December 17, 2022

Беседа с Григорием Бочаровым. Путь Камино де Сантьяго

Григорий, привет!

Расскажи, пожалуйста, краткую предысторию, какой у тебя спортивный опыт и почему решился на этот маршрут?

Привет, Ренат. Я занимался лёгкой атлетикой большую часть своего детства, был многократным чемпионом родной Волгоградской области, чемпионом Москвы и призёром Чемпионата России. Всё это в спринте, мой профиль — 60, 100 и 200 м. Когда я поступил в институт в Москву, то спорт потихоньку забросил, какое-то время ничем не занимался. Позже, по прошествии лет, стал чувствовать потребность реализовать куда-то лишнюю энергию и вольно-невольно вернулся по старой памяти в лёгкую атлетику. Но бегать короткие дистанции не очень удобно, поэтому перешел на длинный бег: 10 км, полумарафон, а потом пошли и марафоны  — пробежал 42.2 км в Роттердаме,  Москве и Казани, все они около 4 часов получились. Из более-менее быстрых любительских результатов у меня есть полумарафон за 1:32:40. И еще  я сделал две половинки Ironman —  в Австрии и в Санкт-петербурге.

У меня был целый ряд причин отправиться в такое путешествие.

Во-первых, пару лет назад я уже совершил транссибирское путешествие через всю Россию: проехал от Владивостока до Москвы, главным образом на электричках и частично с помощью другого транспорта — автостопом, на автобусах, самолетом на Сахалин. Весь маршрут в 30 городов занял ровно 3 месяца, и за это время я почувствовал, что мне гораздо интереснее не просто наблюдать картинку, которая меняется за окном электрички, но хочется погружаться глубже в суть происходящего, узнавать живущих здесь людей, природу, делать все не торопясь.

И вот с тех пор у меня закралась идея о том, чтобы пройти какой-то пеший маршрут. Я начал эту тему изучать и нашел информацию о пути Камино де Сантьяго — так он называется по-испански, по-русски же - паломнический путь Святого Якова. Путь имеет большую историю. Есть несколько маршрутов, которыми его можно пройти, среди них шесть основных. Но в результате их комбинации набирается более ста различных вариантов, протяженностью от ста километров до тысячи с небольшим. Собственно идеей пройти пешком тысячу километров я и загорелся. Путь в классической вариации занимает 33-35 дней. Я имею в виду так называемый Северный путь, его протяжённость заявлена в 840 км, но мои подсчёты говорят, что он длиннее 900 км.

Конечно, в режиме обычной рабочей жизни сложно уехать куда-то на столь долгий срок и здесь кроется вторая причина моего путешествия.

В сентябре я уехал из России на Ближний Восток — в Ливан, пожил там какое-то время, потом ушёл с работы. Так впервые у меня появился большой временной перерыв между двумя работами, и я решил использовать эту возможность, чтобы пройти путь — принял решение в течение одного вечера и уже на следующий день купил билеты. У меня было всего три или четыре дня на подготовку к самому маршруту. Нюанс состоял в том, что мне негде было оставить привезенные из России вещи, поэтому я пытался комбинировать те вещи, которые у меня уже были и по минимуму докупить что-то дополнительное. Весь этот набор вещей я пронёс практически уже через весь маршрут. Это вызывает определённое удивление у попутчиков, потому что я выгляжу достаточно повседневно —  иду в джинсах и обычных беговых кроссовках. В то время как большинство более серьезно экипировано — треккинговая обувь и т.д.

Ты упомянул про попутчиков, интересно, с какими мыслями идут они? Ведь изначально Камино де Сантьяго являлся паломническим путем. Много ли тех, кто, в принципе не являясь сильно верующим человеком, отправился в путь, чтобы решить какие-то свои внутренние проблемы. Подобно тому, как бывает и с бегом — есть внешняя оболочка в виде известного знакового маршрута (марафон, например), но, возможно, от его прохождения кто-то просто хочет кардинальной перезагрузки личности?

Вообще, этот же вопрос про причины путешествия интересен и мне самому.

Особенность маршрута такова, что в основном ты идёшь один, но так или иначе по встречаешь других пилигримов и какое-то время вы идёте вместе. При общении с попутчиками я всегда задаю этот же классический вопрос о причинах, побудивших отправиться в путь. И уже сформировал определённый набор ответов. Наиболее популярный, конечно — это экзистенциальный кризис или кризис среднего возраста. Когда у людей появляются вопросы, правильно ли они живут. Подавляющее большинство людей на этом маршруте пытаются найти эту траекторию “правильной” жизни. Все они с примерно похожей историей — кто-то был уволен с работы, кто-то развёлся или потерял близкого человека. То есть произошел сильный толчок, заставивший переосмыслить жизнь. И вот человек отправляется в путь Сантьяго, чтобы очиститься от всего лишнего и  понять, в чём же истинная суть бытия.

Конечно же такой сложный вопрос не решается просто прогулкой на тысячу километров, но тем не менее в процессе длительной циклической деятельности ты всё-таки достигаешь определённых медитативных состояний, когда ненужные мысли отсеиваются, оставляя лишь главные ценности. Например, здесь гораздо ярче воспринимаешь помощь других и взамен хочешь помогать сам, так как переживаешь похожие совместные трудности с попутчиками.

Вторая причина пройти путь — просто из любви к путешествиям. Люди, сделавшие путешествия своим образом жизни, на мой взгляд — самые интересные попутчики. Кто-то из них прошёл от Мексики до Канады, переходил Альпы или поднимался на Эверест. У них в запасе всегда найдется ворох увлекательных историй. Себя я, наверное, отношу в большей степени к этой группе.

И третья группа, самая малочисленная —  это так называемый здесь “spiritual way”, духовный путь тех, кто пришли сюда именно как паломники, чтобы пройти Святой путь Сантьяго, который является третьим по важности  паломническим путём в христианстве после дороги в Иерусалим и Пути Святого Франциска в Италии.

Из 30-40 человек, с которыми я успел пообщаться, только один человек сказал, что для него это духовный путь, потому что он глубоко верующий и идёт Камино де Сантьяго для того, чтобы очиститься от грехов.

Предыстория пути такова, что в финальной его точке в городке Сантьяго-де-Компостела можно предъявить паспорт паломника. При условии, что вы прошли как минимум последние 100 километров пути, вам выдают бумагу (так и называется — Компостела), которая отпускает  все грехи и оставляет место для новых.

Таким образом я отношу себя к тем, у кого есть возможность осуществить такие путешествия, чтобы сделать свою жизнь более насыщенной.

Еще для меня важный момент заключается в том, что моя работа в основном очень творческая, а я такой классический трудоголик и периодически мои батарейки полностью разряжаются, я выгораю на работе и мне необходим период, когда я могу заботиться только о своих  бытовых потребностях и не думать больше ни о чём. Так я нахожу источник сил для реализации новых проектов, работает безотказно.

В процессе длительного циклического мероприятия голова освобождается от всего лишнего, и в образовавшийся вакуум приходит очень хорошие мысли. Иногда они приходят прямо в процессе моих походов, я пытаюсь их записывать для того, чтобы ничего не упустить, а через какое-то время просматриваю записи на предмет адекватности и лучшие потихоньку воплощаю в жизнь.

Интересно подробнее узнать про подготовку. Правильно ли я понимаю, что всё-таки на маршрут идут и неподготовленные люди? Почему в среднем другие идут медленнее тебя, сказывается ли твой беговой опыт?

Интересно, как вообще люди к этому испытанию готовятся? Те, кто не имеет опыт в видах спорта на выносливость.

Вчера вечером за бокалом вина в компании пилигримов я задал этот вопрос.

Среди нас был достаточно известный человек — Жан Клод, француз. Ему 69 лет и он начал свой путь аж из Франции и на вчерашний день прошёл 1600 км, идет уже больше 2 месяцев — какая-то выдающаяся выносливость. Продвигается достаточно быстро, несмотря на свой возраст, не приемлет использование автобусов или электричек, которыми, на самом деле, многие пилигримы пользуются.

Но в процессе разговора достаточно быстро стало понятно, что у него большой спортивный опыт за плечами — десятикратный марафонец, хоть последний марафон и пробежал 20 лет назад. Так вот, по его мнению, кроме ментальной решимости, для этого пути больше ничего не нужно, более важно снять барьеры в голове.

Среди других участников разговора была американка лет 55, она попробовала сразу несколько маршрутов, тоже такой интересный опыт, показывающий гибкость всего происходящего, того, как пилигримы отдаются в руки судьбы и готовы менять направление маршрутов. Это одна из главных ценностей, которые я здесь для себя почерпнул — про доверие к судьбе. В обычной жизни для меня это, конечно, за гранью понимания, когда все четко спланировано.

И был ещё молодой парень, испанец, вчера был его первый день. Он живёт недалеко от Сантьяго, договорился с друзьями о том, что они вместе дойдут до Сантьяго, но пойдут разным путями.

Такая вот получилась выборка. Все в итоге сошлись на том, что единственная подготовка, которая действительно требуется — это подготовка экипировки, тогда как физическая подготовка по общему мнению, не так критична. Хотя нужно все-таки понимать, что каждый из этих людей ведет активный образ жизни. (Так что мы не рекомендуем вам проходить такие сложные, даже пешие, испытания без очень серьезной и долгосрочной подготовки или большого бегового опыта — Р). В случае, если выбранный маршрут покажется тяжелым, то в течение путешествия всегда есть возможность регулировать нагрузку, делать переходы короче или длиннее, так как альберге (приюты для пилигримов) расположены достаточно часто.

Касательно экипировки, важно обязательно протестировать обувь, одежду, рюкзак, особенно если вещи новые. Но так как я иду в своих старых вещах, даже обувь для хайкинга не покупал, то я этого не делал. Иду в кроссовках Asics Noosa Tri. У них есть безусловный минус — отсутствие трейлового протектора. А в остальном я в них не разочаровался.  К сожалению, кажется, придётся их выбросить после этого перехода.

Ты упомянул про беседу за бокалом вина. Интересно узнать про свободное время вне процесса ходьбы. Сколько вообще есть времени на этом маршруте, чтобы спокойно побеседовать, выпить вина, с кем-то поговорить. Или силы остаются только на бытовые дела после целого дня пути, а потом — упасть и спать?

Свободное время, конечно, остается и для меня это основной актив, мне очень интересно общаться  с людьми, поэтому я всячески пытаюсь построить свой маршрут  таким образом, чтобы времени на коммуникацию было как можно больше.

Существуют две возможности пообщаться — собственно в процессе перехода или же вечером на отдыхе. Во время ходьбы, как правило, получается индивидуальное общение с попутчиком, можно глубже узнать человека, его мотивы, увидеть культурные отличия представителей различных наций.

Вечером же в группе коммуникация более поверхностная, но с представлением разных точек зрения.

При составлении дневных переходов можно опираться на уже существующие руководства с наиболее оптимальным разделением общего маршрута  на отрезки. В таких “гидах” дистанции ежедневных переходов варьируются от 15-16 км до 40 км. Моя личная скорость передвижения чуть выше средней, в зависимости от погоды и рельефа местности 20 км я прохожу примерно 6 часов с плановыми остановками. Соответственно, дневной переход занимает от 5 до 12 часов. Встаем обычно в районе 6:30 утра, и в 7:30 уже выходим на маршрут. То есть если идти среднестатистические 7 часов, то к 2-3 часам дня обычно уже приходишь на следующую точку. Отбой ко сну в альберге в 22:00. Соответственно, с 15 до 22 есть свободное время. За это время делаешь бытовые дела, также я успеваю писать путевые заметки, чтобы не упустить интересные детали. Ну а всё остальное время как раз для общения, то есть оно может быть долгим.

Важный нюанс, что так как маршрут так или иначе нарезан на этапы, то все паломники на пути двигаются с определенным “тактом”. То есть если ты идешь вне такта — объединяешь два этапа в один или наоборот берешь день отдыха, то попадаешь в другую группу путешественников. Поэтому я иногда и схлопываю несколько переходов в один, чтобы увидеть как можно больше людей.

А как обстоят дела с интернетом, со связью вообще, насколько удаётся отключиться от новостей, информационного фона или всё равно даже тут  заглядываешь, читаешь и находишься на связи?

Интересно, есть ли тут рекорды по времени или классификация какая-то, как марафон можно пробежать, не переходя на шаг, так и пройти путь без использования транспорта. Или на время никто не смотрит?

Какие планы после финиша? Уже есть идеи? Ультра или другой длинный пешеходный маршрут, может быть?

Нужно ли какое-то удобное питание с собой? Или обычные продукты и обычные приемы пищи. Сколько весит рюкзак, кстати? И где остальные вещи, хранятся где-то в Испании? Ведь не все, с чем прилетаешь, с собой?

Технически с интернетом нет вообще никаких проблем. По приезде в Испанию я в первый же день купил себе местную сим-карту с безлимитным интернетом за 20 евро, который ловит 4G практически на протяжении всего маршрута за редким исключением. Конкретно в моём случае новости я не смотрю, потому что во время пути есть более важные для меня задачи, я скорее думаю о том, как пройти отрезок пути, где остановиться, поужинать, о погоде в грядущий день и как избежать дождя. Эти простые мысли в данный момент занимают мою голову гораздо больше новостной повестки.

По поводу рекордов скорости — думаю, что на самом деле соревновательный аспект присутствует лишь у немногих людей. Все же это не совсем гонка, а скорее путь внутрь себя, чтобы найти ответ на какие-то духовные вопросы, познать мир вокруг. Наверняка есть и люди, преодолевающие этот путь как гонку, но видимо они двигаются с настолько другой скоростью, что я с ними практически не пересекался.

К тому же сами рекорды тут достаточно сложно точно зафиксировать, разве что люди сами проводили какие-то индивидуальные челленджи и фиксировали время.

Классификация пилигримов согласно факту использования транспорта тоже отсутствует, так как официально его использовать нельзя, весь путь нужно пройти пешком. Чтобы хоть как-то контролировать этот момент, существует паспорт паломника, так называемая конвенция, в которой каждый день ставятся отметки по пути вашего следования. Например, можно поставить отметку в кафе или в альберге. А в конце пути в Сантьяго этот паспорт внимательно изучают, чтобы не было подозрительных отметок, не сходящихся с пешим ритмом передвижения, и только потом выдают грамоту о прохождении пути.

Конечно, при желании обмануть систему можно, но, как мне кажется, цель у людей далеко не в этом.

Планов на другие ультра маршруты в ближайшем будущем я не строю.

Хочется отдохнуть от пройденного пути. Впечатления еще свежи и организм уставший, так что пока и думать о новой подобной дистанции не хочется. Тем более, что за месяц моего отсутствия накопилось много вопросов из других сфер жизни, которыми нужно неотложно заняться. Буду искать работу в Европе и, конечно, очень хочется встретиться с женой, ведь мы не виделись уже 2.5 месяца.

Какого-либо специального питания на маршруте у меня не было и, честно говоря, ни у кого подобного не замечал. На самом деле проблем с питанием, вообще никаких нет, так как большая часть пути проходит через городки, в которых обязательно есть кафешки и магазины. Я с собой даже запас еды не покупал, а просто шёл от магазина к магазину. Единственное, что нес с собой — это шоколад, чтобы поднять уровень сахара в крови при сильной усталости.

Мой рюкзак весил 13 килограммов, это чуть больше среднего веса поклажи у попутчиков. Но как я уже рассказывал, я нес собой много дополнительных вещей, которые просто негде было оставить на время путешествия.

Существуют также две опции по перемещению багажа на пути Сантьяго: можно отправить вещи почтой сразу в конечную точку, либо, что очень интересно, существует сервис по доставке вещей транспортной службой от начальной до конечной точки каждого этапа. То есть идешь налегке, а вещи к вечеру уже ждут тебя в приюте. Ничем подобным я не пользовался, к своему рюкзаку со временем привык и, более того, использовал 80-90% вещей в процессе ходьбы: некоторые дни были холодные и с сильным дождём, одевал 5-6 слоев одежды. И еще у меня с собой была такая редкая на пути роскошь, как ноутбук. Вечером после путешествия я садился и записывал в ноутбук заметки, вел блог. Он мне в этом смысле сильно помог и многие мне завидовали.

На сделанные заметки у меня в будущем есть планы. Моя жена — замечательный фотограф и специалист по созданию книг памяти. Так что все важные события жизни мы стараемся запечатлеть в таких книгах: они включают как фотографии, так и словесное описание событий. Заметки из этого путешествия я также превращу в книгу воспоминаний, она будет очень важна для меня, возможно станет частью наследия, оставшегося после меня моим детям.

P.S. Читать про Григория можно в его телеграм-канале.