November 13, 2023

Горят костры 

Несколько слов о выгорании - эмоциональном состоянии, с которым запросто можно столкнуться под конец плодотворного спортивного сезона.

Особенность выгорания (burn out) состоит в том, что этот феномен является сугубо профессиональным – «хронический стресс на работе, который не был успешно преодолен», как объясняет нам ВОЗ. Считается, что наиболее подвержены риску выгорания представители так называемых «помогающих» профессий – врачи, учителя, психологи (ученый Иштван Харди считал выгорание «синдромом отравления людьми»). Однако не застрахован никто из нас, кто самоотверженно отдается своей работе.

Не так давно право выгорать признали также за профессиональными спортсменами.

Когда я приступала к разработке темы своей ВКР, то с самого начала знала, о чем буду писать – о выгорании спортсменов-любителей, а именно – бегунов. Эта проблема кажется мне крайне актуальной и острой. Об этом важно и нужно говорить. О том, что такое выгорание, откуда берется, как его профилактировать и что помогает с ним бороться. Будучи уверена в успехе мероприятия, я, однако, уже на этапе проспектуса столкнулась с общепринятым в психологической среде мнением, что любители выгорать не могут, т.к. спорт для них не является профессией. Мы можем впадать в депрессию, смертельно уставать, мы можем быть перетренированы – но именно синдром выгорания нашей любительской деятельности не присущ. Но изнутри бегового сообщества я вижу другую картину, поэтому от своей задумки не отказалась. Не споря с тем, что выгорание – часть профессиональной деятельности, я исхожу из того, что понятия профессионала и любителя, по крайней мере, в беговой среде, очень сильно переплелись, и нынешние любители дадут фору любому профессионалу по части выгорания.

В том, что я двигаюсь в правильном направлении, меня убедили также результаты небольшого опроса, в котором некоторые из вас согласились поучаствовать (в очередной раз – большое спасибо каждому!). Всего я опросила 18 человек, среди которых основную часть составили бегуны с результатом на марафоне около трех часов, то есть, довольно быстрые ребята, которые уделяют тренировкам не менее 5-8 часов в неделю. Этой выборки, конечно, не хватает для полноценного исследования и убедительных выводов, но в качестве теста гипотез, которые я собралась проверять уже в рамках последующей работы, вполне достаточно.

Например, интересно, что более половины опрошенных подозревают у себя в анамнезе признаки выгорания, а 22,2% уверены в том, что это было именно оно. Основным признаком синдрома мои респонденты назвали желание бросить свой спорт – не просто на время прекратить занятия, а намерение никогда к ним больше не возвращаться. При этом обращает на себя внимание то, что многие отметили отсутствие каких-либо значимых физиологических причин для этого - то есть, все анализы, вроде бы, в норме, но выходить на тренировки желания и сил нет. Некоторые ребята специально подчеркнули, что такие состояния очень явственно отличаются от перетренированности. Наконец, еще одним признаком выгорания было названо то, что я называю социальным дистанцированием от спорта – избегание любых спортивных сообществ и даже локаций.

Среди самых эффективных способов борьбы с синдромом спортивного выгорания (ССВ) первое и второе место поделили снижение требований к себе и поддержка тренера. На третьем месте – временный отказ от спорта. В том, что касается причин ССВ, то самые распространенные – нехватка энергии и ресурсов на то, чтобы обслуживать все значимые сферы жизни вместе со спортом, а также завышенная ценность результатов (и даже токсичное беговое сообщество).

Вместе с тем, почти никто не планирует свою тренировочную деятельность с учетом рисков выгорания – большинство предпочитают сбавить нагрузки или временно переключиться на что-то еще, если вдруг замечают у себя признаки оного.

Более подробно результаты моего микроисследования можно посмотреть здесь.

Напомню, что с точки зрения науки, выгорание стоит на трех слонах:

- эмоциональное/физическое истощение - усталость, накопившийся хронический стресс, продуцированный именно спортивной деятельностью;

- уменьшение чувства достижения (сниженное чувство самореализации) – навязчивые сомнения в своей потенциальной успешности и результативности, разочарование в прошлых достижениях;

- обесценивание прошлых достижений - циничное, пренебрежительное отношение к своей спортивной карьере и спортивной деятельности в целом («Все, чего я достиг, не имеет значения»).

Важно отметить, что выгорание легко спутать с другими негативными эмоциональными состояниями – астенией (бессилие, слабость), хронической усталостью, даже депрессией. Последствия этого – неправильно и невовремя принятые меры, которые могут иметь далеко идущие последствия.

Проверить у себя признаки выгорания можно по небольшому опроснику, адаптированному специально для спортсменов - https://psytests.org/sport/abm.html , а противостоять ему, прежде всего, поможет четкое понимание смыслов, ценности, целей вашей спортивной (или любой другой) деятельности и ее роли в соотношении с другими сферами жизни.

Прошедшим не-моим марафоном в Стамбуле я поставила точку в сезоне 2023. Еще по пути к этому марафону я чувствовала, что пора, и, выйдя на легкий кросс в 12 км уже после финиша, через 8 километров я просто остановилась и поняла, что больше не хочу. Знаете, такое не хочу, которое телом, которому почти невозможно противостоять (ровно также, как и «хочу»). Я бежала все медленнее, внутри как будто затухал огонь. Возле детской площадки вспомнила, как добегала тут 31 декабря прошлого года вечернюю тренировку (это та, что после утренней) - уже когда большинство российских семей собирались за праздничным столом. В этом сезоне я выиграла там, где не ожидала, и проиграла там, где очень хотела выиграть. Пожалуй, пора в транзитную зону.

Я хорошо знаю себя в таком состоянии – иногда мне кажется, что я снова попала в 11-ю главу своей книги. Разница заключается лишь в том, что сейчас на горизонте я вижу какие-то новые, не до конца мне пока ясные, смыслы моего бега. И пауза, которую я сознательно взяла сейчас, возможно, поможет мне их разглядеть.

С этой недели мой Training Peaks пустует – как минимум, до зимы я буду только работать бегать только тогда, когда мне этого захочется, не ставя перед собой каких-либо целей и не требуя от себя быть лучше. Больше всего мне сейчас хочется в отпуск занятий, которые помогут мне восстановить связь с самой собой и вернуть над собой контроль.

«Всему свое время. Тебе время - начинать бегать в свое удовольствие», сказал мне мой тренер, Сережа. Мы оба понимаем, что прошлых результатов уже не вернуть. По крайней мере, сейчас у меня, по меткому наблюдению Маши Гостевой, больше нет возможности отдавать кредит за Феррари. Но одновременно с этим: «Мы все имеем право получать удовольствие от занятий спортом», говорит Билль о правах юных спортсменов (есть такой, да), а «чтобы получать удовольствие, нужно развитие», замечает мой преподаватель по спортивной психологии, один из авторов вышеназванного теста.

Что из этого правда и куда держать путь? Поживем – увидим.