January 14

О беге зимой и белых котятах

Сегодня снились сны. Какие-то очень кинематографичные: их было интересно смотреть, и я долго не хотела просыпаться. В первом сне главную роль играл белый котенок, которого я нашла в Катманду. Катманду моих видений был покрыт водой по колено. Вода была мутная, грязная, плавал всякий разный мусор. Кто-то на лодке сказал, что нужно нырять, чтобы под толщей этой воды найти изумрудно чистую и увидеть красоты, скрытые на дне. Не помню, нырнула я или нет, но откуда-то появился котенок, которого нужно было доставить в квартиру номер 36 - по инструкции, которая была написана на клочке белой бумаги. Я была не одна, мне помогали девочки, вроде бы, даже мои подруги, которых я во сне хорошо знала, но сейчас силюсь вспомнить лица. Важно, что это был не тот котенок, которого ждали в этой самой 36-й квартире, но тот, которого НУЖНО было туда доставить, – знаки, коих в моем сне было множество, сложились именно так. Все получилось, не без приключений. Хорошо запомнила дом, в котором все квартиры были не по порядку, и мы бегали по этажам и запутанным коридорам в поисках нужной двери. Котенка приняла у меня женщина. Второй сон – я читала свою книгу и одновременно ее продолжение. Так как наяву я "Бег навстречу себе" так и не прочитала, то с удивлением обнаруживала, что мои собственные главы перемежались с главами, которых я не писала, – они были дописаны другим человеком, там были даже стихи. Почему-то знала, что написал это некто Виталий Потапенко или Потапов, уже не помню точно. Среди моих знакомых такого нет - быстрый поиск наутро обнаружил, что есть такой бывший украинский профессиональный баскетболист, о котором я знать не знала до этого (задумчивое "однако"). Одновременно с этим читала «продолжение», написанное неизвестным автором, - эта книга уже была с белой обложкой (а моя, как мы помним, фиолетовая), сам текст - эпизоды моей жизни и люди, которые в ней разные периоды появлялись, но финал был непредсказуем с той точки зрения, что в реальности и эпизоды, и люди сложились совершенно иным образом. Но я читала и думала: конечно, вот так и должно было быть. Описанные в этой белой книге события еще не случились или же должны были случиться, но уже никогда не случатся, этого мне было не понять. Но было несколько досадно, как когда сдаешь контрольную работу, а потом лезешь в конец решебника посмотреть правильные ответы и находишь, что ошибся.

Говорят, сны в канун старого Нового года – вещие. И книга, и котенок, согласно сонникам, к успеху. Не случайно они белые. Жаль только, что котенка я в итоге отдала.

Но я, конечно, в сонники и гороскопы не верю. Просто сверяюсь каждый день иногда, как с прогнозом погоды на день. Бывает забавно - особенно, когда потом все совпадает все до строчки.

Как бы то ни было, без оглядки на планы Вселенной, мы можем и должны строить свои собственные. Особенно хорошо это делать в начале года. Но первую рабочую неделю я провела максимально легко. Много спала и читала, плавно включалась в рабочие задачи и возвращалась в тренировочный режим. Ни с кем не общалась и не виделась, только бесцельно ходила гулять по округе. Я специально не ставила перед собой никаких глобальных задач и не записывала to do листов на 2024-й: мне хотелось, чтобы в тишине, которую я создала вокруг себя, прозвучали бы наконец мои истинные желания на этот год. И вот, пожалуйста, белый котенок и книга… Ок, Вселенная, спасибо и на этом.

С бегом все гораздо проще: здесь никаких загадок и тайн – просто продолжай тренироваться. Я вернулась к систематическим тренировкам ещё в декабре, пожаловавшись тренеру, что превращаюсь в своего кота. Жизнь без плана, хотя бы в Трейнинг Пикс, сложна, ибо неуправляема и стремительно несётся под откос. Известила про Комрадс: с той стороны вотсапа послышался вздох. Ну что ж, начнем сначала.

Сейчас, как известно, зима, а спорт зимой в России – это всегда про преодоление. То морозы -27, то резкая оттепель, когда все тает, а потом снова замерзает. Оттого под ногами каждый раз непредсказуемый цирк. Постоянно темно, редкое солнце - бесполезное, чем ярче, тем, значит, холоднее. В беговых чатах то и дело разгораются споры «преодолевастов» и «жизненаслажденцев». Последние ратуют за манеж или беговую дорожку. Я давно перестала вмешиваться и в эти споры тоже – каждый делает свой выбор сам. Что до меня, то, чтобы продолжать бегать сейчас, мне не нужна мотивация, я не верю в ее силу – я просто открываю тренировочный план. Еще я знаю, что бежать теплее, чем идти, а выходить на улицу все же нужно и зимой. Знаю, что это та необходимая база, на которую я положу (какую ни на есть) скорость весной. Знаю, что это делает меня здоровее и позволяет проскочить все сезонные эпидемии без единого больничного. Наконец, знаю, что иногда, но преодоление должно присутствовать, - если каждый раз избегать трудностей и тренироваться исключительно в тепличных условиях, то на марафоне будет нечем терпеть. Иными словами, мне все это просто нужно, поэтому я бегаю в любые минус -дцать.

Это касается, конечно, только кроссов, фартлеков и длительных – скоростные работы, которых у меня пока нет, я делаю в манеже, т.к. там от них больше пользы. А вот беговую дорожку выберу только в самом крайнем случае - для «работы» по времени, а не по 200/400 и прочим строго вымеренным отрезкам, ради которой поленюсь ехать в манеж. Дорожка всегда дается мне сложнее, но усилия, которые я на ней трачу, не соответствуют тем предательски низким скоростям, которые показывает бездушный автомат. Кроме того, не могу отделаться от мысли, что любая скорость на тренажере – искусственная, я просто перебираю ногами, а не бегу.

Не исключено, что я сейчас занимаюсь ненужной проповедью в монастыре, но все же отмечу важное - если в другие времена года вы еще не бегали, то начинать сейчас с уличных тренировок может быть не самой хорошей идеей. В такой ситуации и манеж, и дорожка будут хорошей альтернативой.

Что помогает бегать на улице? Правильная одежда. Три слоя наверх, один или два вниз. Слишком тепло одеваться не нужно, мы все-таки бежать собрались. Заметьте, экипировка нужна не хорошая, а подходящая. У меня нет курток GRi и всякого виндшела: у меня есть тонкая пуховая жилетка за тысячу рублей, в которой я бегаю уже несколько лет, термобелье со времен увлечения сноубордом, и не слишком плотные тайтсы, которые я уже дважды зашивала, т.к. меня в них регулярно сбивают машины. Мой беговой экип вообще мало различается в зависимости от температур. Собственно, наличием или отсутствием этой самой жилетки, а также варежками, которые спасают руки, которые замерзают у меня в первую очередь. Важно защитить открытые части тела: в действительно сильные морозы спасают тейпы на лицо или простой вазелин (бьюти лайфхак – девочки, лучшего средства для ухода за губами зимой нет). Обычно за первые пять-десять минут температура тела, вытащенного из теплой квартиры, выравнивается со средой, и бежать становится гораздо легче. Если угадать с экипировкой и темпом, то холода можно вообще не заметить.

Сам бег зимой требует некоторого переосмысления. Он становится более силовым: бегать длительные так же быстро, как летом, вряд ли получится. На вас много одежды, мышцы хуже работают в холод, кроссовки тяжелее, под ногами дубовый снег, который не толкает и не дает инерции. Я спокойно воспринимаю скорости около шести минут на километр и даже медленнее и в целом отношусь к этому мероприятию как к отдельному типу тренировок, которым ставлю коэффициент сложности х1,5: учусь поднимать бедро из сугробов, во время гололеда работаю над координацией и мышцами-стабилизаторами, фоном укрепляю мышцу стоицизма и силу воли. Это все не пройдет бесследно для формы, которой мы будем хвастаться на асфальте весной.

Пожалуй, возрастает важность разминки – мышцы и связки стоит хоть немного взбодрить перед выходом на улицу, не нужно выходить «холодным». Не пренебрегайте и заминкой – после пробежки сразу отправляйтесь в тепло и ставьте чайник.

На этом рубрика очевидных советов, о которых меня никто не просил, подходит к концу. Добавлю только, что лично я получаю после каждой своей, даже самой медленной и морозной зимней пробежки, плохо скрываемое чувство морального превосходства удовлетворения. Возможность совершать такие маленькие подвиги в обыденной жизни – исключительно беговая привилегия, которой я каждую зиму с радостью спешу воспользоваться.