September 8, 2022

О культуре отмены и отмене культуры

Умиротворение в стихии. Спокойствие диких вещей. За пару часов до вторжения я выкладывала пост с одноимённым стихотворением. В попытках усмирить тревожность и тревогу до того как тревога уже сиреной ворвалась в моё пространство. И я всё ещё верю, что такое спокойствие возможно. Иногда его удаётся уловить. Но современный мир дикий не так как нам привычно, не так как для нас «естественно». Дома оказываются менее устойчивыми, чем высокие деревья, хищные птицы менее опасными чем ракеты, а порывы ветра уж тем более не такими резкими как скачки новостной ленты. И всё же есть ритуалы, которые нас успокаивают. Я вспоминаю, каково это быть первобытным человеком, я вспоминаю своё детство в значимых именно для меня деталях. Впервые за долгое время я раскладываю пасьянсы и перебираю гречку. Я не задумываюсь об этих ритуалах. Руки сами знают, помнят и ведут меня. Меня всё ещё тянет к знакомым страницам под тканевыми обложками, прохладной ванне и последней странице с кроссвордами в детской газете. Не все ритуалы я могу ввести в свою практику сейчас. Символично, что теперь нет и той улицы на адрес которой приходила эта газета каждую пятницу.

Возможно это и есть моя культура. Массивные узоры выведенные из гречки на подносе, её запах и легкая пыль в воздухе; запах и шелест страниц, с вытесненными узорами букв; запах мокрой брущатки на Европейской площади и бескрайними узорами знамён на Первомай.

Является ли моя культура общей для всех украинцев, киевлянок, девушек или брюнеток… Уверена что нет. При этом всё же она является таковой для огромного количества людей читавших эти книги и выписывавших эти газеты, конечно для тех, для кого они были также важны. У меня было много родственников, но моя семья всегда была маленькой. Думаю так и с культурой. Я не верю в её национальную или временную раздробленность. Для каждого она есть свой отдельный узор, но наполнение калейдоскопа одно для какого-то пласта людей. При том, что существуют другие пласты с другими калейдоскопами. Хоть и собраны они все из одного и того же набора осколков.

Я садилась писать текст на заявленную тему на протяжении месяцев трёх с перерывами. В итоге выбросив практически всё. В любом случае, я бы не хотела чтобы он был воспринят в качестве апологии чего-либо иного кроме как культуры как таковой. В явлениях культуры отмены и в отмене определённой культуры на мой взгляд есть нечто принципиально общее. Где-то я прочла что постмодерн освободил нас от абсурдной веры в реальность. Я бы сказала что он дал нам возможность отрицания (в философском смысле) этой самой реальности. В общем, дело с отменами мне кажется лежит глубже - в вопросе авторитетов вообще. Возможно, борьба с культурными устоями является логичным продолжением богоборчества. Однажды Бог умер, теперь время смерти уже впору констатировать Достоевскому.

Казалось бы, в такой ситуации возможно выйти на что-то своё. На такие милые уникальные узоры, о которых я писала выше. Но проблема в том, что культура и вне меня несомненно существует. И только она является тканью существования, истоком идей и материальным воплощением человеческой практики вообще. Так что опираться на что-то всё равно нужно, как и нужно понимать, пусть хотя бы для науки или лично для себя, откуда растут корни, видеть неразрывную связь между всем что было, есть и тем что может быть.

В ситуации отмены всего и вся получается два пути - либо искать что-то настоящее, пусть даже и "традиционное" (но тогда сама идея отмены выглядит ещё более абсурдной чем реальность которая на этих авторитетах строится). Либо заниматься новым мифотверчеством. Кажется, мы сейчас идём по второму пути. Конечно, современные традиции - результат такого же мифологизирования прошлого, но только время сумело укрепить или развеять некоторые из тех мифов. Красота всего этого процесса в том что это процесс. Всё что когда-либо появилось на свет, любая высказанная идея или подход навсегда остаются с нами. Потому я и писала о том, что мы можем говорить лишь об общечеловеческой культуре, как о бесконечном совокупном опыте всего человечества, либо метафорично о своей культуре индивидуального опыта. Все же культурные пласты, культурные модели поведения или предпочтения, попытки выявить и установить раз и навсегда четкие границы «отдельной культуры» или её наполнение являются лишь элементами культуры как таковой. В 2022 году просто невозможно отрицать взаимопроникновение прямое или опосредованное идей, традиций, искусства и проч всех рас, этносов, национальностей и народов. Я нахожу отголоски своих чаяний в современных турецких сериалах и в древних мифах островитян.

Само по себе понятие культура очень спекулятивно. Потому каждый заинтересованный волен трактовать его в угоду собственному интересу. Мне импонирует дословное использование Цицероном как возделывание души. То есть не отличающееся в широком смысле слова от образования. Подозреваю что пертурбации с построением процесса образования привели к тому что на фоне отмены культуры мы получили культуру отмены во всех сферах жизни. И такую жизнь в которой из свободы осталась только свобода запрещать, свобода быть конформистом, что делает невозможным дальнейшее развитие культуры, мысли, чувства.

В общем, родилось предложение перечитать "Алую чуму" Джека Лондона. Кто хотел бы поучаствовать в дискуссии - прошу писать в чат.