Психотерапия
August 20, 2018

"Без вины виноватые"

Чувство вины и виноватость - в чем разница?

Чувство вины - это внутренний "укол" за ошибки в деле, за которое я отвечаю. Это признание своего вклада и готовность иметь дело с последствиями, предотвращать последующие ошибки и готовность искупить вину. В идеале. Вина с ответственностью - в паре - позволяют пересматривать свои действия и двигаться дальше.

"Виноватость" - мучительное состояние переживания своей несостоятельности, "плохости" (проваливание в него). Часто в тех делах или за то, за что мы не можем целиком и полностью отвечать, нести всю ответственность. Например, когда мы считаем, что в отношениях с кем-либо все зависит от нас. Если быть точнее, мы "прихватываем" чужую, не свою ответственность, и наделяем себя всемогуществом: "если бы я вел себя как-то по-другому, ВСЁ было бы СОВСЕМ иначе". Мы присваиваем себе весь контроль и всю власть - над событиями, людьми и их способностью справляться с ситуацией. А также делаем чрезмерные обобщения, генерализуем на все ситуации и всё свое поведение - "я не справляюсь". При этом приписывание, наделение себя "лишней" ответственностью приводит к тому, что человек перестает нести ответственность за свою часть - за себя самого, адекватно отстаивать свои интересы и границы.

У Нэнси Мак-Вильямс в книге "Психоаналитическая диагностика" приведена цитата писателя Уильяма Голдмана, который однажды грустно пошутил: "Когда меня обвиняют в преступлении, которого я не совершал, я спрашиваю себя, почему я о нем забыл". Депрессивные люди, которым свойственно пронизывающее чувство виноватости, "мучительно осознают каждый свой грех, который совершили, каждое доброе дело, которым пренебрегли, каждой эгоистическое стремление, которое посещало разум" (Мак-Вильямс).

Ощущение собственной "плохости" может формироваться разными путями. Например, в детстве за счет оценок значимых взрослых.

Интроецированный (переведенный вовнутрь) голос указывает нам на то, что мы: эгоисты, холодные, бездушные, ленивые, невнимательные и тп. "Если мы перестанем быть такими, мы не допустим таких непростительных промахов - и нас примут". Можно даже вспомнить, кто так говорил в реальности - "моя мать/отец" (другой значимый взрослый или старший сиблинг).

Может быть и другой механизм, когда злость (гнев и боль) на идеализированного значимого взрослого вытеснялась ("на маму злиться нельзя, она же хорошая") и переводилась в собственные внутренние качества. Не "я злюсь на отца/мать, потому что он пренебрегает мной, не учитывает мои интересы, уходит от меня", а "я неправильный, раз со мной так поступают или так на меня реагируют". "Я невнимательный, испорченный, раз от меня отвернулись". "Лучше я признаю себя плохим и постараюсь исправиться, чтобы значимый взрослый не отвернулся от меня".

Магическое сознание связывает любые события внешнего мира с собственными действиями. В детстве ребенку невыносимо больно принимать факт отвержения, невнимания или грубого обращения со стороны взрослого. Принимать свою беспомощность. Спасение находится в том, чтобы наделить себя "изъяном", из-за которого якобы так происходит, с тем чтобы затем самосовершенствоваться, работать над собой и заслужить любовь и принятие. Надежда позволяет нивелировать беспомощность.

Существуют дополнительные "причины" себя виноватить. Это не сознательные стратегии, а скорее защитные модели поведения (творческое приспособление), которые были выработаны в детстве.

  • Человек может ругать себя, подвергать самокритике, чтобы не потерять ощущение силы и контроля: "конечно, это я во всем виноват, я допустил ошибки". Таким образом удается избежать чувства беспомощности и тревожной неопределенности, поскольку в своих действиях я в состоянии что-то поменять.
  • Самокритика также позволяет избежать стыда и ощущения себя зависимым от мнения других - "я сам себе судья, никто не может поругать меня сильнее, чем я сам".
  • Кроме того, публичное признание себя виновным часто работает как превентивная мера, чтобы избежать отвержения - "лапки кверху". "Повиновачусь сам, тогда на меня не останется повода нападать".
  • Уход в ощущение своей "плохости" и неполноценности может стать обоснованием своей пассивной позиции, ухода от активных действий в реальности, способом снять с себя ответственность - "раз я настолько плох, то я ничего не могу с этим сделать, нечего даже и пытаться".
  • Также можно достигнуть определенного чувства превосходства в принижении себя - "нет никого хуже меня", "я самая плохая мать" - и тем самым частично компенсировать ощущение несостоятельности.

В каждом конкретном случае, когда клиент говорит, что чувствует вину, нужно разбираться вину или чувство глубокой зашитой виноватости, неполноценности?

Исследовать, по какому механизму образуется это ощущение - с чем клиент не может и не хочет сталкиваться, что ощущение плохости в таком вывернутом виде, но все же дает?