February 3, 2023

О дементорах.

Для начала дисклеймер: "этот текст может быть страшным и содержать эмоционально агрессивные цитаты". Если вам становится "не по себе" от чтения, то закрывайте это окно прямо сейчас.

Этот текст можно по праву считать самым длинным из начатых мною долгостроев (есть такие, которые только обдумываются годами, но не вылились ни в одну строчку). Возможно, это потому что он касается непосредственно моей уязвимости. Я давно и много размышляю на тему панических атак. Точнее чуть более десяти лет. С того момента как она произошла впервые. Спустя пять лет их скрупулёзного изучения я решила о них написать. А сейчас я подумала почему бы не выложить то что уже есть. Итак.

Долгое время я хотела написать о самом жутком, непоправимом переживании, которое испытывала сама. До того как я ни научилась с ним справляться – это было вообще невозможно. Сразу скажу, что помогла мне именно психотерапия. Понимание механизма возникновения этого состояния. Но одним поведенческим фактором дело, конечно, не ограничивается.

Как бы безумно это не звучало, но ещё в 2011-2012 году в интернете можно было найти очень мало информации о том что такое ПА, что ещё страннее – этот термин ни разу не звучал за всё время моего обучения в университете. Конечно, мы проходили тревожные, депрессивные, другие расстройства эмоционально-волевой сферы. Но уже спустя несколько лет я начала регулярно слышать о похожих симптомах от своих учеников, потом уже в своей практике я довольно часто встречаюсь с таким запросом. Сейчас работая больше как кризисный консультант слышу о таких симптомах каждый день. А теперь ещё и понимаю что истории старшего поколения о том что посреди ночи их кто-то душит и проч типичное описание подобного состояния.

Но описание этого состояния и сами переживания неоднородны. Мне кажется, есть смысл выделить три их вида, или уровня, а возможно их ещё больше. Пока опишу именно, панические атаки, панические приступы и их серии.

В основе любого проявления паники лежит утрата контроля над последним форпостом – над своим телом. Психика и тело полностью рассинхронизируются. Физическая усталость в совокупностью с нервным, психическим перевозуждением даёт такой эффект. Экзистенциальный анализ очень хорошо объясняет что происходит – длительное физическое утомление входит в конфликт с психическим эмоциональным возбуждением. Тело в прямом смысле пытается догнать сознание, что приводит к его гиперактивации. Мне кажется можно сравнить это с дефибриллятором, только в данном случае мозг (который не переставал что-то обдумывать) в какой-то момент отвлекается и решает проверить всё ли хорошо с телом, запуская совершенно хаотичные процессы. В этот момент то что мы называем «Я» полностью дезориентировано. «Я» не ощущает контроля над своим телом, над своими мыслями, не ощущает себя. Потому для их преодоления отлично срабатывают приёмы работы с телом – найти какие-то предметы, «отвлечься» или «быть отвлечённым», но прежде всего дышать и воздействовать на своё тело как-то ещё, вернуть себя в себя, в своё тело, установить и прочувствовать над ним контроль. Теперь попробую расписать разницу в формах:

- На мой взгляд, куда чаще встречаются панические приступы или паника сама по себе. Это состояние характеризуется множественными физиологическими проявлениями. Такими как учащённое сердцебиение, онемение или тремор конечностей, неконтролируемый плач, тошнота, рвота, диарея, головокружение и проч. Всё это характерно и для панических атак. Но панические приступы возникают часто в связи с конкретными страхами – темноты, глубины, толпы и т.д. Если ничего не делать, то такой приступ проходит сам по себе в течении около 20 минут, хотя эти минуты могут казаться самыми страшными в жизни. Человеку может казаться что он умирает или сходит с ума. Интересно, что можно встретить довольно много историй людей о том как такой приступ был у них один-два раза в жизни и больше не повторялся. Часто это может быть связано с ситуацией важного экзамена или отчёта на работе и проч, такой ситуацией которая связана с длительными физическими нагрузками и умственным напряжением.

- Серия панических приступов или паническое расстройство. Повторяет такое же состояние, только это не разове событие, а которое происходит со всё нарастающей частотой и интенсивностью. Фоново, скорее всего будет идти работа с тревожностью. При таких панических сериях сам приступ могут запускать мысли о том что приступа давно не было. Тело и в «нормальном» состоянии становится менее послушным, чувствуется напряжение, появляются проблемы со сном, концентрацией, с дыханием, с тем чтобы банально усидеть на месте. При работе с серией приступов необходимо медикаментозное лечение и диагностика у психиатра, эндокринолога, невролога. Так как здесь скорее всего присутствуют коморбидные (одновременные) состояния (изменение гормонального фона, тревожные расстройства или что-то ещё). Также необходимо подключать психотерапию и упражнения по работе с телом на постоянной основе. В ситуации когда у человека было хотя бы два приступа я рекомендую, например, заниматься техниками майндфулнес хотя бы несколько раз в неделю в близжайшие пару лет, наряду с мед диагностикой и психотерапией.

Обе описанных вида довольно детально изучены, с ними умеет работать большое количество специалистов. О них пишут и говорят (уже). Теперь перейдём к более редкому но далеко не единичному виду.

- Теперь к вопросу о дементорах. Третий вид, который скорее объединяется с сериями приступов, но фоновым состоянием выступает не тревога, а депрессия, уныние, пассивность, перебиваемые ПА. Мне кажется, наилучшим образом это состояние описала Джоан Роулинг в том, что человек чувствует при приближении дементора (кстати, дементоров первого уровня тоже можно кормить шоколадом и юмором для профилактики). Но если они подобрались близко - жди ПА. Панические атаки – это самый настоящий страх страха. Страх ничто или «ничто». Он не только не имеет рационального объяснения, но и рациональной формы. Физиологические проявления будут такими же как и в двух других случаях. А вот на счёт связи с другими болезнями я бы хотела сделать акцент на депрессии. После такой атаки человека не только посещает недоумение и желание понять что произошло, но и полное опустошение. Конечно, все практики из предыдущих случаев здесь также должны работать – прежде всего дыхание, работа с телом (насколько это возможно и расслабляющее), исключение нагрузок, анализы, работа с психологом. Но в плане мыслей – вариации могу быть самыми разными. Стандартно при панике чувствовать страх смерти и страх сойти с ума, хоть и страшно, но об этом говорят все. Те, кого бы я отнесла к третей группе говорят ещё о страхе ничто, об осознании бессмысленности, абсурдности, полного одиночества и проч буквально на физиологическом уровне. Ещё обратила внимание на то что перед па у человека также на фоне физической усталости и перевозбуждения добавляется ценностный конфликт, несовпадение ожидания и реальности, переживание обесценивания... Возможно он служит триггером для того чтобы упасть глубже.

Часто в работе после обучения обхождения с физиологическими механизмами возникновения паники мы приходим к тому, что за ней стоит. И на самом деле решить причину панических приступов куда проще. Клиент учится распознавать приступы, работать с телом для их предотвращения и благодаря погружению в его историю мы находим и устраняем причину появления страхов, которые иногда, с течением времени могут проявлять себя как приступы паники. В том числе это могут быть травматические события, не пережитые и теперь напоминающие о себе таким способом. Или медикаментозная терапия делает своё дело и человека больше не мучает паника.

Парадоксально, но я прихожу к выводу, что с причиной панических атак можно только смириться. Здесь мы также вначале рассматриваем механизм взаимодействия физиологического и психического, учимся облегчать панику, распознавать её зарождение. Но, оказывается что у неё нет конкретных причин. Страх страха, страх небытия, ничто, пустоты (самое приближённое с чем его можно сравнить – это страх небытия личности, но это всё равно далёкое сравнение. Он неописуем), сопряжённый с осознанием и прочувствованием бессмысленности. Конечно, мы можем попытаться найти в биографии человека что-то что не дало ему смириться. Почему его посещают мысли о бесконечности и глубинности всего сущего, почему он не забыл об этом, как делают многие выходя из 3-5 летнего возраста и принимая факт смертности на достаточном для себя уровне.

Получается, гипотетически, «глубина ужаса» зависит от того, кто его переживает? И дальнейшая работа проходит в том числе в русле педагогики в её первоначальном смысле, философского просвещения. Поэтому я пишу о том, что с этим страхом можно только смириться. Смириться, прежде всего получив интеллектуальное (а, значит, и чувственное) объяснение, разделить с кем-то это переживание, получить его подтверждение. Хочу ещё раз оговориться, что работа с любым проявлением паники очень тесно связана с пониманием, рационализацией процесса, объяснением механизма её возникновения со стороны терапевта. Но что ещё помогает – так это подтверждение и ощущение сопричасности. Например, часто мы с клиентами обсуждаем работы Сартра и Камю. Мало кому удалось так феноменологично описать подобное состояние как Сартру в «Тошноте». Конечно, он развёртывает описание депрессии, но что к ней ведёт, всё начинается с того как он хочет бросит камень в воду, смотрит на него и осознаёт всю бессмысленность. «Я уже собрался швырнуть камень, поглядел на него, и тут-то все и началось: я почувствовал, что он существует … Я ничуть не удивился, я понимал, что это Мир, мир, который предстал передо мной во всей своей наготе, и я задыхался от ярости при виде этого громадного абсурдного существа. Нельзя было даже задаться вопросом, откуда все это берется и как все-таки получается, что существует какой-то мир, а не ничто». А потом я начала находить ответы и у других писателей, философов. Например у Достоевского в Бесах есть эпизод когда он приходит к хозяйке дома, которая лежит в бреду и спросив о чём бредит «она мне зашептала, что бредит “ужасти”: “Я, дескать, Бога убила”». Ещё детальнее читаем у Толстого уже по сути в его дневниках. Как он уставший приехал в Арзамасс и сначала просыпался в дороге и в гостинице охваченный ужасом. «Напала тоска, страх, ужас, такие, каких я никогда не испытывал. Подробности этого чувства я тебе расскажу впоследствии; но подобного мучительного чувства я никогда не испытывал, и никому не дай Бог испытать … Я задремал, но вдруг проснулся. Мне стало чего-то страшно. И как это часто бывает, проснулся испуганный, оживлённый, — кажется, никогда не заснёшь. «Зачем я еду? Куда я еду?» — пришло мне вдруг в голову … Как, я помню, мучительно мне было, что комнатка эта была именно квадратная. Окно было одно, с гардинкой, красной… Верно, и задремал, потому что когда я очнулся, никого в комнате не было и было темно. Я был опять так же пробуждён, как на телеге. Заснуть, я чувствовал, не было никакой возможности. Зачем я сюда заехал. Куда я везу себя. От чего, куда я убегаю? — Я убегаю от чего-то страшного и не могу убежать. Я всегда с собою, и я-то и мучителен себе. Я, вот он, я весь тут. Ни пензенское, ни какое именье ничего не прибавит и не убавит мне. А я-то, я-то надоел себе, несносен, мучителен себе. Я хочу заснуть, забыться и не могу. Не могу уйти от себя. Я вышел в коридор, думая уйти от того, что мучило меня. Но оно вышло за мной и омрачало всё. Мне также ещё больше страшно было … Ничего нет в жизни, а есть смерть, а ее не должно быть. … И вдруг арзамасский ужас шевельнулся во мне. …Если бы ты был, ты бы сказал мне, людям. А нет тебя, есть одно отчаяние.”. Конечно, разработкой как Ничто, так и Ужаса занимался Хайдеггер. Немого по касательной проходит к этой теме и Фрейд в эссе «О зловещем» или «Жуткое» в разных переводах. Подобно Сартру он делает акцент не на ничто, а наоборот на присутствии. Но во всех случай речь идёт как раз о присутствии Ничто. Присутствии того чего не должно быть здесь.

Здесь может показаться что речь идёт о каких-то галлюцинациях или психотическом расстройстве, но при том что все остальные симптомы не подходят такое странное состояние переживаний о смысле жизни, божественном, бесконечном и проч характерно для ПА.

Я попыталась описать панические ощущения разной степени, не выбивая даже последние из разряда паники чтобы не ужастать ещё более такими названиями как «приступ явного» или «встреча с Ничто» или «приступ Ужаса».

Добавлю ещё одну большую цитату, которую нашла сейчас. Автор также рассматривает третью форму паники, при чём описывая её именно как философское, эстетичексе прееживание, которое при этом может проявлтся физиологически.

«Ужас – это событие особого расположения человека–и–мира. Действующая причина ужасного расположения не "физична", то есть она не может быть локализована в специфической конфигурации эмпирически данного человеку пространства, хотя ужас и обнаруживает себя в пространстве и пространственно расположенных «телах ужаса».

Ужасное – это эстетическое расположение, в котором мир "завораживает" человека и человек просто «цепенеет», лишаясь способности здраво рассуждать и оценивать свое «так оно есть». Однако ужасное расположение может сопровождаться не только "оцепенением", но – в иных случаях – и "панической" реакцией (реакцией столь же непроизвольной, как и "оцепенение"). Паническая сумятица в душе, наружно выражающаяся в беспорядочных, судорожных движениях или, напротив, в мертвенной неподвижности охваченного ужасом человека, выражает собой простой факт: человек встретился с чем–то, чему в принципе не может противодействовать. И оцепенение, и паника – всего лишь психофизиологическое выражение ужаса, его симптом, – не более того.

В ужасе нас встречает мир как он есть сам по себе, а не как он дан в структуре Присутствия, в структуре языка; это бессмысленный мир, мир, лишенный связи с Бытием, Чужой (Чуждый) мир. Само Небытие уставилось на человека слепым зрачком предельной чуждости мира, и выдержать этот взгляд, противостоять ему –  невозможно, поскольку он (если уж мы попали в ситуацию ужаса) исключает человека как лицо, как глаз, осмысленно взирающий на вещи, то есть исключает его как того, кто "владеет миром сущего": столкнувшись с ужасным, мы на "мгновение" теряем или "почти теряем" "себя", утрачивая или "почти утрачивая" осмысленный взгляд на вещи. Ужасное "сводит", "сталкивает" человека с "ума", а потому пребывание в состоянии ужаса экзистенциально рискованно, это пограничное состояние Присутствия, полураспад мира и "я"

Поистину, кажется что от таких переживаний точно нет правильных таблеток. Однако я верю что глубокая психотерапевтическая работа, направленная на встречу с собой и миром при наличии опоры и дальнейшее занятие позиции относительно этих вопросов может быть терапевтичным. И я видела как это работало у других, как это работает на практике. Остаётся только один вопрос – каким образом измерять все эти переживания и терапевтирование наукометричными способами. И что делать если Ужас есть, а померить его невозможно.

P.S. Спустя несколько месяцев после публикации этой заметки нашла ещё у любимого Хемингуэя (вообще прочитать рассказ стоит целиком):

" ... Да не в страхе дело, не в боязни! Ничто - и оно ему так знакомо. Все - ничто, да и сам человек ничто. Вот в чем дело, и ничего, кроме света не надо, да еще чистоты и порядка. Некоторые живут и никогда этого не чувствуют, а он-то знает, что все это ничто и снова ничто, ничто и снова ничто. Отче ничто, да святится ничто твое, да приидет ничто твое, да будет ничто твое, яко в ничто и в ничто. Ничто и снова ничто."