June 6, 2017

Крузенштерн в Остенде. День последний.

Пару лет назад на Крузенштерне регулярно проходили практику французские курсанты из Высшей Национальной морской школы города Марселя. Из палубной команды французским языком не все владели в совершенстве, а французы на английском испокон веков говорить не любят, а если и говорят, то с таким акцентом, что уж лучше бы молчали. И чтобы не ждать, пока французы русский матерный понимать начнут, в помощь боцманам пригласили несколько переводчиков. Одним из них был почти полный тезка капитана-наставника Крузенштерна Михаила Вячеславовича Новикова - Михаил Аронович Новиков из Парижа. Я не знал его, но Миша Привалов - старший боцман - мне рассказал, что он 17 лет занимался во французской столице детским домом, работал с трудными подростками. В интернете я читаю, что он был одним из отцов-основателей Парижского клуба авторской песни и прекрасным гидом по Парижу. И за несколько рейсов на Крузенштерне Ароныч - так его все называли - оставил о себе у всех, с кем он работал, очень хорошую память. "Вот такой мужик, - говорил мне Миша, показывая поднятый большой палец. - А если я это говорю, значит, он вот такой мужик был." В феврале этого года Ароныча не стало. Сообщить об этом лично из Парижа в Остенде приехал его друг с похожей фамилией Олег Сосновиков - актер, клоун, руководитель труппы Вячеслава Полунина, который однажды, на стоянке Крузенштерна во время морского фестиваля во французском Сэте, утром появился на палубе в костюме клоуна, чем очень развеселил курсантов. В этот раз веселый клоун приехал с грустными новостями. Пока он был на приеме у капитана, я с боцманами поминал Ароныча, незнакомого мне человека, который теперь останется и в моей памяти.

Но хватит о грустном. Я обещал рассказать про трехмачтовый барк "Earl of Pembroke", который был пришвартован к Крузенштерну вторым бортом. В моем сердце есть место только для одного парусника, но мне всегда было интересно побывать и на других, хотя обычно времени на это совершенно не остается. А тут прям со шкафута Крузера можно было спуститься на палубу парусника втрое меньше нашего, к тому же почти полностью деревянного. У него мачты в сучках и с характерным для ствола дерева рисунком. Так непривычно!

"Earl of Pembroke" рядом с Крузенштерном.

Трехмачтовый барк "Earl of Pembroke" был построен в 1945-м году в Швеции под именем "Орион" как судно для перевозки леса, а в 80-х годах был передан Великобритании, где из него сделали копию Его Величества Корабля "Индевор" (HMS "Indeavour"), на котором известный мореплаватель Джеймс Кук отправился в свою первую экспедицию, исследуя Австралию и Новую Зеландию. До переоборудования в исследовательское судно "Индевор" перевозил уголь под именем "Earl of Pembroke".

После реставрации парусник принимает участие в морских фестивалях и снимается в фильмах, самые известные из которых - "Алиса в Стране Чудес" и "Алиса в Зазеркалье" Тима Бёртона, "Облачный Атлас" с Томом Хэнксом, "Остров Сокровищ" с Дональдом Сазэерлендом и Элайджей Вудом. Его длина 44,2 метра, ширина 7,3 метра, высота над водой - 31 метр, 15 членов экипажа + 12 туристов.

Из разговоров с одним из матросов я узнал, что парусник с недавних пор принадлежит русскому бизнесмену. Имени он не назвал, но мне и так все понятно.

Бушприт с косыми парусами.

Начну небольшую экскурсию с носа и пойду дальше в корму.

Тут и шпиль для швартовых канатов и для якорной цепи.

Вот и якорь.

Складки косого паруса между фоком и гротом.

Ствол мачты. Ну не красота ли?

Тут внимание привлек голландский трехмачтовый барк "Artemis", заходивший на швартовку под всеми парусами. Каждый современный парусник ходит под машинами, поэтому его паруса и висят, не работают.

Кофель-нагельная планка грот-мачты. Но интересно то, что прячется у подножия мачты.

Как и любое судно с деревянным корпусом, "Earl of Pembroke" постоянно протекает, когда больше, когда меньше, и воду откачивают электрическим насосом. Но на случай если машины и электрогенератор выйдут из строя, то воду можно будет откачивать вот этим ручным насосом.

Фок-мачта Крузера и грот-мачта британского парусника.

На корме тоже интересно. Корабельные бусы на бизани.

Если стоять лицом к штурвалу, то смотришь не в нос, а в корму.

Поэтому рулевой стоит справа или слева от штурвала, поворачивая его небрежно одной рукой и посматривая на компас....

...и прочие приборы, спрятанные в палубной надстройке.

Смотрим налево. Вид на палубу с кормы.

Смотрим направо. Корма. Можно заглянуть сверху в машинное отделение, но шестицилиндрового турбодизеля мощностью 405 л.с. все равно не видно.

На Крузенштерне мачты металлические, а эти деревянные меня просто пленили.

Груз на выброске и ванты, которыми укрепляются мачты с бортов.

Вот они еще с другой стороны.

Звездочка.

Борт Крузенштерна.

Нагеля.

Дырочка от нагеля и деревянный завиток.

Мачто-реевый лес.

А утром, после завтрака мы ездили кататься. Сначала с Владом.

А потом с Олегом.
- Мы там когда по полям гоняли, там так воняло. Так это не от меня, ты не подумай, - оправдывался Олег.
- От пассажира все запахи назад улетают, так что я понял, что не от тебя.
- Ну, может там завихрения какие.....

Свитер с Крузенштерном в сувенирном магазине.

Когда Крузенштерн уходил, причал уже был закрыт для посещения. Влад и Миша спустились со мной по трапу. Я был единственным провожающим второго самого большого действующего парусника в мире.

Обычно это очень грусный момент - прощание. Он уходит, а ты остаешься. Но уже через пару недель Крузенштерн придет в голландский Ден Хелдер. И мы снова увидимся.

Я еще хотел с мола помахать им мотоциклетной перчаткой, но когда я выехал на берег моря, Крузер уже был далеко. На пути в родной порт - Калининград.

Конец.

Предыдущие части:
Часть первая. Крузенштерн в Остенде. День первый.
Часть вторая. Закат на море и рассвет на Крузенштерне.