Психотерапия
August 28, 2018

Вина и ответственность

Избитая фраза - "взять на себя ответственность".

А как это? Значит ли это, что я признаю свою вину? Посыпаю голову пеплом?

Вина от ответственности отличается принципиально. Вина обращена в прошлое. Ответственность находится в настоящем и направлена вперед. Человек ощущает себя субъективным центром активности и изменений. В ответственности заложена возможность - возможность сделать по-другому, возможность влиять и вносить изменения. Вина, поскольку находится в прошлом, такой возможности не предполагает.

Признать свою ответственность, взять ее себе, подразумевает 2 шага:

1. Признаться себе, что только я отвечаю (=т.е. мне теперь разбираться) за то, что имею сейчас.

2. Прямо сейчас приступить к действиям, которые направлены на изменение ситуации.

Джеймс Бьюдженталь в "Науке быть живым" пишет про разницу ответственности и вины:

"Наши первые переживания, связанные с ответственностью, обычно таковы, что нам хочется доказать: у нас не было выбора в том, что мы сделали. Мы ищем внешние "причины", чтобы переложить ответственность на них: что подумают другие, как это обычно делается, что требуют правила, чтобы избавиться от ненужной ответственности.

Потребность избежать ответственности появляется потому, что мы все путаем ее с другим понятием - вина. Эти два понятия - ответственность и вина - на самом дела совпадают совсем немного. Фактически они указывают на противоположные психологические состояния.

Вина означает отрицание нашего субъективного центра ("Это ты виноват, что я..."). Даже когда я обвиняю самого себя ("С моей стороны это было эгоизмом забыть об этом..."), я на самом деле приписываю причину некоему своему свойству ("эгоизму"), вместо того, чтобы действительно принять на себя ответственность.

Ответственность же, напротив, остается сосредоточенной на действии и его результатах ("Да, я сделал это по своему выбору. Сожалею, что причинил тебе боль. Как нам теперь вместе исправить это?). Таким образом, ответственность направлена вперед.

Она говорит о том, что мы в силах действовать дальше и добиваться лучших результатов. в этом смысле, возможность представляет собой обратную сторону ответственность.

Когда я главным образом сосредоточен на своей вине, я теряю контакт со своим внутренним чувством; когда я признаю ответственность, я утверждаю, что играю жизненно важную роль в своем существовании.

Если я хочу быть по-настоящему живым и знать свои возможности в жизни, я должен принять закон, что я всегда отвечаю за то, что делаю".