January 12, 2022

Анимэ Да Винчи, интервью с Ёсиюки Томино - часть 1

Оригинал интервью: https://ddnavi.com/interview/913740/a/

- Режиссер Томино в третьем году эры Рэйва (2021 - прим. пер.) был выбран Агентством по делам культуры в качестве Персоны с заслугами перед культурой. Обоснование выбора - “выдающийся вклад в развитие анимации как культуры”. Расскажите, с какими чувствами вы получали награду?

Томино: По правде говоря, перед церемонией вручения я целую неделю раздумывал. Мне потребовалось десять лет на то, чтобы налоговая служба признала мою профессию. Что я имею ввиду: они не признавали покупку карандашей необходимыми расходами, не признавали билеты в кино необходимыми расходами (необходимые расходы указываются в декларации для получения налогового вычета - прим. пер.). Я потратил почти десять лет, чтобы убедить налогового инспектора. И раз уж со мной произошла такая история, то я не мог не задуматься, когда узнал, что получаю награду. Поэтому я три или четыре раза целиком перечитал обоснование выбора, опубликованное Министерством образования, культуры, спорта, науки и технологий. После чего я подумал “ааа, понятно - это перспектива бюрократов из центра, чествующих культуру”.

Многие фанаты Гандама могут думать, что “Mobile Suit Gundam” (1979) - это аниме про бои гигантских роботов и про войну, но я не помню, что писал его только как историю о войне. Чтобы продвигать гигантское оружие нужна производственная база, а чтобы создать оружие нужно сделать прототип. Затем начинается массовое производство… короче, то, что мы называем “расходной мехой”. В “Mobile Suit Gundam” мы впервые показали, что война возможна именно благодаря массово производящимся машинам. Я думаю, что даже с точки зрения мировой истории это был новый подход. И я подумал, что такие интеллектуалы как бюрократы из министерства это поняли. Простыми словами, культура - это духовная вещь. Многие фанаты Гандама не осознают этого, поэтому понимают и принимают только ту часть сериала, которая про “крутого робота”. Используя модное выражение, они - часть популизма.

- То есть, то, что вы изображали в “Mobile Suit Gundam” и то, что вы выражали посредством аниме, было оценено в 2021 году?

Томино: Если не думать, что это так, то тогда я не знаю, что значит “персона с заслугами перед культурой”. И еще кое что… “Mobile Suit Gundam” транслировался по коммерческим станциям, но по своей природе радиоволны - это принадлежащая всем вещь. Государство разрешает использовать радиоволны только тем станциям, у которых есть радиовещательная лицензия. Наша работа передается по радиоволнам, поэтому если бы мы делали нашу работу только такой, какой ее хотят видеть спонсоры, то мы бы обманывали общество. Вот примерно об этом я думал. А еще думал о том, что если мы говорим с обществом, то в нашей работе должна быть социальная тема.

Я понял это в тот момент, когда начал работу над “Triton of the Sea” (1972). Если ты будешь слушать только то, что говорят спонсоры, то проиграешь коммерциализации.Я всегда помнил об этом. Но можно подумать, что Томино противоречит сам себе, говоря так. “Ведь ты сам показываешь в Гандаме “расходных мехов” одного за другим, чтобы угодить спонсорам”. Если вам хочется это сказать - я не возражаю. Можете ругать меня за это. Но я думаю, что если бы я делал только это, то меня не признали бы достойным награды за заслуги перед культурой. Думаю, они оценили то, что я показал войну “расходных мехов” как одну из форм войны, и то, что я делал работу не только по указке спонсоров. Поэтому меня и признали достойным награды.

- Когда вы получали награду, то сказали: “суть в том, что раз нам разрешают использовать общественное телерадиовещание для показа аниме, то мы должны делать работы, которые имеют значение для общества”. Очевидно, вас признали достойным награды за заслуги перед культурой именно потому, что вы уже почти пятьдесят лет придерживаетесь этого принципа.

Томино: Во-первых, я бы хотел поблагодарить всех фанатов за поддержку. Но есть и еще одна причина, по которой я принял награду. Эта награда - она не только про меня и достижения в анимации. В том, что касается Гандама, она еще и про наших спонсоров, благодаря которым, например, построили полноразмерный Гандам. Думаю, меня не признали бы заслуживающим награды за вклад в культуру, если бы не двигающийся Гандам в Йокогаме. И еще один момент - выставка “Мир Ёсиюки Томино”.


- Выставка “Мир Ёсиюки Томино” открылась в Фукуоке в июне 2019 и с тех пор проходила в префектурах Хёго, Симанэ, Сидзуока, Тояма, Аомори, Ниигата, а сейчас проходит в Хоккайдо. Кроме того, в феврале выходит фильм “Мир Ёсиюки Томино ~Film works entrusted to the future~”. У всей Японии сейчас есть отличная возможность обратить внимание на работы режиссера Томино.

Томино: На самом деле, я говорил “не надо этого делать”. Поэтому я совсем не участвовал ни в планировании выставок, ни в создании экспозиции. Всем этим занимались кураторы музеев. Я думал “не надо это делать в музее”, а они собрались вместе и всё придумали. Более того, меня очень удивило, что в каждая выставка выглядела по-своему. В каждом музее получилась своя выставка “Мир Ёсиюки Томино”, потому что все они акцентировали внимание на разном. Тогда я подумал “а, понятно”, это убедило меня в том, что можно на выставку и с такой точки зрения посмотреть.

Это научило меня тому, что такой разный взгляд на мои работы означает, что Томино делал не только гигантских роботов. Я никогда не получал престижных наград вроде лучшего режиссера или за лучший фильм. Так почему же такой человек как я удостоился награды “Персона с заслугами перед культурой”? Наверное, по той причине, которую я сейчас назвал. Я представил, что придумал в своей работе такую тему, которая заставила окружающих людей действовать. А так как я сам этого сначала не осознал, то не достоин такой награды (смеется) и обязан ей людям, которые меня окружают. Поэтому я благодарю каждого своего фаната и коллегу.

- Должно быть, вы находитесь в противоречивых чувствах с момента, когда узнали о награде и до сегодняшнего дня.

Томино: По правде говоря, когда мне впервые позвонили из министерства, человек на той стороне провода очень осторожно разговаривал со мной. Он сказал: “пожалуйста, не отказывайтесь, Томино-сан”.

- Они думали, что вы откажете им?

Томино: “Пожалуйста, не отказывайтесь. Будет очень нехорошо, если вы откажетесь”. То как он со мной говорил - я подумал, что большие начальники так не разговаривают.

- (смеется)

Томино: Звонивший мне человек нервничал во время нашего разговора. Он как будто знал, что в моем характере было бы отказать, поэтому я решил согласиться.

- Хорошо, что вы согласились.

Томино: Я согласился принять награду и после этого многие люди из индустрии хвалили меня. Потом мне рассказали, что многие из них говорили, что рады, что Томино согласился ее принять.

- Вы создали множество анимационных работ и открыли дорогу новым поколениям творцов. А еще вы открыли дорогу для признания новый людей в аниме-индустрии с точки зрения культуры.

Томино: Да, я принял то, что стал представителем людей, которые работают над меха-аниме.

- Мне кажется, это большой шаг вперед для аниме-индустрии. От всей души поздравляю вас с наградой.

Томино: Будет хорошо, если это станет стимулом для тех, кто продолжает работать над аниме. Раньше я думал, что анимация - это конец культуры, но, похоже, это уже не так. “Я рад, что премию получило то, что не признается как культура” - были те, которые говорили и такое. Надеюсь, что не только меня, но и других людей смогут оценить по достоинству.