May 20, 2019

Present Perfect Continuous. Настоящее совершенно-длительное время

Продолжаем разбор наиболее непростых к освоению времен английского языка. С одной стороны - оно простое, с другой - у него непростая логика. Обычно эту группу времен (perfect continuous) изучают на высоких уровнях английского.

Блин, заговорил, как магистр ролевой игры :) однако, тем не менее это правда, изучают на высоких уровнях.


Правила использования времени

Это время используется, когда мы говорим о каком-то событии, которое началось в прошлом и продолжается в настоящем, или длилось некоторое время в прошлом до настоящего момента. Вот тут и начинаются первые сложности, потому что без контекста выбрать первый или второй вариант - мягко говоря - сложно.

Предлагаю взглянуть на оба случаю ближе:

1.Действие продолжается в настоящий момент:

Действие началось в какой-то момент в прошлом, длилось определенное время в прошлом и продолжает осуществляться на данный момент в настоящем.

Я начал бродить (по лесу) два часа назад, и на момент запроса или предоставления информации все еще брожу (по лесу)

пример:
Он учится в этой школе 8 лет.
- То есть он начал учится в этой школе восемь лет назад и до сих пор продолжает в ней учится

еще пример:
Она стоим в пробке три часа.
- Мы попали в пробку три часа назад и все еще продолжаем в ней находиться.

а вот из более актуального:
Я смотрю "Игру престолов" 8 лет.
- В далеком 2011 я начал этот процесс и продолжаю на данный момет, с нетерпением ожидая финала.

2. А теперь посмотрим на пример когда действия длилось определенное время в прошлом и закончилось где-то там же ( в прошлом):

Действие было совершенно, длилось определенный промежуток времени в прошлом, и на сейчас принесло КОНКРЕТНЫЙ результат.

Я начал бродить два часа назад (по лесу), через два часа закончил. На вопрос, например, где я был, отвечаю, что я тут бродил два часа и сейчас уже закончил это делать и не было повода меня искать.

Немного более пример для закрепления и понимания контекста при котором используем время perfect continuous.

пример:
Дождь шел всю ночь.
- То есть дождь пролил всю ночь, а на утро у нас есть результат - лужи и мокрые дороги.

Еще один:
Я писал эту статью все прошлую неделю.
- Ну вот так получилось, что каждый день, понемного добавлял информации и на выходе через неделю у меня получился результат - готовая статья по очередному времени.

Ну и совсем актуальное:
Весь прошлый год я ожидал заключительный сезон "Игры престолов".
- Ну вот и дождался. Получил свой ожидаемый результат. Уже даже третью серию посмотрел :) 

Отличие времени Present Perfect Continuous от других времен

Для более четкого определения основных различий, предлагаю рассмотреть чем же время Present Perfect Continuous отличается от Present Perfect, Present Continuous и Past Continuous.


C Present Perfect, все более или менее понятно, тем более, что мы его разбирали тут. На всякий случай небольшая "сноска" памяти, Present Perfect используется, когда говорим о действии произошедшем в прошлом, с результатом имеющим отношение к настоящему.

Примерно так:

I have fixed the car.
Я починил машину.
То есть в этом предложении я делаю акцент, на то, что у меня есть результат, а именно работающая машинка. При этом мне, абсолютно, не важно, сколько я ее чинил, важно то, что она починена.

А теперь немного другая конструкция, Present Perfect Continuous.

I have been fixing car for 2 hours
Я чинил машину 2 часа
Обращаем внимание, что мало того, что я указал при переводе на русский результат - работающая машина, а еще сделал акцент на времени - ремонт машины у меня занял 2 часа.

То есть в данном случае, мы говорим не только о результате, но и о том сколько времени мне потребовалось, чтобы достичь этого результата.


Сравним с Present Continuous. Только сначала напомним, когда мы используем это время. Present Continuous, переводится, как настоящее продолженное время. Используется, когда говорим, о действии, которое еще не завершено. То есть процесс действия еще не завершен и оно продолжается.

Например:

I am writing an article
Я пишу статью
На данный КОНКРЕТНЫЙ момент я пишу статью. Печатаю буквы в редакторе. Действие продолжается, процесс идет.

А вот другой вариант

I have been writing an article since last week.
Я пишу статью с прошлой недели.
И это тоже правда. Я пишу эту статью с прошлой недели, и до сих процесс не завершился, хотя начался достаточно давно. И все еще ПРОДОЛЖАЕТСЯ.

Ну и напоследок сравним с Past Continuous. Это время переводиться как Прошедшее продолженное. И говорит оно нам о процессе, который занимал какое-то время в прошлом. То есть, событие произошло в прошлом и никакого отношения к настоящему не имеет. Просто процесс в прошлом.

She was cooking dinner all evening.
Она готовила ужин весь вечер
ВАЖНО. Процесс из примера выше НИКАК не связан с настоящим. Именно поэтому он написан в Past Continuous

Ну а теперь посмотрим как изменится смысл предложения, если применить конструкцию Perfect Continuous.

She has been cooking dinner all evening.
Она готовила ужин весь вечер.

Обратите внимание, что перевод на русском не изменился, однако тут дело в контексте.

Она готовила уже весь вечер и поэтому у нас есть РЕЗУЛЬТАТ этого действия, еда на столе.

А теперь, в качестве закрепления - посмотрим на таблицу сравнения времен:

Ну а теперь немного о правилах. Как же это "чудо" строить?

Правила построения предложений в Present Perfect Continuous

Настоящее совершенное длительное время образуется при помощи вспомогательного глагола Have/has, глагола to be с третье своей форме, то есть been и глагола самого действия с ing'ым окончанием.

Схематично выглядит так:

Действующее лицо + have/has + been + действие с -ing окончаничем

На всякий случай, напоминаю: has используется с he/she/it, во всех остальных случаях используется have.

Например:

I have been waiting for you for two hours.
Я жду тебя два часа.

He has been fixing car since morning.
Он чинит машину с утра.
В случае с Perfect Continuous есть явные индикаторы при котором следует использовать данное время

for - в течении

for an hour/week/a month/a year/a long time
в течении часа/недели/месяца/года/долгого времени

since - c

since morning/yesterday/8 o'clock/1993
с утра/вчерашнего дня/8 часов/1993 года

А еще есть несколько выражений, который используются в этом времени:

  • all my life - всю мою жизнь
  • all this day/week/year - весь день/неделю/год
  • these two/four/day/week/month - эти два/четыре/дня/недели/месяца

Примеры:

He has been reading since morning
Он читает с утра

They have been living here for all there lives
Они живут здесь всю свою жизнь.

Есть, однако, небольшой нюанс. Это время можно использовать в отношении глаголов действия. Например гулять, то есть я начал процесс хождения по улице и какое-то конкретное время продолжал его. Но есть еще глаголы исключения, однажды осуществив действие которого нельзя его продолжить и остановить. Например знать (to know) или понимать (to understand) ну или слышать (to hear). Нельзя перестать знать или что то понимать и перестать слышать (хотя тут важен контекст). Разберем немного подробнее ниже.

И так, глаголы исключения:

Глаголы, выражающие чувства

hear - слышать
smell - чувствовать запах
feel - чувствовать
и тд.

Глаголы, выражающие умственное состояние

know - знать
understand - понимать
forget - забыть
и тд.

Глаголы, связанные с желаниями и эмоциями

love - любить
want - желать
like - нравиться
и тд.

Глаголы, выражающие владение чем-либо

have - иметь
possess - обладать
и тд.

Если "присмотреться" до глаголов внимательно, то можно заметить, что это глаголы не могут быть процессом. А следовательно не возможно с ними делать какое-то продолженное действие. В случае с ними используем Present Perfect.

НЕПРАВИЛЬНО

I have been knowing him for a month
Я знаю его месяц

ПРАВИЛЬНО

I have known him for a month
Я знаю его месяц

Правило построения отрицательных предложений в Present Perfect Continuous

Отрицание строится просто - после вспомогательного глагола добавляем частицу not

Схематично выглядит так:

Действующее лицо + have/has + not + been + действие с -ing окончаничем

Например:

I have not been training for two days
Я не тренировался два дня

She has not been here since last week
Ее тут не было с прошлой недели

Правило образования вопросов с Present Perfect Continuous

Как и в случае с Present Perfect для того, чтобы образовать вопрос, необходимо вынести have/has в начало предложения.

Схематично выглядит так:

have/has + Действующее лицо + been + действие с -ing окончаничем

Например:

Have you been cooking?
Ты готовила?

Has he been running?
Он бегал?
Важно помнить, что действия должны быть связаны с настоящим. Если задается вопрос во времени Present Perfect Continuous, то это значит что-то указывает на действие о котором мы спрашиваем в настоящем.

С теорией все понятно. Удачной практики. Попробуйте построить самостоятельно 3-4 предложения с использованием этого времени.

Дальше будет интересней.