July 19, 2023

Как я убежала в Мурманск 

Половина лета и месяц в Яндексе. Новая работа ставит перед мной вызовы, с которыми я справляюсь с переменным успехом. Признаюсь, первые недели было очень тяжело. Сейчас уже просто сложно. Перебравшись из консалтинга в инхаус, приходится перестраивать образ мышления – если раньше от меня требовались многостраничные меморандумы с оценкой рисков, на основе которых клиенту предлагалось самому принять решение о приемлемом сценарии поведения, то теперь такой клиент – условно я сама. Никому не нужны мои меморандумы, нужно решение проблемы здесь и сейчас.

Ко многому нужно привыкать. Например, к тому, что в Яндексе все друг с другом с самого начала на «ты» или к тому, что весь процесс работы строится на постоянных встречах между юнитами. Таких встреч может быть 5-9 на дню (а у кого-то и больше), ты постоянно переключаешься с одной темы на другую и бегаешь по переговоркам. Бегать я умею, но в IT я новичок - многое непонятно, я будто осваиваю новую профессию. Добавляет сложности и то, что я плохо воспринимаю информацию на слух и тяжело переношу такое количество общения, пусть и по рабочим вопросам. Иногда хочется засесть в углу с компьютером и писать – один документ за другим. Это то, что я называю "вот теперь можно и поработать", которое происходит вечером, когда все встречи и звонки закончились. А меж тем, я человек размеренный и упорядоченный: у меня получается хорошо только, когда работа имеет понятные рамки – доделываешь одно задание, начинаешь другое. В Яндексе же все очень динамично, работа не заканчивается никогда. Ты все время делаешь параллельно несколько задач, постоянно отвлекаешься на новые уведомления, прыгаешь мыслью с одного на другое - учишься упрощать, структурировать, моментально вычленять идею, жонглировать процессами. Мои тексты становятся короче - только самое главное, самая суть. Слова сокращаются: в ходу здесь удобные англоязычные аналоги, с помощью которых можно быстро описать проблему, в которую необходимо погрузиться.

Первые недели я не успевала спать, читать, писать, бегать. Наверное, это характерно для первых недель, где бы ты ни оказался, но внезапно все, чем я дышу, вдруг оказалось перекрыто. Я начала задыхаться. Все время думая о работе, постоянно боялась ошибиться. Доделывала задания в автобусе по дороге в офис (полтора часа, могу себе позволить) и поздно вечером, вернувшись домой. И все равно у меня не получалось. Мой самозванец вопил, что моя новая чудесная начальница ошиблась и я не тот человек, которого нужно было брать в команду… Я не понимала, куда я попала и как научиться здесь плавать.

Со временем я поняла, что сначала нужно перестать барахтаться и успокоиться. Выровнять дыхание, оглянуться вокруг и понять, куда плыть, вспомнить, что худо-бедно умею кролем и попытаться синхронизировать руки, ноги, вдох и выдох. Я решила заранее простить себя за ошибки и дать себе время адаптироваться. Чем и занимаюсь до сих пор. К счастью, я попала в хорошие руки и у меня потрясающая команда, которая помогает пройти этот процесс. Мне доверяют ответственность и моим мнением интересуются, от меня ждут решений и активного участия в жизни компании. И это то, что я ждала от новой работы. Осталось научиться с этой ответственностью и доверием справляться.

Приоритеты сместились. Это один из первых законов тайм-менеджмента – приоритетов не может быть слишком много, в разные периоды жизни мы выбираем, куда направить энергию, ресурс которой у нас ограничен. Осваивать новую работу 24/7, писать книги и одновременно ставить личники на соревнованиях получается плохо. Хотя и очень хочется. Нет, я прилежно выполняю план тренировок, но он упростился и не двигает меня никуда вперед, помогая лишь не забыть, как бегать. Тренер все понимает – по умолчанию мы с Сережей согласились, что целевого старта у меня в этом году нет. Десятки из сорока и марафоны из трех, если и случатся со мной еще когда-нибудь, то сильно позже. Но я стараюсь сохранять каркас – когда в основной жизни непонятно и ново примерно все, бег остается островком стабильности и оазисом, где мне все ясно и близко. Об этом я говорила в подкасте с Аленой, который мы записывали в мой первый безработный день (цитирует сама себя): «Я не знаю, как буду жить дальше, но знаю, что завтра утром я встану и пробегу десять километров».

Такие дела.

Трейл в Мурманске был запланирован еще весной. Но этим летом он оказался некстати. Другие заботы и мысли. Сложная логистика – мы с Денисом, который поддержал мою авантюру, никак не могли подобрать билеты на самолет, выбирая между не успеть на «первый созвон в 10:30» и не спать в ночь перед стартом. Конечно, удручало и отсутствие нормальных тренировок, что не позволяло надеяться на сколь-нибудь хороший результат, который хотелось показать на Кольском полуострове. Трасса обещала быть очень беговой, и я, конечно, хотела повторить успех 50 км в Израиле. Но если зимой я бегала длительные по 35 километров, то сейчас в некоторые недели это был мой недельный объем. В общем, к тому моменту, когда до забега оставалось всего несколько дней, и нужно было что-то решать, я уже страшно устала и мысль о том, как я буду в ночи собирать вещи, куда-то лететь и где-то бежать, меня сильно от забега отвращала.

Но я представила, как выключу телефон, как буду с замиранием сердца стоять у стартовой линии в окружении улыбающихся близких мне по духу людей, как наконец-то сделаю первый шаг. И буду долго-долго - бежать. Просто бежать. Глубоко внутри я понимала, что сейчас это именно то, что мне нужно (а поспим осенью).

Признаюсь, с точки зрения спортивной, подобный формат соревнований привлекает меня сегодня больше всего. Распробовав в Израиле плоский марафон+, я хочу побегать побольше подобных гонок. Мне нравится, что бежать нужно долго и можно не очень быстро. Нет необходимости карабкаться в гору, тащить рюкзак с обязательной экипировкой и палки. Нравится, что очень многое здесь решает психология, что можно играть с тактикой - бежать самому или об кого-то, держать свои планы при себе или обсуждать их с соперниками, бежать двадцатками, пятерками или десятками. Нравится, что ноги после забега чувствуют себя гораздо лучше, чем после асфальта. И если на шоссе я с горечью смотрю на то, как форма уходит, то здесь я чувствую, что у меня еще есть какой-то потенциал. Однажды на тредмил-тестировании мне сказали, что у меня очень большая аэробная зона – та, что на низком пульсе. Я могу бежать бесконечно долго, хотя и не очень быстро. Видимо, это та самая база, которая работает на меня как зачетка на студента: темп 4:30-5:00 мин/км – тот, который я беру, даже будучи в самой плохой форме. Сдается мне, что моя беговая история поворачивает именно в ту сторону.

В общем, решились. Взяли компьютеры и кроссовки и приземлились в Мурманске - абсолютно неконкурентноспособны, но отчаянно самонадеянны и саркастически веселы.

Сам старт, ЭЛ5-Энерго Трейл на Кольской ВЭС, корпоративный - делался для Лукойла силами подрядчиков, Wild Family. Забег проходит по территории Кольского ветропарка (57 турбин на территории 257га), который считается самой мощной в мире ветроэлектростанцией за полярным кругом. Ветряки действительно производят впечатление. Пробегая под ними в непосредственной близости, видишь огромные лопасти и слышишь треск, который они издают при движении. Все это довольно необычно. Не знаю, будет ли забег проводиться в следующем году, но если вы хотите здорово провести время на русском севере, то обратите внимание. Дистанции – от трех до пятидесяти километров, есть эстафета. Состав подбирается разный - много трейлраннеров и местных ребят. Даты соревнования удобно мэтчатся (простите, я в Яндексе) с Арктическим фестивалем, который проходит в эти же выходные в Териберке, - поездка может получиться очень интересной и насыщенной.

99% бега проходит по грунтовой дороге. Под ногами камешки и 240 метров набора - ощутимые такие тягуны. В общем, беги не хочу. И желательно быстро. Девочек на 50 км было мало, но конкуренция на моей дистанции была. Прежде всего, в виде Аси (Мирова Настя), с которой мы познакомились утром в день старта у автобуса-трансфера. Ася сильная спортсменка, амбициозная. Сразу сказала, что претендует на тумбочку, бежать собралась без остановки на ПП. Я же планировала останавливаться примерно везде – но в силу таких обстоятельств передумала. На ПП предполагалось наливать воду в собственные стаканчики, что могло сильно тормозить их, пунктов, прохождение. Решила действовать по ситуации и останавливаться, только если станет совсем невмоготу. Кроме Аси, в стартовом городке наблюдались и другие, весьма убедительные, бегуньи, что добавляло, конечно, азарта.

Что нужно учитывать, готовясь стартовать где-то под Мурманском? В июле здесь полярный день – светло будет всегда. Организм, привыкший к стандартной смене дня и ночи, поначалу не понимает, что происходит. Он не выключается и работает в каком-то полуавтономном режиме. Вроде, ты устал, но на дворе светло – значит, нужно жить: гулять детей, работать работу, куда-то идти и что-то делать. Берите с собой в качестве обязательной экипировки повязку на глаза. Еще мы с Денисом узнали, что, оказывается, существует «полярная гипоксия». Дышать здесь несколько тяжелее, воздух считается разреженным. В причинах полярной гипоксии нам так и не удалось разобраться, хотя мы проводили опрос местного населения и обращались к научным источникам. Мнения насчет этой природной аномалии разнятся - то ли растений мало (тундра же), то ли магнитные поля какие-то не такие. Но, как бы то ни было, не исключено, что чувствовать себя в Мурманске вы будете более вялым и слабым, нежели дома. Что еще? Мошкара и комары. Могут быть и довольно крупные, но нас они навестили только утром в стартовом городке. С погодой нам повезло - застали северное лето. Было довольно жарко (23-24), но в день забега набежали тучки и это здорово облегчило задачу, хотя и было несколько душно. Да, вот, пожалуй, и все. Гребешки и каракатицы отложите на время после старта.

Что рассказать про сам забег? Перед стартом Ася задала вопрос, будто бы в воздух, мол, с каким темпом бежать. Я охарактеризовала трассу как беговую и добавила, что по ней МОЖНО бежать по 4:20-4:30. Ася честно ответила, что все 50 км с такой скоростью бежать не готова. Я тоже не была готова, но загадочно промолчала. У меня уже была какая-то тактика. Сделав, так сказать, свою ставку, я предупредила, что начинать быстро не планирую, и предложила не рвать друг друга хотя бы первые десять километров. Здесь уже промолчала Ася.

Мы с Денисом продолжали излучать токсичный позитив и радость. За 5 минут до старта на нас напали телевизионщики с большим пушистым микрофоном «Россия». Получив шанс во всей красе продемонстрировать беговой снобизм, мы, хохоча, начали рассказывать о том, что 50 километров нам как в магазин за хлебом сходить и «в горах мы уже все видели, теперь вот тундру приехали бегать». «У меня просто тренировка такая сегодня», еле сдерживая улыбку, говорю я ничего не понимающей девушке-корреспонденту. «50 км+ 2 серии СБУ по 60 метров». Денис тем временем рассказывает про сложности, которые поджидают нас на трассе - про человекоядных комаров и медведей. Мы этакие двое из ларца – все представители СМИ почему-то начали нас наперебой фотографировать, что развеселило меня еще больше. В общем, как-то так, смеясь и побежали.

Сначала было легко – слишком легко. И я не поняла, почему Ася не бежит рядом со мной. Смотрю на часы в полной уверенности, что начала по 5:30, я ведь вообще не давила на газ – но цифры показывали, что бегу я аж на минуту быстрее. Денис тут рядом. Мы то бок о бок, то отстаем друг от друга, то догоняем. Все по плану, которого у нас нет: мы же с ним оба одинаково не готовы. Впереди трое парней. Денис что-то шутит, я просила быть серьезнее. Он был. Но все равно все время хотелось смеяться. Есть у моего друга такое свойство – он, вроде, не шутит, но капец как смешно. Поболтали с ребятами, которых догнали или кто догнал нас. Темы все околобеговые - кто откуда, на кой черт вапорфлаи по грунту, как дела во Владивостоке с бегом и что я делала в Троицке… Километре на пятнадцатом начала осторожно оглядываться: я еще с Израиля помню, что нельзя смотреть назад, но в то утро я не понимала, почему девчонок нет - мне было важно знать, как у них там дела и когда они меня уже догонят. Метров на 300 от себя не могла разглядеть ни одного женского силуэта, мелькали мысли, что я убежала куда-то не туда. Магия какая-то, подумала я. Однако радоваться рано – здесь ультра еще даже не началась.

Забежала на ПП, раз уж время позволяет. И больше себе в удовольствии попить не отказывала – процесс наполнения волонтерами протянутого стаканчика был отработан максимально четко. Видно, что в отличие от меня, ребята тренировались. Подбегаешь и кричишь: «Водыыыы!» или «Коооолы!» На бегу достаешь стаканчик и тебе в него уже тут же наливают, что заказывал. Бежишь дальше, по дороге допивая. Еще километров 15 только тем и занималась, что пила, ела, разглядывала ветряки и радовалась, что бежится.

На тридцатом километре стало уже не смешно. Сказала Денису, что закончилась. Я последний раз так много бегала в Теберде, когда мы с Даней (это не Денис) решили рвануть в Домбай. А после этого я только в Яндексе работала. Пришла ультрамарафонская стена, пришлось тащить ее до самого финиша. На отметке марафон стало понятно: чтобы выиграть, нужно просто добежать, в то время как я уже раза два на горках перешла на шаг. Девочек позади себя я все еще не наблюдала, но все могло измениться и проиграть на последних километрах было бы обидней всего. Тем временем, мы немного растерялись, войдя в противоход с другими дистанциями. «Денис, я этого парня с 50-ти, который нам навстречу бежит, видела уже раза два. Мы точно туда бежим?», указываю я на заметного мальчика в оранжевой футболке. Сделать ошибку сейчас как раз плюнуть, мозг уже отдал контроль автопилоту. «Я его уже раз пять видел, давай спросим», соглашается Денис. Уточнились на ближайшем ПП – бежали верно. Финиш стал осязаем и - реален.

Дистанция представляла собой два круга - 30+20. Первые 30 я бежала полностью, а последние 20 разделила на десятки, потом на пятерки. Темп падал драматически, но тактику я выбрала верную – всех напугать своей воображаемой скоростью и убежать подальше, чтобы спокойно помирать во второй половине пути. Отчаянно хотелось мороженого и холодного шампанского, которое мы с Денисом заблаговременно привезли с собой. После сорок пятого Денис ушел вперед, хотя достоверно знал, что шампанское покоится у меня в рюкзаке в камере хранения, и ему все равно пришлось бы меня ждать. Но я не обиделась, конечно, – наоборот, хорошо, когда тебя ждут на финише.

Насладившись за прошедшие три часа счастьем бежать, теперь я стремилась как можно скорее испытать счастье никуда не бежать, поэтому завидев арку, понеслась со всех ног - аж по 4:37. На финишной прямой несколько ребят передо мной заканчивали свои двадцатки и восьмерки. Мелькнула мысль, что меня могут пропустить, но вот уже разворачивают ленту – и через несколько секунд я влетаю в створ, победно вскидывая руки. Шалость удалась. Мне даже удалось выбежать из четырех часов и прийти пятой в абсолюте – меня обогнали только четверо ребят. Задранную нами с Денисом планку держала до последнего - продолжая быть дерзкой и самонадеянной, сказала Антону Жилину, распорядителю этого бегового праздника, что дистанция коротковата и хотелось бы побегать еще.

Вернувшись в город после награждения, остаток дня посвятили закрытию гештальтов. Стоит упомянуть, что каждый раз, приезжая куда-либо на соревнования, мы с Денисом составляем список «сто классных мест, в которые мы не успеем сходить» и прилежно ему следуем. Мурманск не стал исключением. Я улетала в тот же вечер, и мы торопились попробовать гребешков, морского ежа и оленину (кстати, один из вариантов произношения – с ударением на второй слог. Да-да, олЕнина), для чего отправились в «Тундру» - ресторан, который называют лучшим в городе. Он забронирован на год вперед, но, если проявить немного настойчивости и подождать, можно занять столик. Впрочем, самым вкусным здесь оказался батат, поэтому лично я «Тундру» из всех списков исключила. Прогулялись под дождем, ознаменовавшим конец короткого северного лета. Понаблюдали, как чайка ест голубя на пешеходном переходе. Дошли до центральной площади Пять углов, засели в баре другого ресторана – в гостинице «Меридиан», что напротив «Азимута» - и заказали мороженое со мхом. Денис вообще-то искал чизкейк с беконом, тоже местный специалитет, но пришлось есть, что дали. Было вкусно. Рекомендуем.

Теперь по закону жанра должны быть выводы и послесловие. Пожалуй, в первую очередь обязательно нужно сделать дисклеймер – чтобы действительно бежать, а не выживать, к подобным стартам нужно готовиться. Беспечность делает жизнь выносимее и легче, но марафон, пятьдесят и так далее километров – это огромная нагрузка: неуважительное отношение к дистанции может аукнуться, в том числе, травмами. Мой трюк был выполнен непрофессионалами, но как сказал другой мой друг – Андрей, я (еще немного бегового снобизма) могла себе это позволить.

Во вторую очередь, и это будет вместо послесловия: знаете, жить хочется так, чтобы и еще через двадцать лет можно было бы среди недели решить, что в субботу побежишь полсотни километров – просто, потому что можешь. Надеюсь, что все так и будет.

https://t.me/mamyapobegala