Интервью
May 25, 2023

«Глазами Клиента»: история личной психотерапии специалистки в области ментального здоровья (выпуск 6)

Представляем шестой материал рубрики «Глазами Клиента»! В рамках рубрики мы рассказываем истории личной психотерапии специалистов (-ок) в области ментального здоровья. Каждый (-ая) из них делится своим опытом и переживаниями.

Важный смысл проекта для нас — приоткрыть завесу психотерапии, помочь соприкоснуться с клиентским опытом и нормализовать терапевтический процесс.

Отзывов о неприятном опыте множество, но подробных историй результативной терапии — единицы. Мы вынесем на свет такие истории и развенчаем часть мифов о психотерапии.

Сегодня в интервью будет представлена история личной психотерапии ACT- и КПТ-терапевтки Антонины Осколковой.

Дисклеймер: имена указываются только с согласия интервьюируемых, материал доходит до публикации только после полного одобрения рассказчика.

Кураторки рубрики:

Алевтина Яковлева, транс-френдли схема-терапевтка;
Наталья Орлова, СДВГ-информированная АСТ-терапевтка.

История Антонины

Привет, я хочу начать интервью со своего любимого вопроса. Почему ты пошла в терапию?

Сначала из-за профессиональной необходимости. Я же психолог, значит нужно регулярно посещать собственного терапевта. Но потом я заметила, что даже если приходишь без запроса, в молоко ты не уходишь. В любом случае этот час проходит не зря. И сейчас у меня запроса нет, но я всё равно хожу каждые две недели. И всегда есть о чём поговорить.

— А о чём вы говорили в последний раз?

О чём мы говорили неделю назад, я не могу вспомнить. Но у меня всё записано, есть конспект каждой сессии (честно). Несколько встреч до этого мы говорили о РПП моём переедании. Выявляли триггеры, которые вызывают переедание, что в этот момент можно сделать, чтобы не переедать. Это было где-то в течение трёх сессий.

— Я очень люблю работу с РПП с позиции клиента. Это так наглядно, я сразу же замечаю изменения. Наблюдаю, как меняются пищевые привычки, ощущения в теле...

Соглашусь. Но если вспоминать предыдущие мои запросы (в моём случае какой запрос бы не был), наглядный результат я вижу всегда. Если не после первой сессии, то после третьей есть какие-то изменения. Например, я как социофобушек боюсь выходить в магазин. А уже после третьей сессии с моей терапевткой я спокойно смотрю в глаза кассиру и встречным гопникам, если иду в магазин вечером.

— Ничего себе, какой быстрый эффект! А расскажешь, как вы с этим работали?

В моем случае срабатывает встреча со своим страхом. Если ты боишься что-то делать, ты берёшь и начинаешь это делать. Вместе со своим страхом, вместе с трясущимися коленками ты берёшь и удерживаешь свой взгляд на кассире на две секунды дольше, чем обычно. Потом на четыре секунды, а на третий день ты понимаешь: «Я большой и сильный волк, как мощны мои лапищи». Идите все сюда, я на вас посмотрю!

— Экспозиция — это же очень тяжело. Как тебе удавалось удерживать свой взгляд на две-три секунды дольше? Что у тебя происходило внутри?

Ну страшно, конечно. Это непривычное поведение, на которое мозг в мегафон орёт: «Мы щас умрём, нас щас побьют, нас пошлют нафиг!». Ну вот это всё. И при этом мне было как-то челленджево что ли... Был такой азарт, а смогу ли я, а давай попробуем. Смесь страха и азарта.

— Мне кажется, это любопытно. Звучит как твоя личностная особенность. Что-то вроде «бросьте мне вызов, и я это сделаю». Посмотрим, получится ли. Я готова идти вперёд и пробивать лбом эти грёбаные двери.

На самом деле нет, это не моя личностная особенность, потому что после нескольких лет в депрессии была человеком, который следовал принципу: «не надо мне никаких вызовов, дайте мне просто сдохнуть». Это чувство азарта привитое.

Есть такая практика, она называется «цветы, которые ты хочешь вырастить». У тебя есть два вида цветов, и какие ты поливаешь, те лучше растут. Я бралась поливать в себе цветы азарта чаще, чем цветы страха. Вот они у меня и выросли.

— Какая классная идея и, мне кажется, я представляю, как это хорошо работает. Сейчас у вас тема РПП, а с чего вы начали?

Пять лет назад это была просто депрессия. Я сначала поменяла двух терапевтов. После первой сессии уходила и понимала, что они мне не подошли. Потом у меня была терапевтка, к которой я ходила года полтора-два. Но она мне помогала не настолько, насколько я хотела. Она была очень мягкой и на сострадание уходило больше времени, чем было бы эффективно. Она, конечно, терапевтка замечательная, но конкретно мне не подошла. А вот потом я уже нашла свою нынешнюю терапевтку. И работа пошла.

— Эта уже была не такая мягкая?

Да она такая, как сказать, не жёсткая, а скорее рациональная тётка. Она просто смотрит на меня и говорит: «Давай разбираться».

Говорят, у клиентов со временем появляется внутренний психолог в голове, который начинает комментировать всё, что происходит. Так вот, мой внутренний психолог обычно говорит: «Давай разбираться».

Более того, я начала эту фразу говорить моим клиентам после этого.

И это та удивительная специалистка, я за восемь сессий работы с которой я наконец смогла развестись.

— За два месяца развестись?! Ты меня, конечно, приятно шокируешь своими историями.

А могу я тебя попросить выбрать какой-то один запрос из терапии с этой терапевткой и рассказать, как вы с ним работали?

Можно рассказать как раз про построение частной практики.

Давай с предыстории. Практикую я уже пять лет, но из-за депрессии в какой-то момент поняла, что у меня остался всего один клиент. Тогда я как раз разводилась в никуда. У меня было 80 рублей на карте и 2 кота на иждивении. Плюс ещё с практикой ничего не получалось, нервишки шалили. В этот момент мне очень помогала её устойчивость. Тогда я говорила: «Ну, я всё перепробовала, у меня ничего не получается. У меня не будет клиентов».

Мне очень помогла её фраза, которая, с одной стороны, не особо поддерживающе звучит, а с другой очень обнадёживающая: «Видимо, ты просто делаешь недостаточно».

Она произнесла её таким спокойным тоном, словно говорила: «Если ты начнёшь более систематично что-то делать, то у тебя всё получится». И это сработало очень хорошо. Благодаря этому я продолжала делать, даже когда чувствовала абсолютную безнадёжность.

— Получается, в дальнейшем ты руководствовалась этим и несла в голове знание, что результат будет, если делать систематично и достаточно?

Ну да, но я думаю, если бы я услышала это от малознакомого терапевта, я бы просто развернулась ушла. Но моя терапевтка точно не тот человек, который не знает, что говорит. Она мне всегда честно скажет: «Я сама не знаю, но у меня есть знакомая с похожим опытом, я спрошу у неё». Терапевтка правда спрашивала и присылала мне потом в личку ответ.

— Если говорить про честность, у меня тоже есть хороший пример.

Я сейчас в эмиграции и недавно очень переживала по поводу того, что люди здесь мне не рады. Я здесь лишняя, на меня как-то не так смотрят, не так про меня думают. И одна девушка спросила меня: «А что местные делают по отношению к тебе? Говорят ли тебе что-то в лицо? Хорошо, если нет, значит можно пока не беспокоиться». И это меня утешило, потому что напрямую мне и правда никто ничего плохого не делал. Более того, я живу в цивилизованном мире, где можно чувствовать себя в безопасности.

Мне кажется, очень много тревоги появляется в том, когда терапевт пытается тебя убедить в чём-то нереалистичном. А когда тебе терапевт говорит: «Это правда так, правда задница. Давай разбираться», то будто становится не так страшно. Ты встречаешься с реальным миром. Это помогает принять ситуацию намного быстрее, чем различные техники.

— Нам пора завершаться, и мой последний вопрос: появились ли у тебя новые мысли, на которые тебя натолкнул наш диалог?

Даже не знаю, через пару минут мы повесим трубки, и я по-любому вспомню 10 пунктов, которые стоило бы озвучить. Но пока мы это не сделаем, чудо не случится. Так что думаю, что пока нет.


Материал подготовлен медиапроектом «Чистые Когниции». Копирование без ссылки на источник запрещено. Поддержите проект, подписавшись на наш Патреон (для карт, выпущенных не в России) или на Бусти (для российских карт), и получите доступ к эксклюзивным бонусам.

Наши каналы:

наш сайт

мы в Telegram

наш канал на YouTube

Психологические Консультации от Чистых Когниций (доказательная психологическая помощь)