January 19, 2022

Анимэ Да Винчи, интервью с Ёсиюки Томино - часть 2

- После выставки “Мир Ёсиюки Томино” я вновь смотрю на вашу карьеру и мне кажется, что после “Mobile Suit Victory Gundam” (1993) началась новая фаза в вашей работе. До этого вы почти каждый год выпускали новое оригинальное аниме. Но после “Victory Gundam” прошло несколько лет прежде чем было объявлено о вашей новой работе - “Brain Powerd” (1998). Что побудило вас сделать шаг в новом направлении после Гандамов?

Томино: Гандаму на тот момент было уже почти двадцать лет и было явное ощущение того, что я зашел в тупик. Главной причиной было то, что я смог создать теорию ньютайпов, но не смог показать ее как руководство к действию. Пока я работал над Гандамами закончилась Холодная война. Но ее конец не объединил мир. Думаю, конкретная причина этого в том, что лидеры наиболее развитых государств не ориентированы на то, чтобы стать ньютайпами. Пришлось признать, что я провалился.

Поэтому я подумал, что больше не буду делать Гандамы. К тому же, если смотреть на Гандамы только с точки зрения структуры истории, то это старые военные истории. И я подумал, что лучше оставить делать Гандамы тем, кто может делать военные истории и кому они нравятся. За почти двадцать лет работы над Гандамами я понял, что для того, чтобы создавать военные истории, надо быть физически молодым. Я понял и то, что когда становишься взрослее, то для того, чтобы заниматься военными историями нужны разные исторические познания, например, знание древней истории. Поэтому я размышлял над тем, чем буду заниматься дальше, и в голову пришла идея “Brain Powerd”.

- Вы только что сказали, что вы считаете своим провалом то, что не смогли сделать теорию ньютайпов руководством к действию. Это значит, что вы хотели бы, чтобы многие люди стали ньютайпами?

Томино: Нет, не просто многие люди. Если человечество в целом не станет ньютайпом, то не протянет следующие десять тысяч лет. Я думаю, что для того, чтобы человечество выжило, нужна реформация не отдельных людей, а общества. То есть, мы все должны стать ньютайпами.

- В снятых вами Гандамах вы изображаете ньютайпов как людей, которые могут чувствовать по-новому. Они могут воспринимать вещи сквозь расстояние и время, приходить к взаимопониманию друг с другом. Появления каких людей в реальном мире вы ожидали?

Томино: На самом деле, я понял, что ньютайпы начали появляться в последние несколько лет.

- Ого! И что же это за люди?

Томино: Игрок в сёги Сота Фудзии-рюо [“Король-дракон” - самый престижный титул в сёги - прим. пер.] и бейсболист Сёхэй Отани. И сёги, и бейсбол - это соревнование. Из сотен миллионов возможных ходов Сота Фудзии-рюо может выбрать тот, который приведет его к победе. Я совсем ничего не понимаю в сёги, но я понял, что Сота Фудзии - ньютайп. Понять это мне помогли слова Ёсихару Хабу - предыдущего рюо и обладателя титула пожизненного рюо [присваивается игрокам, получившим титул рюо пять раз подряд или семь раз всего, в настоящее время только два игрока имеют титул пожизненного рюо - прим. пер.]. Про Фудзии-рюо он отозвался так: “у него невероятные адаптивные способности - он находит ответ на такие игровые позиции, которых я раньше не видел”. То есть, гений оценил нового гения.

Сёхэй Отани же даже после серьезной операции продолжает следить за своим телом и изучает основы того, что значит быть членом общества [могу только предположить, что Томино тут имеет в виду то, что с 2018 года Отани живет и играет в США - прим. пер.]. Каждый день он продолжает тренироваться, бросая мяч в стену! Отани - ньютайп в том смысле, что он спортсмен, заложивший основы в своей жизни. Это примеры того, как с течением времени появляются люди с совершенно иным уровнем навыков и талантов. Также я знаю и об очень ярком примере в инженерии. Я говорю о разработке электрических самолетов. Конечно, это пока еще маленькие аппараты, но но уже факт того, что их разрабатывают - это что-то немыслимое для людей моего поколения (в июле 2018 года JAXA, компании авиационной и электронной промышленности и Министерство экономики, торговли и промышленности Японии объявили о создании консорциума Electrification Challenge for Aircraft). Вот что происходит в сфере промышленности и электроники. Я думаю, что ученым и инженерам, работающим над этим, сейчас от 30 до 50 лет. Но в будущем их работу продолжит новое поколение молодых, которые придумают что-то еще более удивительное.

- Люди, у которых есть новая сила воображения, откроют новую эпоху. Так вот появления каких людей вы с нетерпением ждете.

Томино: Сота Фудзии-рюо и Сёхэй Отани - совсем не скользкие люди. (смеется) Если бы Земля была полна скользкими людьми, то мир бы погиб. Это я имею в виду, когда говорю, что для того, чтобы сохранить Землю, нам всем нужно стать ньютайпами. Думаю, что среди нового поколения есть много молодых людей, которые смогут это сделать во всех сферах. Особенно дети, которым сейчас пять или шесть лет, живущие во время коронавирусного кризиса. Уверен, среди них есть те, кто станет ньютайпами в сфере иммунологии. Вот чего я ожидаю.

- Давайте немного поговорим про “Brain Powerd”. До начала работы над сериалом вы ощущали себя пораженным из-за провала идеи ньютайпов. И в таком состоянии вы пришли к идее “Brain Powerd”. Что послужило толчком к этому?

Томино: Из-за фрустрации я страдал от депрессии и почти год не выходил из дома. После этого, уже во время реабилитации, я начал задумываться о том, почему люди впадают в депрессию. И пришел к тому, что депрессия случается тогда, когда люди не могут вести здоровую, нормальную жизнь. Вот что я решил. И “здоровая жизнь” - это не только про тебя одного. Это про взаимоотношения родителей и детей: какими дети видят своих родителей. Это касается и отношений со всеми окружающими людьми. Вот что значит нормальная жизнь. Я осознал, что самое важное в жизни - это поддерживать такое нормальное окружение.

Работа, которую я планировал в то время, называлась “Brain Powerd”. Когда я использовал слово “brain”, то подумал, что новая работа будет интеллектуальной, но потом я решил что нет, не будет. Я понял, что для формирования интеллекта необходима здоровая жизнь. Так я решил, что честно расскажу самую простую из историй - историю родителей и детей. Поэтому в качестве главных героев мы придумали такую семью (брат и сестра Юу Исами и Квинси Исса, которые не получали внимания от своих родителей-ученых) и Джонатана Гленна (соперник Юу. Искаженной любовью любит свою мать Аноа). Поэтому нельзя сказать, что мы хотели рассказать историю о том, как Токио затопило.

- Я думаю, что мир “Brain Powerd”, в котором весь мир пострадал от природных катаклизмов, произвел большое впечатление на зрителей в то время.

Томино: Для чего нам вообще нужен такой сеттинг? Ответ: это тромплёй* в форме аниме. Такой сеттинг делает мир “анимешным”. В конце концов, это просто технический прием. Я не стремился показать катастрофу про наводнение. Вместо этого гораздо лучше прямо сказать “мама не растила меня в доброте” и показать историю отношений родителей и детей. Я думал о том, получится ли у меня в формате аниме показать историю, которая сможет хоть немного затронуть что-то реальное.

*тромплёй (обманка) - технический прием, когда путем реалистичного рисунка достигается ощущение трехмерности нарисованного объекта. Исао Такахата говорил, что тромплёй важен для его аниме, чтобы зрители верили в выдуманные миры и персонажей - прим. пер.

- Фокусируясь на самой простой истории человеческих отношений, истории родителей и детей, вы пытались найти, что значит “нормальное” и “здоровое”?

Томино: Как я уже говорил, Гандам - это рассказанная в старом стиле история про мехов и войну. Но начиная с “Brain Powerd” - это, в основе своей, вопросы души… Иными словами, “разве не должно аниме показывать важность нормального образа жизни?”. Об этом я много думал. Я не мог этого сделать, пока был “Томино, который делает Гандамы”. На поздних стадиях производства Гандама я думал над тем, чтобы основать свою производственную компанию и финансировать новые работы, но у меня не было способностей к этому. Кроме того, был спор и о том, что у меня нет способностей к тому, чтобы быть практиком. Мы попросили Мамору Нагано (главного дизайнера) помочь нам донести до спонсоров то, что мы хотим сделать. И вот как-то так “Brain Powerd” начал обретать форму. Поэтому, хоть я и думаю, что в аниме много недоделанного, я могу сказать, что я снял его, чтобы освободиться от Гандамов.


- Над “Brain Powerd” работали такие ветераны индустрии как главные дизайнеры Муцуми Иномата и Мамору Нагано, композитор Ёко Канно. Но к сериалу приложили руку и молодые таланты вроде сценаристки Мии Асакавы и актрисы Роми Парк, сейю Канан Гимос. К “Turn A Gundam”, вашей следующей работе, в качестве дизайнера присоединился Акира Ясуда из игровой индустрии, решивший применить свои таланты в аниме. Что вы тогда думали об этом?

Томино: Это то, чему меня научил Гандам. Тору Фурую (сейю Амуро Рея) и Сюити Икэду (сейю Чара Азнабля) привел не я, они пришли благодаря звукорежиссеру Нориёси Мацууре. Многие другие актеры озвучки тоже не были профессиональными сейю. Я увидел такую работу с кадрами и мне показалось естественным, что лет через 20 или 30 мне надо будет самому ей заниматься. Вот я и решил попробовать это в “Brain Powerd”. Вопреки моим ожиданиям, я в этом провалился и теперь понимаю, что плохо могу видеть людей и учить их.

- После участия в ваших работах они все были очень успешны.

Томино: В конце концов, те, у кого все идет хорошо, всегда имели талант. Это их и только их сила. Не помню, чтобы я пытался их как-то стимулировать или что-то в в них вкладывать. Растить людей очень сложно. Я в этом ничего не понимаю, но думаю, что лучше их не трогать. Не лезьте к ним и вы увидите, на что они способны, когда встретитесь с ними. Большего делать ни в коем случае нельзя. По правде говоря, я думаю, что это связано с вопросом любви.

- Любви?!

Томино: Когда вы любите друг друга, то видите только одну точку. Вы не можете правильно относиться друг к другу. Вы настолько захвачены в одном моменте, что становитесь неспособны думать о том, что случится с вашим партнером в будущем. Все дело в правильной дистанции, в том, чтобы думать о том, что произойдет в будущем и правильном отношении друг к другу. Важно правильно развивать свою любовь.

- Похоже, этот разговор о любви связан с вашей теорией обучения. Эти мысли пришли к вам во время работы над аниме? Углублялись ли вы в эти размышления?

Томино: Конечно. Я, в общем-то, не умею рисовать, но я проверяю ключевые кадры и анимации. И я злюсь: “почему у этого аниматора такие хорошие картинки?”, “почему у него такие красивые линии?” А они могут рисовать десятки этих картинок не моргнув и глазом!

- Ха-ха

Томино: Но я могу представлять на обозрение свою работу только потому что у меня есть эти люди, владеющие такими невероятными техниками. И чтобы быть представителем этих людей, мне самому нужно не владеть техниками, а иметь некую философию. И именно потому, что у меня есть эти идеи, я смог зайти так далеко.

- То есть, благодаря вашим идеям вы уже почти 50 лет успешно работаете как режиссер?

Томино: Эти идеи и философия мотивировали аниматоров. И они распространяются не только на анимацию. Это все возвращается к такой идее: “если ты любишь мангу, то это не значит, что ты можешь ее рисовать”. И эту фразу можно применить к чему угодно. Поэтому в своей благодарности за награду Персона с заслугами перед культурой я написал: “аниме - это универсальный инструмент для рассказа историй”. По-моему, хорошее получилось изречение. Идеи, которые я выразил посредством своих аниме, можно применить ко всему. И поэтому, мне кажется, моя работа имеет значение для общества.