October 19, 2021

Выпрямительный рефлекс: как желание помочь может стать контрпродуктивным

Перевод поста из блога The Ordinary Social Worker. Оригинал доступен по ссылке. Время чтения — 4 минуты.

В мотивационном интервью есть понятие "выпрямительный рефлекс" ("Righting Reflex"). Это немедленное желание в разговоре поправить собеседника (друга, родственника или клиента), дать мгновенную оценку и подсказку, указать на ошибку.

Как человек, который привык быстро добиваться своего, я прекрасно понимаю, какой дискомфорт можно испытывать, когда близкие переживают из-за проблем, решение которых кажется очевидным. Ведь так хочется избавить окружающих от их сложностей. Но, с другой стороны, иногда мы хотим просто быть выслушанными, пожаловаться на что-то, не получая советов, ремарок и комментариев в ответ.

Попробуйте поставить себя в ботинки человека напротив: вы хотите просто пожаловаться, а в ответ получаете решения, о которых и так думали, но к которым пока не готовы. Это очень сильно раздражает. Скорее всего вы рано или поздно придете к этим решениям и действиям, просто для них требуется немало времени и сил.

Представьте теперь мой ужас, когда я поняла, что именно так я поступала с друзьями и семьей до того, как узнала о выпрямительном рефлексе и его последствиях. А мне казалось, что таким образом я забочусь и подталкиваю других вперед.

С клинической точки зрения, есть несколько важных причин неэффективности выпрямительного рефлекса:

  • Клиент может быть не готов к изменениям. Предложение решения, когда человек не мотивирован на изменения, может вызвать у него защитную реакцию и раздражение. Вероятно, он уже слышал о таком варианте и просто еще не дошел до него. Если он не рассматривал его раньше, то, возможно, ему оно просто не подходит.
  • Специалист может быть убежден, что очевидное для него решение является ответом на трудности/запрос клиента. Такой подход, по сути, обесценивает опыт и мнение клиента, даже если решение целесообразно и доступно. Давая директивные советы, специалист будто берет контроль над жизнью клиента, забывая, что лучше самого клиента никто в его жизни не разберется.

Но еще я считаю, что есть причины не менее важные, чем клинические:

  • Иногда люди нуждаются в том, чтобы просто выплеснуть свою неудовлетворенность. Это не значит, что у них нет решения или что они ищут его, просто общение с вами является для них безопасным пространством для того, чтобы выговориться.
  • Даже в неклинической сфере у каждого человека есть свой собственный путь к тому, что он пытается осуществить. Я не являюсь экспертом в жизни моих друзей/родственников, поэтому не могу утверждать, хотят ли они услышать решения, которые у меня есть для них.

Может ли быть полезен выпрямительный рефлекс? Да, может. Например, при назначении лечения или в ряде медицинских ограничений. Например, пациент с диабетом плохо себя чувствует, приходит на обследование, и врач понимает, что необходимо изменить дозировку инсулина. Тогда пациент получает указание принимать инсулин по определенной схеме. В таком случае клиент сознательно приходит на прием, чтобы разобраться в происходящем и получить решение для устранения проблемы.

Я уже говорила об этом выше и скажу еще раз: я была советчиком номер один, моментально предлагала решения, когда люди приходили ко мне просто высказаться. Так было до тех пор, пока однажды после нашего разговора мой муж не сказал мне, что он не искал советов, это не то, что ему было нужно. Только тогда я поняла, что мне необходимо перестать думать, что все ищут готовые ответы на свои вопросы. С тех пор, прежде чем полагаться на свои предположения, я начала больше слушать и спрашивать людей, что они хотят от нашего разговора, какой они хотят меня видеть в данной ситуации.

На самом деле, предположения не идут на пользу ни мне, ни моим клиентам, ни моей семье и друзьям. Я стараюсь быть осторожнее, когда спрашиваю, как я могу помочь. Я по-прежнему очень стремлюсь решать проблемы и чувствую, что от этого рефлекса нельзя полностью избавиться. Но я стараюсь чаще откладывать его в сторону, оставаться более внимательной к текущему моменту, а не концентрироваться на том, что нужно сделать. Бывают случаи, когда в разговор вовлечены другие люди, и не остается пространства для моих мыслей и предположений, которые я так хочу озвучить. В такие моменты, когда мне кажется, что мой искренний порыв помочь кому-то игнорируется, я стараюсь напоминать себе, что вообще-то именно так сейчас я лучше всего помогаю своему собеседнику.

Перевод: Анна Бондаренко. Редакция: Татьяна Журавлева.


Материал подготовлен медиапроектом "Чистые Когниции". Копирование без ссылки на источник запрещено. Поддержите нас на Патреоне, и получите доступ к эксклюзивным бонусам.

Наши каналы:

наш сайт

мы в Telegram

наш канал на YouTube

Психологические Консультации от Чистых Когниций (доказательная психологическая помощь)