November 1, 2018

Интервью с Николаем Антоновым, ex-Google Russia sales, руководителя российской ветви международной программы Startup Leadership Program, папы двух дочек.

Коля, у тебя две дочери: 5 месяцев и 2,8 лет. Расскажи, пожалуйста, отличается ли сейчас твой взгляд на родительство от того восприятия, когда появился первый ребенок?

Конечно, очень сильно. С первым ребенком я практически никак не вовлекался в рутинный уход, я работал на своей удобной уютной работе, уходил рано, приходил поздно, исполнял роль победоносного отца, который вечером целует ребенка, читает сказки - и все. Чувствовал себя прекрасным родителем, который, знаешь, отлично отработал :-) А со вторым ребенком все изменилось.

Почему?

У меня радикально изменилась жизненная ситуация. Вся первая половина этого года была безумно тяжелой по всем фронтам. Когда родилась Тоня (младшая дочка - прим.ред.), я взял на работе paternity leave на все лето, а после него решил покинуть Google, чтобы развивать свой стартап. В итоге я стал более доступен для родительства, и на меня в полной мере легла забота о старшей дочке.

То есть ты уходил с работы не для того, чтобы заниматься детьми, верно? Просто так совпало?

Уход с работы был связан, прежде всего, с желанием сменить корпоративную карьеру на предпринимательство. Это было вполне осознанным решением уйти именно с рождением второго ребенка, чтобы перед новым стартом все лето провести с семьей на даче. Не думать о прошлом и будущем, а просто находиться в настоящем моменте. “Лето - это маленькая жизнь”, - кажется, так говорят. В итоге за эти 4 месяца я познал родительство, как полноценную трудовую занятость, такую fulltime job.

А до этого ты не считал родительский и материнский труд работой?

Опыт и взгляд на рутину родительства Николая Антонова, ex-Google Russia sales, руководителя российской ветви международной программы Startup Leadership Program, папы двух дочек,  читайте в карусели.

А до этого ты не считал родительский и материнский труд работой?

Я не то чтобы не считал. Но во фразе “отпуск по уходу за ребенком” все равно больше слышалось слово “отпуск”, чем “уход”. Да, вначале всем будет тяжело из-за потери сна (и мне тоже!). Но после 6 месяцев, когда сон и быт более-менее наладился, пора бы уже перестать жаловаться, что ты не в ресурсе, и заняться уже чем-нибудь посложнее просмотра вебинаров про осознанное родительство. Плюс в офисе Google перед глазами всегда было много примеров успешного сочетания материнства и карьеры. Я не понимал всех “прелестей” материнства, пока сам с ними не столкнулся.

А летом, получается, столкнулся.

Да. Моя жена Оля полностью переключилась на новорожденную Тоню, а старшая Зоя оказалась на мне, все ее потребности удовлетворял в основном я. Заснуть, проснуть, одеть, покормить, погулять, поиграть - каждый день одна и та же программа. Все лето продолжалось в режиме, можно сказать, не вылезая с подводной лодки, потому что дача есть дача. Ты никуда с нее не денешься, это не та ситуация, когда ты можешь легко за 10 минут на такси катапультироваться в другую реальность. В городе можно спланировать время: вызвать няню, пойти в кафе с детской комнатой, сделать что-то такое, чтобы выкупить себя из этого рабства. На даче такой возможности нет. Поэтому, проведя все лето именно так, я теперь очень хорошо представляю, каких именно ресурсов это требует, какого терпения и навыков.

Самым сложным оказалось, что нет помощи извне? Грубо говоря, тебе приходится рассчитывать только на себя, при этом сам себе не принадлежишь, постоянно подстраиваешься под ребенка...

Знаешь, я ведь все это и раньше слышал, читал в статьях и книгах. От мужчин эта информация не изолирована. Мы читаем, со многим соглашаемся. Но рядовой отец вряд ли может оценить, что такое родительский труд в полном объеме. Понятно, что у него куча других неопределенностей, с которыми он сталкивается на работе, какие-то еще жизненные вызовы, конкуренция. Но самая отчаянная вещь, связанная с воспитанием маленьких детей, – это то, что эта рутина каждодневна. Ее нельзя переключить или выключить, в отличие от карьеры или даже собственного бизнеса. Например, ты выгорел на работе - увольняйся и ищи новую. Но из родительства уволиться ты не можешь. Вот именно меру этой несвободы, в которой находится женщина, я думаю, стандартный отец  не понимает.

Думаешь, каждому мужчине надо на себе испытать этот титанический труд, чтобы понять, через что проходит его жена каждый день?

Не надо питать иллюзий, что любого отца удастся в эту роль поставить. Далеко не любого. Я туда сам добровольно пошел в силу семейных обстоятельств. Некоторые мужчины даже близко не будут себя туда подпускать. Многие готовы выполнять отдельные поручения, но держать в голове всю “картинку” и планировать свою жизнь и логистику исходя из детского режима - это увольте. Как ни крути, но в голове мужчины программа родителя чаще всего работает на периферии и по остаточному принципу, а у женщины это всегда приоритет и программа по умолчанию. По этой причине мужчинам сложнее удерживать присутствие и вовлеченность в совместной деятельности с детьми 1-3 лет. Мужчина привык решать конкретные задачи, а не быть в бесконечном процессе и следовать за потребностями маленького человека. Смириться с мыслью, что не ты, а ребенок выбирает, когда и сколько им надо заниматься, мужчине реально тяжело. Чтобы получилось, придется пройти приличное количество суточных “марафонов”, а не только победоносных “спринтов” от ванны до кроватки или от дома до детского садика.

А как сейчас устроен твой день? Ты до сих пор фултайм папа?

В октябре мы взяли няню, просто потому что мне нужно заниматься бизнесом. Но это не значит, что я отпустил свою роль активного родителя. Я веду утром старшую дочку в ГКП, лечу по своим делам, ее забирают в обед или жена, или няня, или кто-то из бабушек, и по плану где-то к 7 вечера должен появиться дома я. Не хочу уходить в режим папы-праздника. Как минимум, потому что это не дисциплинирует. Чтобы эффективно распоряжаться своим временем, ты должен постоянно ощущать его дефицит, а родительство этому прекрасно учит.

Представь, что у тебя была бы возможность переиграть это лето, провести его в любом уголке земного шара с любым количеством помощников.

Я бы не стал ничего переигрывать. Конечно, я не до конца понимал, на что решаюсь. Местами было очень трудно проживать этот день сурка на репите, забивая на свои потребности. Обнаружилось большое количество собственных проблем и недоделок в тайм менеджменте дневного сна и тактических переговоров вокруг каши без изюма и колгот нелюбимого цвета. В какой-то момент я, наконец, понял, как управлять вниманием своенравной двухлетки, чтобы добиваться своего, и жить стало веселее. Так что ничего бы не поменял. Это бесценный опыт, который пригодится и вне родительства.