Развлечения
June 8, 2019

Стихотворный репортаж Дениса Смагина о фестивале поэзии

Наш друг, кумир, основатель поэтического кружка «Липа» и куратор экспериментально-поэтической сцены фестиваля «Форма» (27-28 июля) Денис Смагин — о том, что происходит на фестивале Greenfield Poetry Collectiion.

Пролог

На севере Васильевской промрезервации,
Где в доках дремлют грузы, тихоходы, краны,
Там, где в круизы отправляются катамараны,
Лежит Севкабель — оазис джентрификации.

О, Брендинг, милый брендинг, здравствуй!
Приветствует меня, зеленый и прекрасный,
Я предвкушаю пир ушей, здесь смыслов будет течь река,
Волненья душ... сей день — отрада сопляка.

Иль остряка: коим оказывается вышедший на сцену
Ведущий Александр Малич — шутит в тему.
Он к вечеру устанет, а пока огонь сатиры не погас,
С героями дискуссии знакомит нас.

Озерков, добрый наш куратор,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы,
Но всё-таки, скорее, просто выпивали, мой читатель*.

*Ведь Психодейли — пока только московский телеграм-канал.
Кого ни спрашивал, никто о нём здесь не слыхал.

Акт I
Вольная интерпретация talk-show о поэзии

Еще вчера в Москве поэт, сегодня он литературовед,
Лев Оборин — русской поэзии апологет.
Я счастлив, что такие будут вечно — уважаемые мной зануды,
Библиоманы, борящиеся с пошлостью и своей простудой.

Взрывающие мой восторг ходячие энциклопедии,
Им знакомы все размеры, рифмы, школы.
Образцовые поэты, освоившие новые медиа,
Несущие в народ рифмованное просвещенья слово.

За ним вступает Леха Никонов, «поэт и музыкант»,
Точнее, душка в облике злодея.
Он критикует русскую культуру не краснея,
Влияние эпохи для него важней, чем единичный человеческий талант.

А следом формула успеха — Марина Кацуба,
Исследователь рэпа, завсегдатай йога-клуба.
Поэт-продюсер. Это прям как я!
Коллега стопроцентная моя.

Формат talk-show отводит три минуты каждому на выступленье.
Припоминаю посещенный накануне фестиваль «Myfest» в Москве,
Где в эти же сто восемьдесят секунд, безвестные и звезды наравне,
Поэты силятся вместить по три, а то четыре собственных стихотворенья.

Оборин начинает выступать, я свеж и внемлю:
«Всплеск интереса к нам за рубежом связан с искусством «левым».
Лев проводит треугольник Маяковский — Евтушенко — Хармс.
Упоминает, что сегодня есть Кирилл Медведев, изданный на многих языках.

Леха Никонов, стремясь создать подобье прений,
Выводит тождество всплесков поэзии и цивилизации волнений.
Модерн и время войн — вот, что рождало гений.
Поэт-продюсер — меж двух мнений.

На её гастролях всё достойно:
К ней на выступления по всей стране приходит публика
Такая же приятная и милая, как здесь сегодня.
Поэзия — досуг, всё популярнее она.

Все сходятся во мнении: сегодня спрос
На шаманизм, оригинальность, честный голос.
В эпоху, когда большинство тыкает кнопочки
(уже даже не кнопочки),
Поэт является гарантом подлинности,
А не картинки в цифровой коробочке.

мне кажется что
спрос на них был огромен
потому что
они представляли собой
живую совесть
(Кирилл Медведев)

Но в пабликах Вконтакте фонтанирует другая стророна успеха,
У той поэзии есть будто скрипт — прям как у нейросети.
Их цель писать о том, что выдавит слезу, ничто им не помеха
Воспроизводить банальности любви и одиночества таланта на планете.

Тут куратор Озерков изрекает вдруг слова такие:
Выступая перед зрителем,
Поэт выкидвает капли словесно-смысловые,
Рождающие солнечную бурю смыслов в голове.

Движется ток-шоу к новым формам языка.
Так, Леха Никонов феминитивы откровенно не любя,
Признает: чуждые языку слова, он сам исторгнет из себя,
Судить о сообразности можно лишь в будущем — издалека.

Сам язык выдавливает чуждые ему кристаллы,
Он снова к времени модерна как к родному обращается,
Тогда реально можно было языком править как балом,
Сегодня же наивно нам на это уповать.

Быть может, в будущем про наше время
Появится геройская поэма, например, «Врачиха»:
Которая верила в Путина, жила в селе, вспылила,
Пошла на митинг и Майдан устроила вдруг лихо!

Скорее всего, так произойдет.
Так слово «врачиха» и в народ пойдет.
Ведь, вы это читаете, а значит, удался эксперимент,
Феминитив работает как новый язковой элемент...

Ги де Мопассан заставил говорить всех про свои усы.
Носить их с гордостью иль прятать малодушно можно,
Но ведь усы-то все равно растут!
А посему — ответить кто такой поэт, Марине оказалось совсем не сложно:

«Тот, у кого-то потребность в выраженьи чувств есть,
Посредством слов, укомплектованных в той или иной порядок,
Нельзя честнее обозначить кто такой поэт». И здесь
Я соглашусь — критерий сей правдив и краток.

Зал рукоплещет, занавес.
После перерыва — долгожданный поток поэтической патоки.

Акт II
Метастих из услышанного на сцене

Земляничными тропинками
отведи меня туда,
где на семь персон кувшинками
сервирован стол пруда.
чтобы люди попили-поели
и ушли от тебя навсегда, —
продолжая слизывать с губ
изумленные крошки брусничного стихотворенья.
Знаешь? — Знаю: всё, что нам дано,
есть у нас, пока не выпито вин...о!
Ложусь рядом
И тут замечаю
Как мигнул
Буквально
На долю секунды
Твой желтый глаз
С узким как бритва
Зрачком.
На то, чтобы снять эти латы,
У нас есть ещё пять минут.
Все входящие давно бесплатно,
И сегодня нам не уснуть.
У задушевной ебельки
нет ничего от ебли.
Дверь тихо притворившая рука
была — он вздрогнул — выпачкана; пряча
ее в карман, он услыхал, как сдача
с вина плеснула в недрах пиджака.
Съела крекер Полли
Слова мои снова двум кратны
Как остаться нам на танцполе
Похожим таким, таким разным?
Духовной жаждой томим
В пустыне мрачной я влачился
Шутка! Это Пушкин!

Шутка Дмитрия Воденникова выводит из сумерков сладости,
Миленькости, угловатости и приторности,
Выхожу во двор,
Записываю случайный разговор.

Акт III
Во дворе «Севкабеля»

Надо было вчера на СКИФ ехать. Там же Гоблин были у нас.
Так а народ-т�� был в Бланке?
Был, но не как в прошлый раз.
Я не могла заснуть — такие музыканты были!
Баянист из Минска пиздец!
Как ебанул — прям порвал меня.
Да, баянист был прям топчик. молодец!
Спасибо за баяниста, остальное всё — хуйня!
Ха-ха-ха!
На Евровидение его!
У него куча всяких примочек на баяне.
Обаяние на баяне!
А я не на баяне.
Минимал-минимал такой кнопочками он делал
На пять минут он там кнопочками, помнишь, делал?
Некоторые уже начинали пыхтеть
Испытывал их терпение
На кнопочках без воздуха — звук такой, как на печатной машинке стихотворение
Но на баяне
У него куча там примочек, педалей...
Ну, не куча!
Ну штук пять
Четыре
А знаете Полин Оливейрос?
Я была на ее концерте!
А я нет. Просто услышал в эфире.
У меня альбом есть —
Там как орган звучит аккордеон;
Как будто ты на горе оказался один!
Дух захватывает он!

А за стеною на три медиа экрана
Стихи читали то под фортепьяно,
то под арфу — без баяна,
Но с неизменным пафосом выдыхая
после каждой строчки «хеее»...

Пик дня, Севкабель, розлив пива, жар
Мне всё уже рифмуется,
Говорит со мною улица.
Ваш заказ сто сорок восемь!
Поэзия фудкорта
Заберите свой сто сорок девять!
Поэзия обжорства
Здравствуйте, а что для вас?!
Сто пятьдесятый!
Заберите ваш заказ!
Отдал!
Быть может, я устал и
После нескольких часов рифмованной милоты
Хочу на улицу: где жарят мясо, пенное в разлив, где ритм икоты,
Да, можно, на Сбербанк онлайн!

Эпилог

На сцене музыкант старается читать как стих,
Но с облегчением заводит песню следом.
Так и ему удобнее, и зрелищней для них
Где эта грань между поэзией и рэпом?

Стихами и словами к песне, движением тела
Или даже видео рифмованным
Глупо всё делить! Там поэзия, где укомплектованы
Со страстью изображения, фигуры и слова.

Вчера в Москве я слушал тех поэтов-одиночек,
Что в душных комнатах редакций выступают ради счастья быть услышанными.
Сегодня была сцена для поэтов-звезд,
С зарплатами завышенными.

Но вот причина, по которой голова моя стала картонной:
Тут и там позию экспроприировала стонущая интонация,
Изнемогающих от любви неразделенной дев, валетов томных,
Избыточная тембра грация.

Тех, что превратили зарифмованный сосуд
Разбитых чувств своих в образчик-эталон:
Теперь каждый вторй читая свой канон,
Дрожит всем телом и растягивает три последних слова он.

Кто б ни был ты, о мой читатель,
Друг, недруг, я хочу с тобой
Расстаться нынче как приятель.
Как я расстался с фестивальной
Поэтов пестрою толпой.
Дай бог, чтоб в этойм файле ты
Для развлеченья, для мечты,
Для сердца, и для грамматических сшибок
Хотя крупицу мог найти.
За сим расстанемся, прости!

Автор выражает благодарность и уважение всем организаторам и участникам мероприятия.