May 30, 2022

Больше чем можешь. Беседа с Вадимом Зеленским: бег и благотворительность, поддержка людей с ДЦП, экскурсии на бегу

Вадим, добрый день! Давайте начнем с предыстории. Расскажите, пожалуйста, как начали заниматься спортом на выносливость.

Добрый день, Ренат. Сейчас мне 49 лет, я бизнесмен, всю жизнь занимался фитнесом, ходил в спортзал, но при этом результатом не оставался доволен. Так продолжалось длительное время, пока примерно 10 лет назад я не осознал, что надо что-то делать со своей формой и решил попробовать бег. Как и многие, я начал бегать вместе с проектом I Love Running Максима Журило. При поддержке I Love Running я подготовился к забегу на 10 километров, проходящему в рамках Московского Марафона. Его я и считаю своим “боевым крещением” в циклических видах спорта. Спустя несколько лет чистого бега я ступил на территорию триатлона, начав с велосипеда. И тоже вместе с I Love Cycling. А потом добавил и плавание. Мне повезло заниматься с Михаилом Громовым, как с тренером, он привел меня в хорошую форму. Мы занимались 7 лет. Он сильно поднял мой уровень в беге и триатлоне.

Как сошлись бег и благотворительность, что привело к созданию фонда?

После 40 лет я начал чувствовать потребность в благотворительности, как в действии, когда ты отдаешь что-то от себя людям. В юности я считал, что есть государство, которое и должно всем помогать, но с годами поменял свой взгляд на этот вопрос. Ведь если ты сам чего-то достиг, то сможешь помочь и кому-то, кто в этом нуждается. Я перечислял деньги в разные фонды, но просто дать денег — это все же немного не то. Мне, как человеку, всю жизнь занимающемуся предпринимательством, более близко что-то нужное сделать самому, помочь действием. И так где-то года через 3-4 после начала моего увлечения бега\триатлоном я пришел к созданию своего фонда.

Меня вдохновила история Дика и Рика Хойтов — прославленного американского тандема, команды Хойтов.

Дик — отец, а Рик — сын с серьезной формой ДЦП. Начиная с 70-х годов они выступали вместе на марафонах и триатлонах. Рик сказал отцу, что его главная мечта — пробежать марафон. И его отец, который тогда совсем не тренировался, ради сына стал понемногу бегать, толкая коляску с Риком перед собой. Так, спустя годы, они добежали до аллеи славы Айронмен. А бронзовая скульптура их тандема установлена на месте старта Бостонского марафона.

Я понял, что ничего подобного в нашей стране нет. И хорошо было бы создать в России благотворительный фонд, который помогал бы людям с тяжелой степенью ДЦП больше чувствовать себя частью общества. Из-за особенностей своего заболевания, люди с церебральным параличом не могут участвовать в спортивных соревнованиях, в том числе в паралимпийских видах — им это недоступно по физическим возможностям.

И я придумал, что мы такую возможность им дадим: они станут бегунами! Да, они не обязательно будут сами бежать, далеко не все с таким диагнозом могут даже самостоятельно ходить. Но они смогут преодолеть дистанцию при помощи другого атлета-волонтёра. И получить свою медаль финишера, зайдя своими ногами в финишную арку.

Фонд получил название “Больше Чем Можешь” — это как раз про то, что человек, который тренируется, постепенно становится лучшей версией себя, с каждым днем может сделать все больше.

Наш проект стартовал 6 лет назад, и довольно успешно развивается. В команде уже в два раза больше людей, чем пару лет назад — порядка 80-90 человек выбегает вместе с нами — и подопечных (атлетов), и волонтеров в сумме.

Все — и атлеты с ДЦП, и волонтеры — всегда испытывают сильные эмоции на спортивных мероприятиях. Ценно осознавать, что ты помогаешь людям, которым повезло в жизни чуть меньше, чем тебе, а не просто бежишь очередной забег.

Как я понимаю, вы не просто участвуете вместе в забегах, но и проводите тренировки для своих подопечных с ДЦП?

Да, мы помогаем им стать физически крепче. У людей с ДЦП есть проблема — часть мышц находится в гипертонусе, одновременно с этим мышцы-антагонисты никогда не задействованы. Мы же помогаем подопечным развивать мышцы кора, включать в работу мышцы-антагонисты, таким образом стать более равновесными и увереннее себя чувствовать. Результат бывает потрясающий: те люди, кто не вставал с кресла годами, стали сами понемногу вставать, совершать различные, ранее не доступные действия. Недавно мама одного подопечного рассказала, что ее сын стал сам ходить с ходунками — это гигантский прогресс для человека, передвигающегося обычно только в коляске.

Пока мы помогаем в основном людям с ДЦП, живущим с родственниками, так как у них есть возможность посещать на тренировки. До тех, кто живет в интернатах, без присмотра родственников, к сожалению, мы не можем дотянуться, там очень сложная логистика — доставлять подопечных к нам и обратно.

Вадим, правильно ли я понимаю, что пробежать с подопечным можно не только в Москве, но такая возможность есть и в других регионах?

Мы максимально нацелены на выступления в разных городах. У нас есть такой опыт, например в ближайшие выходные бегут наши тандемы на Волгоградском марафоне (мы начали беседовать за несколько дней до 22 мая, когда состоялся этот забег — прим. Р.) и в одном из тандемов бежит даже сам организатор марафона. Оказывается, у него сын тоже страдает ДЦП. В этом году мы заявили достаточно большую сеть городов, где можно пробежать вместе с нашим фондом — все это есть на сайте. Наше желание — сделать так, чтобы в каждом городском забеге бегала команда под эгидой нашего проекта, с нашим флагом. Мы заинтересованы в поиске волонтеров, кто был бы готов взять наш флаг в разных городах и гордо его нести. Мы очень радуемся, когда такие люди появляются и готовы всячески им помогать.

Вспоминая про триатлон и историю Хойтов — она меня тоже в свое время очень впечатлила, уверен, что они вдохновили очень многих — есть ли у нас сейчас такая практика, чтобы кто-то проходил все этапы триатлона с вашими атлетами или пока все ограничивается бегом?

Я не упомянул, что пару лет назад мы ездили и встречались с Диком Хойтом (увы, его не стало в 2021 году). Он жил под Бостоном (поэтому и бегал с сыном много раз Бостонский марафон). Он также организовывал свой забег — 5 км, куда приезжают семьи со схожей историей, люди с инвалидностью на колясках. Так вот, компания Дика Хойта производит коляски для людей с инвалидностью и у него мы купили первые две коляски для своего фонда: они специально приспособлены для участия в триатлоне, имеют крепления к велосипеду.
Я проходил два года назад олимпийский триатлон в Сочи с одним из наших подопечных. В этом году у нас большие планы по выступлению в триатлоне. Например, в знаменитом сочинском IRONSTAR уже подтвердили участие под флагом фонда Дмитрий и Анастасия Полянские, самые титулованные российские триатлеты. Набор волонтёров в наши команды для участия IRONSTAR Калининград, в Большом Московском триатлоне и других стартах идёт полным ходом, можно подавать заявки.

Плавание на таких стартах осуществляется с резиновой лодкой — волонтер плывет, а подопечный сидит в лодке, соединенной тросом с волонтером. Потом он пересаживает подопечного в коляску, прицепленную к велосипеду. А потом отцепляют коляску от велосипеда и бегут с ней.

Очень здорово, что и у нас в стране теперь есть такая активность! Расскажите подробнее про деятельность фонда. Она же не сводится только к тренировкам, развитию атлета и вовлечению в общественную жизнь через участие в забегах. Вы покупаете и инвентарь для бега и просто коляски? На это собираете средства?

Конечно, мы собираем деньги на разные нужды. Прежде всего на функционирование фонда. Ведь нашу слаженную работу обеспечивают люди, хорошие люди, а им тоже нужно платить. Очень много организационных моментов — тренировки, выступления на забегах, координация волонтеров. Также мы собираем средства на производство колясок. Сейчас хотели бы найти спонсора, который бы помог нам создать проект новой коляски, наиболее подходящей для бега — на это требуется порядка 2 млн рублей, этим мы сейчас плотно занимаемся.

В сборе средств нам помогают и амбассадоры. Например, Павел Крысанов — он инвалид второй группы с серьезной формой ДЦП. Павел может сам ходить и бегать, сотрудничает с нами, как амбассадор. Так, он недавно пробежал 100 км в поддержку нашего фонда и собрал 400 тысяч рублей!
Также есть и мои активности в форме беговых экскурсий — это тоже фандрайзинг в пользу фонда, чтобы иметь деньги на производство колясок.

Да, достижения Павла впечатляют! Вы упомянули про беговые экскурсии, хотелось бы поговорить о них подробней. С чего они начались, кем вы вдохновлялись и есть ли еще аналоги в России? Я слышал когда-то давно, что нечто подобное было в Копенгагене, но не знаю, насколько регулярно и системно.

Это получилось довольно спонтанно, я никем не вдохновлялся. Насколько я знаю, аналогов нет. Правда, знаю, что в Москве какой-то быстрый бегун проводил экскурсию на Московском марафоне, но это была разовая история. Вроде бы есть нечто похожее в Питере, но там бегут с остановками, а не непрерывно, как мы. Зимой это не очень удобный формат.

Я родился в Москве и прожил в ней всю жизнь. Всегда интересовался историей России и Москвы, много знаю про город, про его людей. Часто, идя со знакомыми по улице, я начинал рассказывать про разные дома, знаменитых жителей. Поэтому друзья давно говорили, что мне пора водить экскурсии, а я не хотел стать миллионным по счету экскурсоводом в Москве.

Идея же с беговыми экскурсиями возникла как раз, когда мы думали, как еще можно собрать средства в фонд. Во время ковидных ограничений все остановилось, соревнований не было, активность фонда и пожертвования сильно снизились. Хотелось как-то снова раскачать деятельность.

Первый маршрут был по Лужникам — Мекке всех бегунов. Казалось бы, столько раз все там бегали, ну что нового можно узнать? Но мои экскурсанты были удивлены — мы бежали 1 час 15 мин и все это время я рассказывал про набережную, про спортивные объекты. А заодно получилась хорошая тренировка в 11 км.

Потом мы организовывали забег 1 января в Парке Горького — собралось человек 200. Я заявил, что готов провести экскурсию во время забега, набралось 26 человек, желающих бежать со мной. С тех пор все и понеслось.

Сейчас я предлагаю несколько маршрутов — Лужники, Лужники+Воробьевы горы, ВДНХ, вокруг Садового кольца 16 км и короткий маршрут, который в том числе пользуется популярностью и у корпоративных команд — 5 км вокруг Кремля и Китай Города. Это очень насыщенная историей местность и мне даже довольно трудно в такое короткое время рассказать все, что хочется. Зато я успеваю показать скрытые от глаз и отдаленные от привычных маршрутов места, про которые мало кто знает.

В прошлые выходные (15 мая) я впервые провел экскурсию на официальном забеге — на Московском Полумарафоне, со мной вместе побежали 20 человек. Здорово, что можно пробежать забег, получить медаль финишера и при этом узнать что-то новое о городе, посмотреть на него другими глазами.


Планируете дальше развивать проект? Может быть, в других регионах?

Я постоянно добавляю новые маршруты в черте Москвы — сейчас в разработке маршрут вокруг Бульварного кольца. Думаю над радиальными маршрутами, через Красную площадь по улицам города, почти готов маршрут по набережной Лужников до Новоспасского моста и обратно. Делаю экскурсии и на заказ для групп или как подарок на день рождения.

В среднем в экскурсии участвует от 10 до 30 человек. Мы бежим с радиогидом (наушник с приемником для слушателя и микрофон для экскурсовода), таким образом все участники одинаково хорошо слышат информацию. Радиогид позволяет бежать не вплотную ко мне, а на некотором отдалении, группа может комфортно растянуться.
Также я планирую делать лекции с интересными людьми для беговых групп, все это будет совмещаться с тренировкой по живописному маршруту.

Содержание экскурсии обычно связано с тем визуальным рядом, который поступает во время бега. Так как мы не делаем остановок, как на обычных пеших экскурсиях, то я рассказываю самое главное и интересное о местах, которые мы пробегаем.

Целей же по развитию экскурсий в других городах пока себе не ставлю, все-таки Москва — это город, где бегунов больше чем во всех других городах. И бегуны из других города чаще приезжают именно в Москву. Но я буду рад партнерству, если вдруг кто-то захочет и предложит посотрудничать.

Вадим, очень хорошая идея с лекциями! Многие любят слушать подкасты во время бега. А тут такой подкаст в реальном времени с живым экспертом, который с тобой рядом бежит. Интересно про темп. Он достаточно спокойный — чуть меньше 7 мин на км, как я понимаю. То есть участники могут спокойно воспринимать информацию, не превращая это в темповую тренировку. Есть ли план делать более быстрые по темпу экскурсии? Или это в принципе невозможно для массового варианта в черте города?

Да, темп везде заявляю 6:30. На низком пульсе информация усваивается намного эффективнее: мозг лучше воспринимает эмоции и новые сведения, нежели на темповой пробежке. Даже если вы быстрый бегун, не стоит “стыдиться” бегать в таком темпе. Мои экскурсии посещал даже чемпион Европы по легкой атлетике, участник Олимпийских игр в Лондоне. Он с удовольствием пробежал маршрут на 16 км, и трудностей с тем, чтобы держать темп, у него не было. С нами бегал футболист Алексей Смертин, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов (мы делали с ним совместную экскурсию по Лужникам, было очень интересно!), Владимир Волошин, и другие.

Еще у меня есть экспериментальный формат, который я делаю раз в месяц — экскурсии только для женской аудитории. Мы бежим 5 километров вокруг Кремля и по Китай-городу. Цена такой экскурсии вдвое ниже, а темп более спокойный — 7:30 мин/км.

Есть ли у ваших экскурсий неформальная часть для общения, возможно пьете чай-кофе вместе с участниками, как это бывает после совместных дружеских пробежек?

Да, наши экскурсии всегда завершаются знакомством. Мы собираемся где-нибудь, например в магазине RunLab (это партнёр нашего маршрута по Садовому кольцу), пьем чай, я прошу каждого коротко рассказать о себе. Таким образом формируются новые социальные связи, заводятся знакомства. Это мне очень нравится: возможно, люди находят себе новую компанию для пробежек и даже бизнеса.

Я уверен, что каждая возможность построить новые социальные связи, особенно для людей со схожими интересами, не должна игнорироваться. А после экскурсии в особенности — люди находятся на эмоциональном пике, поскольку это действительно яркое впечатления. И общение получается очень заряженное.

Поделитесь планами, на каких забегах можно будет поучаствовать в ваших экскурсиях, помимо больших соревнований. И где следить за анонсами, чтобы не пропустить новые лекции, тот проект, который вы только планируете?

Я планирую участвовать практически во всех главных беговых и триатлонных соревнованиях России. Сам хочу пробежать десятку на время, побыстрее личника, а большинство длинных дистанции побегу либо в составе команды “Больше Чем Можешь”, либо поведу экскурсии.

Успеха на десятке! Вадим, давайте напоследок дадим ссылки для тех читателей, кто захочет помочь фонду или поучаствовать в ваших мероприятиях.

Вот ссылка, по которой можно и забронировать экскурсии и сделать пожертвование в фонд:
https://taplink.cc/zelenski

Те, кто хотел бы присоединиться к фонду как волонтёр, могут заполнить анкету здесь:
https://morethanable.ru/anketa-dlya-volonterov/

Если у вас есть инвалидность, и вы хотите стать атлетом фонда, анкета здесь: https://morethanable.ru/anketa-dlya-atletov/