February 19, 2021

Самопознание.

Мы уже писали статьи, посвящённые такому понятию как Я(или Эго): вот и вот. Тем не менее, кажется, что этот гештальт не закрыт, а тема не систематизирована, а именно, нет представления о том, как именно формируется Я-концепция или, если угодно, Я-объект. Разумеется, этот вопрос занимал людей с глубокой древности, поэтому делать подробный историографический анализ этой области кажется избыточным в рамках небольшой статьи. Однако, ряд аспектов, касающихся Я, представляются настолько существенными для формирования зрелого мировоззрения, и, в то же время, настолько далёк от наивного понимания обывателем, что их изложение будет полезно всякому рефлексирующему человеку.

Уникальная самость

Некоторые мыслители веков минувших выстраивали свои учения вокруг отношения Я с миром, один из них - Фихте. Хотя он допускает существование эмпирического Я, как рядового объекта окружающего мира, сам по себе окружающий мир с его точки зрения обязан своим существованием познающей способности, заключённой в абсолютном Я. В рамках аналитической философии подобные конструкции рассматривались как издержки языковой игры - это такие эгоцентрические слова, значение которых всецело обязано тому простому факту, что у всякого осмысленного языкового сообщения, по умолчанию, есть говорящий и предполагаемый адресат, а также тому предполагаемому изменению, которое своим сообщением говорящий предполагает произвести в адресате. Абсолютное Я, таким образом, избавляется от ноши быть источником существования вещей, а становится лишь лицом, производящим суждения об окружающем мире. Теперь разделение эмпирического и абсолютного Я полностью согласуется с предложенным нами в предыдущей статье.

Фихте(1762-1814)

Попытки осмыслить роль Эго в бытии предпринимались в психоанализе, в частности, теория объектных отношений предполагает, что Я с самого рождения использует интроекцию для формирования внутри себя представлений о внешних объектах - и чем более физиологически развит организм, тем большей дезинтеграции подвергаются внешние объекты в зависимости от возникающих потребностей и механизмов защиты, то есть тем сложнее его представление о мире, разделение между различными предметами, разбиение классов на подклассы. Итак, вопрос в том, является ли Я какой-то уникальной частью человеческой психики, и если да - то в чём его уникальность?

Уильям Джеймс(1842-1910)

Представьте, что вы сидите на шумной вечеринке и внимательно слушаете вашего спокойным голосом говорящего собеседника: он говорит намного тише, чем звуки вокруг, но вы всё равно слышите его. Эту особенность отмечал ещё Уильям Джеймс: "Мы знаем, что можем быть внимательными к голосу собеседника среди гвалта других разговоров, не замечаемых нами, хотя они объективно намного громче, чем та речь, к которой мы прислушиваемся. Каждое слово пробуждается дважды, и не столько благодаря чтению по губам говорящего, сколько уже до того, внутри, благодаря иррадиации прежде воспринятых слов и туманному возбуждению со стороны всех процессов, связанных с предметом беседы". Представьте, теперь, что в этом калейдоскопе голосов кто-то произносит ваше имя. Несмотря на то, что вы все свои силы направляли на то, чтобы слушать собеседника, несмотря на то, что до этого вы достаточно легко игнорировали все посторонние шумы, в этот момент вы отвлекаетесь, перестаёте слушать вашего собеседника, ваше внимание оказывается переключённым. Колин Черри назвал это феноменом вечеринки с коктейлем, он сформулировал его для описания явлений, наблюдаемых при бинауральном и дихотическом прослушивании речевых сообщений через наушники.

Бинауральное прослушивание - оба стимула в оба уха, дихотическое - разные стимулы в разные уши.

Обнаружилось, что хотя внимательное слежение было доступно только для одного канала(только для одного речевого сообщения из двух или более предъявляемых), тем не менее, почти всегда личные имена обращали на себя внимание испытуемых.

Роджерс, Куипер и Киркер продемонстировали, что испытуемые могли лучше запоминать список личностных черт тогда, когда их спрашивали хорошо или нет эти черты описывают их собственную личность. Маркус продемонострировал, что испытуемые проявляют больше внимания и лучше запоминают информацию, соответствующую их самовосприятию. Эти сведения могут свидетельствовать о том, что Я - если не особая составляющая психики, то, по крайней мере, специфическая часть памяти.

Бауэр и Гиллиган предлагали испытуемым запоминать информацию, касающуюся их самих, их матерей или популярных телеведущих. Вопреки концепции Я как уникальной структуры человеческой памяти оказалось, что хотя информация о популярных телеведущих запоминается хуже, чем о себе самих, в то же время разницы между запоминанием информации о себе самих или о близком родственнике не наблюдалось. Тогда было предположено, что хотя Я-концепция принципиально не отличается от других репрезентаций в памяти, она, тем не менее, может обеспечивать лучшее запоминание за счёт более сложной организации(подумайте, что сложнее: выучить большой текст со сложной терминологией из учебника, или выучить этот же текст, но с пониманием контекста всех терминов, которые в нём используются). Подтверждение этому было обнаружено Кляйном: оказалось, что люди образуют более сложную организацию понятий при их заучивании, если требуется сопоставлять эти понятия(в данном случае - личностные черты), с собой, в особенности, в этом случае характерна кластеризация понятий на основании соотносимости с Я-концепцией, то есть разделение черты на описывающие и не описывающие Я(выводы о кластеризации понятий делались на основании порядка воспроизведения слов при проверке), более того, оказалось, что при статистическом контроле кластеризации воспоминаний, преимущество относящийся к себе информации оказывалось незначительно, что было дополнительным доказательством тому, что именно организация Я-концепции обеспечивает это преимущество.

Как работает Я-концепция

Итак, Я непосредственно вовлечено в процесс обработки информации, но как именно формируется Я, и как оно влияет на наши мысли и действия? Для ответа на этот вопрос следует ввести понятие доступность. Вам наверняка случалось обсуждать некую тему, и вспоминать о какой-то концепции, персоналии, вещи и т. д., которую было бы уместно упомянуть, но - вот дьявол! - вы совсем забыли это слово. Этот эффект называется "на кончике языка". Или, предположим, вам объясняют некоторую идею, и вам кажется, что вы что-то подобное уже слышали, и вся эта информация вам не совсем в новинку, хотя вы решительно ничего не можете об этом рассказать. Эти ситуации отличаются от воспоминаний, которые мы представляем ясно и отчётливо, своей доступностью. Доступность воспоминаний становится выше, если часто его повторять, прокручивать в голове - такие наиболее доступные абстракции в конечном счёте становятся хронически доступными, иными словами, вы начинаете что-то знать как дважды два.

Возвращаясь к Я: как уже было сказано, Я-концепция позволяет усиливать некоторые воспоминания, касающиеся Я, в конце концов эти воспоминания могут стать хронически доступными. Тогда они сами становятся частью Я-концепции, то есть тем, ассоциация с чем усиливает запоминаемость определённых предметов. Эти мысли являются Я-схемами, именно они - кирпичики, из которых складывается наша саморепрезентация. Теперь она может регулировать восприятие(то есть интерпретацию) опыта и избирательно активировать различные идеи, которые, в свою очередь, могут сами превратиться в Я-схемы.

Исследования обнаружили, что при интерпретации личностных черт окружающих, испытуемые ожидают постоянства в их поведении, поэтому возникает так называемый эффект первичности во впечатлении, иными словами, запоминающееся первое впечатление. Поэтому в отсутствие постоянства в поведении испытуемые имеют меньшую склонность формировать какое-то положительное или отрицательное впечатление о человеке. На основании постоянных паттернов поведения могут формироваться более абстрактные диспозиции, называемые чертами, которые создают общее представление о возможном поведении в широком спектре ситуаций. Подобным образом формируется и самовосприятие - наши паттерны поведения абстрагируются в черты.

МакКонелл, Риделл и Лейболд просили участников своих экспериментов описывать изображения чернильных пятен, на основании чего давали им фиктивные отзывы об их личности. Оказалось, та часть испытуемых, которым обратная связь об экстраверсии представлялась в начале, то есть на первых десяти стимулах, в дальнейшем демонстрировала более согласующиеся с экстраверсивной личностью ответы. Это означает, что хотя некоторые Я-схемы достаточно устойчивы, постоянно происходит реформирование и формирование новых Я-схем, и Я-концепцию в целом стоит рассматривать как динамическую структуру категорий.

Я-сущее и Я-желаемое

О концепции идеал-Я говорили ещё психоаналитики, с их точки зрения, в общем случае, идеал-Я первоначально это некий внутренний образ, возникающий из идентификации с идеализированным образом родителей(который, в будущем, может сосуществовать с реальным образом родителей), позволяющий получить награду и избегать наказания от них. Впервые концепция Я-идеального, как механизма формирования и достижения целей, обусловленного социальным подкреплением, сформулировал Карл Роджерс, образование этого механизма он также как и психоаналитики связывал с ранним школьным возрастом, когда родители начинают предъявлять высокие требования к ребёнку. С точки зрения современных исследователей этого вопроса, мотивация возникает благодаря несоответствию между Я-реальным и Я-идеальным и испытываемым по этому поводу неудовольствием.

Карл Рэнсон Роджерс(1902-1987)

Согласно Карверу и Шейверу, саморегуляция осуществляется за счёт кибернетической петли обратной связи. С их точки зрения, петля создаёт неудовольствие собственным референтным Я, и продуцирует мотивацию для достижения целей и сокращение разрыва между этими двумя субстанциями. Однако, иногда целенаправленное поведение принимает форму избегания нежелательного состояния. Кибернетическая модель предполагает, что в этом случае работает обратный механизм - увеличивающая разрыв петля обратной связи.

Множественное Я

Хотя существует много моделей Я - вот уж где нет дефицита в оригинальных идеях - почти все они до недавнего времени оставались сугубо теоретическими. Довольно популярно представление о масках, которые человек то и дело надевает, чтобы соответствовать изменчивым требованиям общества. Но как организованы эти маски?

Типичным тестом на "сложность" личности является следующим: испытуемым предлагается список личностных черт и характеристик, и предлагается распределить эти характеристики по наиболее важным аспектам в их жизни, при этом, каждую характеристику можно использовать столько раз, сколько угодно. Чем больше таких групп, тем сложнее организована Я-концепция, кроме того, сложность также увеличивается, если число уникальных характеристик для каждого аспекта велико. МакКоннелл указал на два эффекта, связанные с разделением на сложные и простые Я-концепции:

1)Эффект переливания через край. Люди, имеющие более простую Я-концепцию, более остро переживают все эмоции, связанные с их идентификационными характеристиками. Например, человек, который воспринимает себя профессионалом сильнее расстроится от карьерных неудач, если обладает просто организованной Я-концепцией, чем человек, с более сложной Я-концепцией, поскольку последний всегда может переключиться на своё альтер-эго, где его профессионализм не будет играть решительно никакой роли, и, при этом, он будет чувствовать себя комфортно в этом статусе.

2)Эффект смягчения стресса. Состоит в том, что люди со сложноорганизованными структурами Я испытывают меньший стресс, благодаря упомянутому переключению между ипостасями самих себя.

Не стоит подвергаться соблазну отождествлять сложность с большей адаптивностью личностной организации. Хотя первый эффект получил надёжные подтверждения, второй оказался нереплицируемым, и его подвергли сомнению. Более того, оказалось, что люди с простой организацией значительно легче мотивируемы: поскольку они сильнее переживают эмоции, касающиеся себя самих, они прикладывают больше усилий, чтобы свои ключевые недостатки скомпенсировать.

В 2011 году МакКоннелл сформулировал модель "Структуры множественных Я-аспектов" (Multiple Self-aspects Framework, далее сокр. - MSF). Представим себе Анну, которая утром покидает свою семью и любящего мужа, приходит на работу, где она из "примерной семьянинки" становится CEO компании, здесь она становится менее заботливой и более креативной:

Насколько глубоки будут её переживания, если она заключит удачный контракт? А если провалит сделку? Согласно нашим прошлым концепциям и MSF, в обоих случаях это не станет для неё ни особенным поводом для радости, ни сильным стрессом. Но что если если её мужу случиться упрекнуть её, допустим, в лицемерии? С точки зрения наших предыдущих концепций, как обладательница сложноорганизованной Я-концепции, Анна и здесь не должна испытать сильных переживаний. Однако МакКоннелл указывает, что честность является определяющей характеристикой для трёх её Я-аспектов из пяти, и в самом деле, эти качества оказываются более витальными.

Вернёмся к обсуждению конструктов, которые могут оказаться активированы в памяти настолько часто, что фактически становятся постоянно включенными, и, как следствие, формируют самовосприятие и восприятие окружающих. Судя по всему для Анны наиболее хронической чертой будет честность, так как она затрагивает наибольшее число её Я-аспектов. Прежние работы предполагали, что честность, в этом случае, будет всегда доступна, постоянно регулируя поведение Анны и восприятие. Однако, согласно MSF, только атрибуции, ассоциированные с активированными Я-аспектами должны осуществлять подобную регулировку.

Индивидуум в группе

Многие исследования показывают, что часто впечатления о себе и о близких людях оказываются размытыми, вспомните, хотя бы, Бауэра и Гиллигана, где надо было запоминать информацию о себе и других. Браун, Янг и и МакКоннелл показали, что, как правило, чем ближе люди друг к другу, тем более схожи структуры их саморепрезентации и репрезентации их близких, такой феномен был назван "структурным выравниванием". Его связывают, в частности, с поведенческой мимикрией, которая может возникать при продолжительном или не очень общении, и выражаться в более или менее бессознательном заимствовании определённых паттернов поведения. Было продемонстрировано отзеркаливание других, в частности, в таких аспектах, как поза тела и акцент. Исследования показали, что это сигнализирует о взаимной близости субъектов. Согласно MSF, идентификация со значимыми другими должна возникать в рамках конкретных Я-аспектов и не влиять на Я-аспекты, не связанные с этими другими, например, Анна не будет мимикрировать поведение мужа на работе, где активируется несвязанный с семейной жизнью Я-аспект.

Не только интеграция с окружающими, но и интеграция с целыми социальными группами и включение их в себя может приводить к формированию устойчивых характеристик поведения. Так возникает устойчивая идентичность - для Анны настолько важна идентичность техаски, что под это у неё существует отдельный Я-аспект. Этот Я-аспект не только влияет на её черты, восприятие собственного характерного поведения, но также и на восприятие окружающих. Доказано, что восприятие индивидуальных различий внутри группы значительно легче, чем вне группы. Смит обнаружил, что испытуемые значительно легче судили о чертах других членов группы, если эти черты также были применимы к самим испытуемым.

Стереотипы

Иногда идентичность может иметь негативное влияние. Исследования демонстрируют, что стигматизированные группы часто демонстрируют неоптимальное поведение в тех сферах, в которых существуют стереотипы.

Принято считать, что женщины хуже справляются с математикой, чем мужчины. Это стереотип. Как мы уже знаем, Я может содержать множество Я-аспектов, и оказывается, что активация тех из них, которые не стигматизированы, может привести к увеличению результативности, что было изучено на исследованиях с праймингом, например, когда девушкам предлагали написать эссе о своей студенческой жизни перед решением математических задач.

Подобным образом, работа Шин, Питтински и Эмбади с азиатками показала, что активация у испытуемых расовой идентичности позволяет достигать им лучших эффектов в решении математических задач, чем активация гендерной идентичности, поскольку азиаты известны своими высокими успехами в математике.

Другим известным эффектом, описанным в связи со стереотипами, является дизидентификация. Её возникновение связано с механизмами мотивации. В исcледовании Стила такой эффект наблюдался у афроамериканских студентов, которые, сталкиваясь со стигматизацией, просто исключали идентификацию Я-студент из своей Я-концепции. Устранение некоторых Я-аспектов происходит в ходе разрешения когнитивного диссонанса: феномена, связанного с возникновением противоречивых идей у человека, существование которых доставляет ему дискомфорт до тех пор, пока диссонанс не разрешён. Организация Я-концепции предопределяет то, насколько легко тот или иной Я-аспект может подвергнуться дизидентификации. При этом, более простая организация приводит к более острому переживанию стереотипизации и к большему риску дизидентификации.

Источники

Данная статья является адаптированным переводом следующей статьи: Allen R. MacConnell, Christina M. Brown & Tonya M. Shoda - "The Social Cognition of the self". The Oxford handbook of social cognition (pp. 497-517). Oxford, UK: Oxford University Press.

  1. Иоганн Готлиб Фихте - Основа общего наукоучения.
  2. Уильям Джеймс - Принципы психологии.
  3. Rogers, T. B., Kuiper, N. A., & Kirker, W. S. (1977). Self-reference and the encoding of personal information . Journal of Personality and Social Psychology , 35 , 677–688.
  4. Markus, H. R. (1977). Self-schemata and processing information about the self . Journal of Personality and Social Psychology , 35 , 63–78.
  5. Bower, G. H., & Gilligan, S. G. (1979). Remembering information related to one’s self. Journal of Research in Personality 13 , 420–432.
  6. Klein, S. B., & Kihlstrom, J. F. (1986). Elaboration, organization, and the self-reference eff ect in memory . Journal of Experimental Psychology: General , 115 , 26–38.
  7. McConnell, A. R., Rydell, R. J., & Leibold, J. M. (2002). Expectations of consistency about the self: Consequences for self-concept formation . Journal of Experimental Social Psychology , 38 , 569–585.
  8. Carver, C. S., & Scheier, M. F. (1998). Attention and self-regulation: A control-theory approach to human behavior. New York : Springer-Verlag.
  9. McConnell, A. R. (2011). The Multiple Self-aspects Framework: Self-concept representation and its implications . Personality and Social Psychology Review , 15 , 3–27.
  10. Brown, C. M., Young, S. G., & McConnell, A. R. (2009). Seeing close others as we see ourselves: One’s own self-complexity is refl ected in perceptions of meaningful others . Journal of Experimental Social Psychology , 45 , 515–523.
  11. Smith, E. R., & Henry, S. (1996). An in-group becomes part of the self: Response time evidence . Personality and Social Psychology Bulletin , 22 , 635–642.
  12. Shih, M., Pittinsky, T. L., & Ambady, N. (1999). Stereotype susceptibility: Identity salience and shifts in quantitative performance . Psychological Science, 10 , 80–83.
  13. Steele, C. M. (1997). A threat in the air: How stereotypes shape intellectual identity and performance . American Psychologist , 52 , 613–629 .