February 2, 2023

Дядя Вася

Из личных записей основателя осетинской школы вольной борьбы Асланбек Захаровича Дзгоева.

Асланбек Захарович Дзгоев

Это был примерно 1970 год, мы уже жили на улице Набережной. В соседнем подъезде в квартире № 63 жил старик - китаец дядя Вася (его реальное имя на слух звучало примерно "Тем Бу Ю") со своей супругой. Жили они очень бедно, можно сказать нищенствовали, детей у них не было, зарабатывали с женой на жизнь мытьем покойников. Как-то заходит ко мне участковый Кучиев и говорит, что дядя Вася жалуется на твою мать Чабахан. Говорит, что она ему запретила сидеть на табурете возле подъезда. И еще она сказала, что бы он ей на глаза не попадался, а то она скажет сыну и он его в Терек выбросит.

Я поговорил с матерью, и она мне поведала историю "дяди Васи".

В 1918 году в городе появилось очень много китайцев. Твой отец долго жил в Маньчжурии и неплохо понимал китайский язык. Он сказал мне как-то, что китайцы - это никакие не интернационалисты, а просто наемники, нанятые за деньги большевиками хунхузы (бандиты). Твой отец был очень умный человек, во время Августовских событий 1918 года он настоял, что бы мой брат Казихан со своим друзьями квартировался у нас. Это было за два месяца до твоего рождения, я была тогда на седьмом месяце. В тот вечер я до глубокой ночи угощала гостей, и когда Казихан уже встал со стола, вдруг залаяла, а затем заскулила собака. Захар взял пистолет и вышел во двор и через секунду мы услышали его голос, он кричал на китайском языке. Казихан с друзьями наперевес с оружием бросились во двор, раздались шум и крики. Позже твой отец рассказал мне, что когда он вышел во двор, четверо вооруженных китайцев были уже во дворе, а у ворот стоял наводчик - его «друг» Габо Л….ев. Захар сразу понял, что они пришли убивать. Тогда он закричал на китайском: «Пошли вон». У них от удивления глаза на лоб вылезли. А когда они еще и услышали топот и бряцание оружия, то стали убегать. Казихан хотел их преследовать, но Захар его остановил, не стал рисковать. И вот после всего этого ты сынок хочешь, что бы я с ним здоровалась. У них всех, руки по локоть в крови. Ты спроси его, что они творили на проспекте и куда делись его жители? И этот Вася имеет еще совесть ходить и пионерам галстуки завязывать.

Но все же я пошел к дяде Васе извиниться за маму. Когда открыласьдверь, он так испугался, что я поспешил его успокоить. Удивительное дело, человек полвека прожил в России, а по русский говорил с трудом. Потом он успокоился, залез в комод и вытащил старую – престарую красноармейскую перчатку (с вырезом для указательного пальца, что бы удобно было нажимать на курок от авт.) и говорит: «Я буржуев пуф – пуф».

Мы разговаривали минут 20, и как я понял, он сильно хотел уехать в Китай, но его не пускали. После Гражданской войны уже за ненадобностью их всех стали уничтожать, как он выжил, не понимает. После установки памятника на Китайской площади, его часто приглашали на встречи со школьниками, но после пограничного конфликта на острове Дамасском сразу забыли. В один прекрасный день это были времена Горбачевской перестройки, он просто взял паспорт пошел на вокзал купил билет до Владивостока и уехал. Что он думал, возвращаясь спустя 70 лет на родину, как он собирался пересечь границу, не понятно. Потом до нас дошли слухи, что он по дороге умер, и его на первой же станции сняли с поезда и как не востребованного похоронили. Что стало с его перчаткой не известно, но надеюсь, ее похоронили вместе с ним, а то у нас в стране найдется очень много желающих ее примерить.

После поимки своего «друга» со штиблетами, Захар видел Габо Л……ва всего два раза. Один раз во дворе своего дома, когда тот с китайцами приходил его грабить, а второй раз, когда тот проезжал на автомобиле, видимо стал каким-то ответственным работником. После этого он, очевидно, попал под жернова своих коллег, таких же как и он сам негодяев и исчез, или как ценный кадр уехал на повышение.

Времена были очень опасные, Владикавказ в те годы не раз подвергался набегам и грабежам банд руководимых Серго Орджоникидзе. В начале 1919 года добровольческая армия Деникина захватила Владикавказ. Мой отец Захар не боялся белых, но на всякий случай в его доме постоянно по его просьбе гостил его тесть Гаппо Акиев воевавший на стороне белых. Вот так лавируя между красными и белыми он, как и многие старался просто спасти себя и свою семью.