July 18, 2023

Неожиданный приём повышения продуктивности

Втайне я всегда хотел быть машиной. Мне казалось, будь я машиной, я бы никогда ничего не упустил, ничего не забыл, и успел бы сделать всё вовремя. Я знал, что такие люди есть, и мне было интересно, что ими движет. [Как мы работаем] Пару лет назад я запустил новостную рассылку «Супер Организаторы», в ней я рассказал о 50 лучших работниках из различных сфер. Я общался с менеджерами, записывающими все свои действия каждые 15 минут. Я говорил с инвесторами, которые заводят досье на каждого делового партнёра, и с директорами, чей график дел практически пуст, и они почти не ведут переговоры.

Я и сам перепробовал много приёмов, чтобы приблизиться к моей цели. Заклеивал рот, когда спал, и смотрел на лампу, чтобы увеличить свою энергию. Учился сочувствовать себе и принимал биодобавки, чтобы повысить свою выносливость. Иногда эти приёмы работали, а иногда нет. Некоторые из них были нелепыми. Но я хочу поделиться лучшим приёмом, которому научился в своих исследованиях.

Мечта стать машиной — ловушка. Она препятствует нашей продуктивности, потому что не даёт видеть истинный корень проблемы. Мы не машины, а живые эмоциональные существа. Навык понимать свои эмоции и управлять ими — единственная дорога к ежедневной продуктивности. Вина, стыд, страх — так часто именно они движут нами, когда мы сами этого не осознаём. Под нашими проблемами с продуктивностью не только жажда нового приёма или системы, но и эмоциональная сторона нашей жизни. Осознавая влияние эмоций на нас и наблюдая за ними, можно научиться гибкости и свободе для продвижения там, где иначе был бы ступор. Я понял, что самым продуктивным в мире людям — так похожим на машины — всё это хорошо известно, и для продвижения они делают три вещи. Они осознают начало проблемы, без суждения наблюдают за ней, чтобы понять её, экспериментируют с системами и командами, идеями и приёмами, до нужной цели. Кажется, так просто, и так и есть, но это сложно осуществить, ведь на каждом этапе нам препятствуют и сбивают с пути стыд, вина, страх и сомнения — то, что мешает ясному восприятию. Для этого нужно эмоциональное мастерство, которого сложно достичь. Давайте я объясню и покажу вам, как это работает.

Осознание — первый шаг. Он означает осознание проблем в вашей продуктивности. Это сложнее, чем кажется. Не важна суть проблемы, проще её проигнорировать в надежде, что она уйдёт, чем признаться, что что-то не так. Мы верим, что просто должны больше стараться. Мы думаем: «Это моя работа, нужно принять это». Не важно, с чем связаны проблемы в вашей продуктивности, вы, возможно, о них и не задумываетесь, потому что зачастую это болезненно.

Но до чего здорово осознать эти проблемы, которые обычно не замечаем. У самых продуктивных людей есть регулярные практики, поддержания этой осознанности. Иногда это ведение дневника, иногда медитация, порой просто прогулка или терапия. У каждого что-то своё.

Вот пример из моей жизни. Мне всегда тяжело давалось следить за своей почтой. Я директор стартапа, и поначалу мне было сложно признать эту проблему. Будто это обличение меня и моей способности к успеху — беспорядок в почте. Но в прошлом году, после размышлений я понял, что пора принять тот факт, что этот завал доставлял неудобства всей компании.

Когда я осознал эту проблему, то перешёл к следующему шагу: наблюдению. На этапе наблюдения я хотел с наименьшим осуждением проследить, что ведёт к переполнению моего почтового ящика. Наблюдение без осуждения оказалось трудным для меня. Появились страхи и сомнения. Я думал: «Так ли мне нужно делать это?» Я искренне верил, что должен просто разобраться с почтой без каких-либо проблем. Но когда углубился в это, начал замечать кое-что неожиданное. Было много периодов, когда в почтовом ящике был порядок. Но каждые пару недель происходил сдвиг, и снова наступала гигантская неразбериха. У этого сдвига была чёткая причина, либо одно письмо, на которое мне не хотелось отвечать, или особо загруженный период, когда я день-другой не заглядывал в почтовый ящик. Когда это случалось, письма накапливались, и я испытывал стыд. Я сторонился ящика, а гора писем всё росла. Замкнутый круг. Увидев это, я понял, что есть разумный способ это предотвратить. Мне нужно было уловить этот момент как раз на исходе пары недель, когда мой ящик начинал переполняться. Если бы это удалось, я знаю, что смог бы всегда поддерживать его пустым.

И это подводит нас к третьему шагу: эксперименту. Когда продуктивные люди осознают проблему и наблюдают за ней без суждений, то пробуют разные способы для её разрешения. Это тоже легко может вас запутать. У нас полно предубеждений о том, с чем можно, а с чем нельзя экспериментировать, и эти предубеждения ограничивают нас. Мы боимся казаться слабыми, глупыми, но если мы дадим себе шанс найти то, что нам подходит, то найдём уникальное решение.

Я много экспериментировал, чтобы решить мою проблему с почтой. Я старался ходить в новую кофейню, когда нужно было разобраться с почтой. Пробовал обсудить это с деловым партнёром и коллегами, чтобы побороть чувство стыда по этому поводу. Пытался читать не больше раза, проверял почту только дважды в день. Но ничто из этого не решило проблему полностью. Я продолжал, пока меня не осенило. Я ведь могу использовать своё стремление не подводить людей, чтобы разобраться с письмами. Повезло, что у нас с бизнес-партнёром общий виртуальный помощник, и я подумал выделить по несколько отдельных часов в неделю, когда он следил бы за мной. В начале каждого часа он писал бы мне, спрашивая, сколько писем у меня накопилось. К концу часа писал снова, спрашивая, сколько из них я прочитал. Мне помогал виртуальный помощник, но вам может помочь кто-угодно: член семьи или друг со схожими проблемами, кому тоже нужна помощь. Такой обмен сообщениями займёт у вас не больше пары секунд.

Когда я это обдумывал, первой реакцией был стыд. Как мог я нуждаться в няньке на работе! Я страшился момента, когда мне пришлось бы просить об этом. Ещё я боялся признаться в этом кому-либо. Я считал это глупостью, но всё равно решил попытаться. И оказалось, что это короткое взаимодействие пару раз в неделю принесло колоссальные перемены. Сообщение от ассистента помогает мне не забывать про почту и не позволять ей накапливаться, и в итоге мне проще сохранять ящик пустым и в остальное время. И теперь, год спустя, мой почтовый ящик чист на постоянной основе. Возможно, у вас это не сработает, но мне помогло. Возможно, вам подойдёт что-то другое, например, включать письма в план дел на день или следовать стратегии одноразового прочтения, или даже выяснить, почему вообще вам так необходимо разобрать почту. Единственный способ понять — всё перепробовать.

В своём исследовании я понял, что на самом деле не хочу становиться машиной. Я просто чувствовал стыд и вину, что ею не был. А когда начал с этим работать, всё изменилось.

Мы считаем, что продуктивность — это программы, дневники и списки, сроки, календари, расписания и почтовые ящики. И это так и есть, но роль играют также наши мозг и тело. Дело в эмоциях, которые правят нами и иногда нам мешают. Если расколете этот камень преткновения, многое найдёте под ним. Узнать, что это — лучший приём продуктивности, на мой взгляд.


Перевела Оксана Борисова. Отредактировала Анна Новикова.