November 16, 2023

Незавершенство

Особенность работы в Яндексе заключается в том, что на постоянной основе у тебя одновременно множество активных задач. То есть, буквально, как говорится, все горит. Первое время для меня это было очень большой сложностью. Я человек последовательный, многозадачность – не мой конек (и кстати, говорят, она неэффективна). Я хорошо работаю, когда есть одна масштабная задача. Я долго над ней сижу, а когда заканчиваю, приступаю к другой. Когда одновременно нужно решить 10 разных задачек, я бросаюсь с одной на другую, начинаю тревожиться, терять контроль, делаю ошибки и впадаю в глубочайшее уныние от того, сколько всего нужно сделать. Это распространяется на многие сферы – например, я не могу, когда на телефоне висит непрочитанное сообщение или мигает уведомление в Телеграме. Даже если это уведомление в замьюченном новостном канале, даже если это сообщение в групповом чате, на которое мне нужно ответить примерно никогда, или смс о начавшейся где-то распродаже…. Я их даже не читаю, эти сообщения и новости. Но новый значок для меня – call to action. Мне просто нужно зайти, открыть чат и снять уведомление. Иначе я не смогу функционировать в таком «беспорядке». Обилие чатов и групп, кратно расплодившихся у меня на телефоне с приходом в Яндекс, заставляет меня буквально каждые десять минут нырять в Телеграм и снимать эти чертовы уведомления. И так во всем. Незакрытые вкладки в браузере меня страшно раздражают, недописанные тексты не дают мне спать, а люди, которым я недоговорила, приходят во сне. В общем, тяжело жить с повышенной тревожностью.

В Яндексе пришлось научиться. Как известно, мозгу требуется время, чтобы переключиться с одной задачи на другую – я свела это время до минимума. На совещании, участвуя в обсуждении одного проекта, глазами я в компьютере, где открыт документ по второму. При этом в телефон, который лежит тут же под рукой, за полчаса обсуждения может нападать с десяток обновлений по другим задачам, на которые я также должна среагировать. (А если еще кто-то из друзей в это время напишет мне «Как дела?», я думаю: «Господи, еще и это»). В почте, в мессенджерах, в корпоративных системах не останавливаясь, идет движение и бурлит жизнь, которая требует непосредственного в ней участия. Сначала я думала, что сойду с ума. Я попросту не успевала «снимать уведомления» и «закрывать вкладки», мне на это физически не хватало времени и двух рук. Первым месяцам на новом месте работы сопутствовало перманентное напряжение и недовольство по поводу списка нерешенных вопросов, который, не успевала я расправиться с чем-то одним, только пополнялся. Теперь моя реальность такова, что вечером работа останавливается не тогда, когда я все сделала, а когда я решила, что все, сегодня я больше ничего не могу. Напоминает историю с пребыванием на высоте – когда мы спим в палатке на высоте более 6000 метров, то не восстанавливаемся, как это бывает на равнине, а просто на время перестаем расходовать энергию. Ты не заканчиваешь работу, ты просто пока перестаешь ее делать. И так каждый день.

Причина моей тревожности по поводу ситуации, когда у тебя всегда есть пул незакрытых вопросов, - эффект Зейгарник. Советский психолог Блюма Вульфовна Зейгарник открыла феномен незавершенных действий, который был назван ее именем. Суть явления можно коротко описать так - мозг сильнее фокусируется на несделанном, нежели на завершенных делах. В 1927 году Блюма Вульфовна, ученица другого известного психолога - Курта Левина, доказала это экспериментально: незавершенные действия запоминаются почти в 1,9 раза лучше, чем законченные.

Интересна история о том, что заставило Блюму озаботиться этим вопросом. Поговаривают, что Курт Левин часто проводил семинары со своими студентами не в аудиториях, а в кафе. В один из дней они обратили внимание на то, что официант не записывает заказы, даже если они достаточно большие и сопровождаются дополнительными пожеланиями посетителей. Ученые подозвали официанта и попросили его повторить, что заказали за каждым столиком. Молодой человек выполнил их просьбу. Он отлично помнил детали неоплаченных заказов, но, как оказалось, не помнил тех, по которым счет был закрыт: «Они ведь уже расплатились», пожал официант плечами.

В ходе своих исследований Зейгарник сконцентрировалась на обосновании теории поля Курта Левина, согласно которой каждое взаимодействие между людьми или предметами устанавливает так называемую напряженность. По итогам она пришла к выводу, что, если человеку не дать возможность закончить начатое дело, он не только будет эмоционально напряжен, постоянно воспроизводя незавершенное действие, но и долгое время будет помнить детали задания. Если таких действий множество, человек испытывает колоссальное напряжение. Разрядка наступает, только когда мы в конце концов заканчиваем начатое действие. Выводы Зейгарник впоследствии подтвердили и другие ученые. Нам трудно начинать новые задачи, если в памяти остаются незавершенные. При этом каждая новая задача продолжает усугублять ситуацию, ведь она подразумевает прерывание той, что выполняется в текущий момент.

И мы не можем ни о чем другом думать, кроме как о том, что по какой-то причине не закончилось или прервалось.

Так работают сериалы и книги, в которых есть главы. И это то, почему мы лучше всего помним незавершенные разговоры, дела и отношения. Иногда мы можем этого не осознавать, но они остаются «подгружены» к списку задач, тормозя работу системы - по аналогии с десятками открытых вкладок на компьютере (наверняка вы слышали о «незакрытых гештальтах», это оно). Обещанный визит к маме, намерение сходить с ребенком на каток, недосказанность в конфликте на работе, забытое желание съездить в путешествие, не случившиеся романы. To be continued.

Завершить что-то для нашего мозга означает разобраться. Поэтому оптимальной стратегией справиться с Зейгарник - составлять списки задач, в которых вы хотя бы что-то иногда будете зачеркивать. Можно вписывать в ежедневник банальную зарядку, чистку зубов и завтрак, которые вы гарантированно завершите. Или же брать одну большую задачу и делить ее на части. Например, если нужно написать юридическое заключение по какому-то вопросу, вписывать лучше не эту задачу, а отдельные ее составляющие – прочитать закон, посмотреть судебную практику, написать вступление, содержание, начать первый раздел… Дальше остается есть слона по частям и зачеркивать каждый кусок, давая понять мозгу, что все под контролем.

Психологи также советуют резюмировать в конце дня, что удалось сделать, и вечером же планировать день следующий, чтобы ничего незавершенного не оставлять в подвешенном состоянии. Иными словами, если задачу невозможно разрешить до конца, важно войти в нее, осмотреться и повесить разметку. Это многократно снимает ту самую тревожность.

Важно также уметь расставлять приоритеты - завершив завершаемое, подумайте, какие из ваших текущих задач можно не завершить сейчас, а какие потом?

Как еще с пользой для себя использовать эффект Зейгарник? Чтобы доводить до конца большие сложные проекты. Такой совет нам дал Хемингуэй. Секрет в том, чтобы не пытаться за один раз израсходовать все идеи и всю энергию. Нужно приступить к работе, начать писать (например, если вы писатель - неважно, книг или юридических меморандумов) и остановиться на самом интересном месте. Да-да. Отложить ручку, оставить работу незавершенной и отойти в сторону. «Когда работается хорошо, переставай писать», говорил Эрнест. Подсознание будет работать и все время возвращаться к незавершенному, а ты сам не просто вернешься с большим желанием писать, но и с новыми идеями. Проверяла, работает.

А еще (Зейгарник об этом не говорила, но думаю, она бы со мной согласилась) важно распознавать и позволять вовремя завершаться тому, что стремится к завершению. Аккуратно сжигать мосты и не оставлять никаких следов.