February 25, 2017

Как встать на лыжи и не отбросить коньки.

Нельзя сказать, что я никогда не катался на лыжах. В детстве у меня была одна пара - огромные, по моим представлениям, метров десять длиной, тяжелые....  В случае погони, например, их лучше было бы бросить, чтоб легче было бежать. Но я скатывался на них с трех огромных горок на танкодроме (фотки танкодрома - под катом), правда, только по прямой. Поворачивать я не то чтобы не умел... Я не мог даже предположить, что в движении такое вообще возможно, поэтому направление спуска между кустами колючего боярышника нужно было выбирать заранее. И если вдруг, наехав на кочку, лыжи самовольно меняли курс, то тормозить, спасаясь от ужасной, колючей смерти, приходилось падая в сугроб. Однажды, возвращаясь из дальнего похода (о, да! с другом Пашкой мы искали в округе крутые склоны), я перекидывал лыжи через широкую канаву и сломал одну из них. Так закончились мои мучения. Но у меня еще был сноуборд. Да-да, в начале 90-х годов у меня был сноуборд. Бампер от военного уазика с плоской внешней стороной, двумя выступами для крепления к машине на внутренней стороне, в которые я упирал ноги, и загнутыми полукругом концами, к одному из которых была привязана веревка для управления, я использовал для спуска с горок, стоя на нем боком вперед и успешно маневрируя между естественными препятствиями, как на сноуборде. Еще мы с друзьями катались на крышках капотов от машин, но это вид спорта до сих пор не получил широкого распространения. Зимой я пропадал на танкодроме целыми днями, питаясь снегом, свежим воздухом и ягодами боярышника, спускался с горок и снова на них забирался, не зная усталости. И все у меня еще было впереди.

И вот на прошлой неделе мы всей семьей в первый раз поехали кататься на лыжах. На самом длинном в мире крытом спуске длиной 640 метров в немецком Боттропе. На целый день, с десяти утра и до часу ночи, с кормежкой и и арендой всего инвентаря. Дети неделю сгорали от нетерпения, а я... Я, может быть, этого момента двадцать пять лет ждал! И вот накануне на тренировке получаю травму задней поверхности бедра. Сразу бегу к своим физиотерапевтам. Их там двое, оба из профессионального футбола, один в НАК Бреда работал, от всех травм меня уже лечил, другой в ПСВ с Гусом Хиддинком до четвертьфинала Лиги Чемпионов доходил, Руда ван Нистелроя лично массировал. Ничего, говорят, через пару недель будешь в футбол гонять как молодой. Я им в ответ - "Какой футбол???!!! Мне через десять дней на лыжах кататься! Лечите как хотите, хоть плацентой лошадиной, как Суареса перед Чемпионатом Мира, все стерплю!" И надо сказать, что лошади мне тоже помогли восстановиться - несколько дней я пахал на тренировках, как конь. Может, это и имел в виду уругвайский форвард, просто его неправильно перевели?

Говорят, что самое главное в катании на лыжах - это научиться тормозить. Но до этого нужно научиться на лыжах просто стоять, не съезжая спиной вперед в неизвестность, упав - вставать, и подниматься по небольшому подъему к фуникулеру. А потом уже, катаясь, можно учиться и тормозить, падая или врезаясь в кого-нибудь, как Яша, или поставив лыжи "пиццей", как Лена. Остальное - дело инстинкта и наблюдательности. Я еще не супел провести первый инструктаж, как Яша присел в позу какающего горнолыжника, зажал палки в подмышках и уехал вниз с пугающей скоростью. Лена же, хитрюга, подъезжала к фуникулеру - трос, за который нужно держаться, поднимаясь наверх - перед самым концом спуска, избегая очередей на подъем. Через два часа катаний на спуске для новичков, мы перекусив и отдохнув, заглянули за ограждение с надписью "Только для опытных лыжников". Спуск был там такой крутизны, что если не съезжать зигзагами, притормаживая на поворотах, то можно развить сверхзвуковую скорость - это когда кричать "Мама! Папа!" уже не имеет смысла, а падать страшно. А если продержаться на ногах секунд двадцать, то и тормозить не придется - спуск закончится. Лена с Яшей там так гоняли, что у меня сердце замирало, и пока я, спускаясь за ними, искал в повороте свежую дырку в ограждении, они уезжали на эскалаторе наверх.

В общем, катание на лыжах нам понравилось. Даже просто хождение в лыжных ботинках уже придает походке приятную, веселую небрежность. За день мы прошли путь от падающих новичков до бесстрашных, со свистом в ушах, гонщиков. И стать профессионалами нам помешала только усталость. Вообще, конечно, это нечестно - покупаешь билет на целый день, а через шесть часов катаний уже нет ни сил, ни эмоций, только одно желание - отнесите меня в машину. Даже буфет без ограничений, где мы три раза успели пообедать, не восстанавливает силы. Может, весь секрет в ягодах боярышника?

Спокойно, медведь ходь и дикий, но ненастоящий. Стоит у касс.

Перед самым первым спуском сфоткались на память. Теперь такими новичками мы уже никогда не будем.

Спуск для новичков, а там, далеко внизу, начинается спуск для опытных.

Лена, держась за строс фуникулера, поднимается наверх. Это не как в настоящих горах - сел к люльку и ножками болтаешь, поднимаясь, и видами любуешься, тут изо всех сил держаться надо.

Лена сначала спускалась осторожно, притормаживая "пиццей", поэтому с ней есть болеее-менне резкая фотография. На всех фотографиях с Яшей все размыто.

После двух часов катаний детям не надо напоминать каждую минуту - ешь, ешь, ешь...

Графити на стенах подъемного эскалатора

Весь спуск, с верхней точки до нижней, проезжаешь примерно за минуту, пару минут карабкаешься до эскалатора и минут пять поднимаешься наверх.

Яша и здесь поддерживает форму.

Я-то понятно почему устал - каждый раз тащил до эскалатора три пары лыж. Но дети - эти тренированные спортсмены - почему устали?

Лена спускается с горы.

И Яша за ней.

По дороге туда я вел машину, а Ира разговаривала со мной. Яша сидел сзади, слушал и вдруг сказал:
- Теперь я точно знаю, что Лена была права - женщины разговаривают намного больше мужчин.

Откатались! Здесь мы еще натужно улыбаемся....

... но потом сил нас окончательно покинули.

Немецкий Боттроп в темноте выглядит намного интересене, чем при дневном свете. .

А вот условия, при которых я катался на лыжах. Одна из трех горок на танкодроме с кустами боярышника, на которую поднимается БТР. Справа виден немецкий дот. Фотографии мои 25-летней давности.

Фото с горки. Внизу - развалины того немецкого дота. На заднем плане - река Дейма.