November 12, 2021

Роджер Олсон. Ответ на вопрос: Может ли существовать церковь без доктрин?

Этот вопрос (Может ли существовать церковь без доктрин?) меня очень интересует. На протяжении многих лет мне задавали его в разных вариантах. Фактически, я дважды был членом церквей, которые утверждали, что у них нет никаких доктрин, кроме "Библии" - что, как я понял, означает все, что написано в Библии. Обе церкви категорически отвергали попытки составить хотя бы минимальное изложение веры для ознакомления потенциальных членов и других людей - даже когда те настойчиво просили об этом.

Так что да, я знаю церкви, которые утверждают, что у них нет доктрин, только Библия. В некоторых случаях такие церкви чрезвычайно консервативны в доктринальном отношении, исключая всех, кто не верит в то, во что верят они. Я знал людей, которые были исключены из таких церквей за несогласие с неявными доктринами церкви, хотя у церкви не было письменного заявления о доктринах.

И я знал людей, которых принимали церкви, не имеющие доктринального заявления, но утверждающие, что верят и учат "только Библии", которые были явными еретиками - отрицающими божественность Христа, Троицу и т.д.

О, что же нам делать? Что делать?

Мой первый ответ на этот вопрос заключается в том, что не существует церквей, которые просуществовали бы очень долго, не имея определенных доктрин - написанных или предполагаемых. Некоторые деноминации утверждают, что у них нет никаких доктрин, кроме тех, о которых говорится в Библии. Вот один из примеров. Одна из крупнейших групп церквей в США (с общинами по всему миру) имеет девиз "Где Библия говорит, мы говорим; где Библия молчит, мы молчим". Правда? Извините, я в это не верю. Конечно, у них есть доктрины - разделяемые убеждения, которые весьма сомнительны по отношению к тому, чему учит Библия. Например, они отвергают музыкальные инструменты в поклонении. Где в Библии сказано, что музыкальные инструменты не должны использоваться в поклонении? О, Новый Завет не упоминает музыкальные инструменты в поклонении, поэтому "молчит". Но они не молчат. Они делают доктриной отказ от музыкальных инструментов в поклонении.

Я мог бы найти и описать множество подобных примеров групп, которые утверждают, что не имеют доктрин (часто "помимо Библии"), но на самом деле имеют их на практике.

Тем, кто говорит, что могут существовать церкви без доктрин, я говорю: это чепуха. Я уверен, что если бы я мог достаточно глубоко изучить сайты этих церквей, их публикации и посещать их достаточно долго, я бы смог определить их доктрины. Они проявляются, когда кто-то учит чему-то не тому, что нужно, что противоречит взглядам лидеров, взглядам основателей группы или чему-то еще.

Я считаю, что лучше записать свои доктрины, чем оставить их ненаписанными, чтобы посетители и потенциальные члены могли догадываться о них.

Церковь может начать с "отсутствия доктрин", но со временем они появятся. Они станут пограничными маркерами на практике.

Однажды я разговаривал с унитарианским богословом (он преподавал в унитарианской семинарии), и он настаивал на том, что в унитарианской церкви рады всем, и у них нет доктрин. Я спросил его, будет ли он/они приветствовать в своей среде приверженца превосходства белой расы. Абсолютно нет, ответил он. Тогда я спросил: "Разве у вас нет доктрины расового равенства? Да. "Но мы не делаем ее авторитетной доктриной". Я покинул этот разговор в недоумении от его замешательства. Конечно, это доктрина.

Многое из этого связано со значением слова "доктрина". Я подозреваю, что когда многие люди спрашивают, может ли быть церковь без доктрин, они имеют в виду определенные доктрины, с которыми они знакомы, а не все верования. У каждой церкви есть определенные убеждения - даже если они допускают разнообразие и даже разногласия по поводу некоторых доктрин. Например, церковь может отказаться от придания Троице статуса формальной, письменной, авторитетной доктрины. Но у нее будут некоторые авторитетные убеждения.

Однажды я пригласил пастора "либеральной баптистской церкви" (так они ее рекламировали) выступить перед моим классом. Класс спросил его, есть ли у церкви какие-либо доктрины, и он ответил, что нет. Один проницательный студент спросил, что требуется для членства в церкви, и пастор попал в ловушку. Он ответил: "Крещение верующих погружением". Студент спросил, почему и не является ли это доктриной. Пастор сослался на ярлык "баптист" и историю церкви и настаивал, что это практика, а не доктрина. Но любой может увидеть, что в этой практике заложена доктрина.

Я спросил либерального баптистского служителя (который несколько раз выступал на моих занятиях), что бы он сделал, если бы настоящий, истинный баптист-фундаменталист захотел присоединиться к церкви. Он сказал, что помог бы этому человеку найти более подходящую церковь. Ага.

Я гарантирую вам, что в каждой церкви, которая существует год или больше, есть доктрины, как бы они их ни называли. Они не являются необходимыми, но они неизбежны (заимствуя фразу Рейнгольда Нибура).

02/11/2021

https://www.patheos.com/blogs/rogereolson/2021/11/answering-a-question-can-there-be-a-church-without-doctrines/