вяжу, спортзал, туда-сюда...А вечером мне хочется послать всё это куда-нибудь подальше, да умчаться домой к тебе, Зайчик, к тебе, мама, к тебе, бабушка, к тебе, дедушка, к тебе, Димка. Как вы все изменитесь, когда я приеду. Как я вас люблю!
В иллюминатор на меня смотрит одна звезда. Зайчик, я назначаю тебе встречу на этой звезде. Встретимся хоть глазами.

Закат на море с борта Крузенштерна.

Продолжение - часть вторая.