March 28, 2022

Майор Расти Брэдли. Львы Кандагара.12

Глава 12 «СТРЕЛЯЙ ПО КУСТАМ, ПАПАЧКА!»

Если люди будут вести войну, рабски подчиняясь правилам, они потерпят поражение.

-УЛИСС С. ГРАНТ

Мой день начался с того, что меня дернули за ногу. Это был Джуд, будивший меня на смену караула. Я редко видел его в пути во время его вождения грузовика Джареда. Было приятно, что он снова в строю.

"Ничего не происходит, капитан", - сказал он.

"Мне нужно выпить сегодня чашку кофе, а то я что-нибудь сломаю", - сказал я.

Он пожал плечами и протянул мне очки ночного видения. Не успел я выбраться из грузовика, как он уже забрался в свой спальный мешок, чтобы поспать несколько часов. Я открыл дверь и достал из металлической коробки пакет с молотым кофе и фильтры.

Было чуть больше четырех утра, солнце находилось за горизонтом. Пока варился кофе, я подошел проверить ANA. Таз сидел, подогнув под себя ноги, на груди у него был пристегнут американский подсумок для магазинов АК-47, который я купил ему во время последней командировки, а у уха - маленькая радиостанция. Он показал мне большой палец вверх и усмехнулся.

"Dodee wharlee, Туран?" - спросил он. Ты хочешь есть, капитан?

"Walee na zma, malgaree", - сказал я. Почему бы и нет, мой друг.

Из спального мешка позади меня раздался кашель и рычание.

"Русти". Шинша сунул сигарету в рот, прежде чем подняться. Он шлепнул меня по ноге, чуть не выбив ее из-под меня.

"Сахар пакаир, командан", - сказал я на пушту. Доброе утро, командир.

Мы все еще могли видеть огоньки факелов, мерцающие внизу в долине, когда длинные вереницы гражданских продолжали бежать из Панджвайи. Таз и Шинша были явно встревожены беженцами и перспективой того, что их страна снова будет разорвана на части.

Операция "Медуза" должна была начаться всего через несколько часов, и разговор вскоре перешел на наступление канадцев. Шинша был уверен, что знает, чем закончится битва.

"Это то же самое, что и с русскими", - сказал он. "Они атакуют, а талибы создают оборону и уничтожают атакующих, пока не станут слишком слабы, чтобы продолжать".

"На этот раз, однако, ты болеешь за атакующих", - поддразнил я его.

К тому времени, когда рассвет послал полосы яркого золотого света в глубокое синее небо над пустыней, я был почти сыт чаем с лепёшками. Надеюсь, сегодня будет лучше, чем вчера, подумал я.

Ночью канадское подразделение специального назначения проникло в Масум Гар, расположенный в пяти километрах к северу от нашей позиции, под носом у боевиков "Талибана". Утром мы впервые услышали их по радиостанции. Масум Гар был самым северным участком местности, с которого открывался великолепный вид на цели канадцев. Канадский план предусматривал несколько дней бомбардировок, частично осуществляемых канадской группой специальных операций, а затем наземную наступательную операцию через реку Аргандаб.

Первый светло серый A-10 пронесся высоко над пустыней с работающими двигателями. Он поднялся прямо вверх на несколько тысяч футов, сильно наклонился влево, выровнял крылья, а затем спикировал, как стрела, изрыгая огонь. Как хищные птицы, бомбардировщик за бомбардировщиком налетали на позиции талибов.

Я стоял на капоте "Бабы Оли" и наблюдал за воздушной атакой в бинокль, адреналин зашкаливал. Я чувствовал себя спартанским капитаном, наблюдающим, как персидский флот разбивается о греческое побережье.

"А-а-а-а", - проревел я, поднимая Брайана из его спального мешка с пистолетом в руке.

"Где, где, где?" - кричал он.

"Успокойся. Канадцы крушат орехи за рекой", - сказал я, ухмыляясь.

Бомбардировка была "ослаблением" или нанесением ударов по целям в долине, направленных на уничтожение вражеских коммуникаций, командных пунктов, оборонительных сооружений и пунктов материально-технического снабжения. Я никогда не видел такого количества огневой мощи с обеих сторон за все мои командировки в Афганистан. Потоки зенитного огня устремлялись в небо, пытаясь поразить истребители. Волна пуль, вылетающих из долины, была такой же завораживающей, как и тот арсенал, который летел в долину. Это было не сборище деревенщины. Это были крутые бойцы.

Затем пришло сообщение, что генерал где-то в цепочке командования перешел в атаку, не проведя рекогносцировку, то есть разведку цели. Вместо того чтобы следовать плану, этот генерал получил "разведданные" о том, что талибы прорываются, и изменил планы, перейдя в атаку раньше времени. Никогда нельзя проводить целенаправленную атаку, не проведя разведку. Однако меня это не шокировало. Меня никогда не удивляло, что некоторые генералы, как бы далеко они ни находились, знают о поле боя больше, чем те, кто находится на нем.

Мы с Джаредом изучали карты и новые временные рамки. Брайан и Дэйв контролировали радиосвязь и передавали группе данные о позициях дружественных и вражеских сил, чтобы держать всех в курсе событий. Воздушная атака только началась, когда мы услышали необычный шум. Я посмотрел на Джареда.

"Что это, черт возьми, такое?" спросил я.

К югу от Масум Гара один из бойцов канадской разведывательной роты под командованием майора Энди Люссье указал на небо. Энди сразу же заметил это: четырехмоторный британский "Нимрод" горел и дымил густым черным дымом. Секунды спустя самолет исчез в огромном огненном шаре. Не дожидаясь приказов, Энди и его люди отправились к месту крушения. Канадцы знали негласный кодекс так же хорошо, как и мы. Энди не мог, не мог позволить талибам добраться туда первыми.

Взрыв прогремел в глубине земли. Мы почувствовали его на своей позиции, схватили оружие и вскарабкались на вершину небольшого хребта позади наших машин. "Господи, - пробормотал Дейв, смотря на огненные обломки вдалеке. Мы помолились за тех, кто был на борту, и за их семьи.

Пока мы наблюдали, по радиостанции сообщили то, что мы уже знали. "Всем подразделениям оперативной группы 31, это сетевой вызов. У нас сбит самолет коалиции. Самолет - британский "Нимрод". Кто-нибудь может его идентифицировать?"

Группа Энди с трудом пробиралась через кишлаки и оросительные арыки, пересекавшие район. Наконец, американский вертолет "Апач" вывел канадцев к ужасному месту крушения. Части самолета были разбросаны по выжженной земле, а самолет упал с такой силой, что восстановить его было практически невозможно. Все четырнадцать членов британского экипажа погибли.

Этой ночью на дежурстве я слушал передачу спутникового радио коалиции, чтобы скоротать время. Устроившись в турели, я прижал радио к уху, когда услышал передачу о лидерах талибов мулле Омаре и мулле Дадулле Ланге, командующем южным Афганистаном. Оба эти человека, согласно передаче, могли находиться в Панджвайи. Если они там, мы бы очень хотели быть причастными к их гибели. После смены я нашел Смитти, и следующие несколько часов мы провели, изучая наши достоверные разведданные и обоснованные предположения о том, с чем мы можем столкнуться в долине. Если там находятся высокопоставленные командиры "Талибана" и иностранные боевики, то сопротивление будет особенно жестким, настаивал Смитти.

На данный момент мы мало что могли сделать, кроме как оставаться на месте, в готовности поддержать канадцев.

На следующее утро наши радиостанции ожили. Началась основная наземная операция канадцев. В течение следующих нескольких часов, пока мы внимательно слушали, ситуация стремительно ухудшалась. Вскоре рота «Чарли» боролась за свою жизнь возле объекта "Регби".

"Регби" представлял собой небольшое белое здание школы в центре Панджваи. Множество оросительных арыков, рассекающих ряды деревьев и густые поля марихуаны, растения которой были выше человека, делали здание школы идеальным центром обороны талибов. Мы могли видеть бой с расстояния почти в милю. Бой был жестоким.

Рота «Чарли» Королевского канадского полка попала под ураганный огонь и понесла большие потери почти сразу после переправы через реку. Данные генерала Фрейзера о слабых, разбитых талибах оказались неверными. В считанные минуты несколько канадских машин были уничтожены, а четверо солдат погибли.

Мы следили за ходом боя по нашим картам с нашей блокирующей позиции. Концепция заключалась в том, чтобы держать врага зажатым в мясорубке. " Наблюдение за ходом боя" было единственным способом следить за происходящим и скоротать время. Это также позволяло нам быть в курсе того, что происходит на поле боя. На полпути мой переводчик Виктор подбежал ко мне, его глаза были полны слез. Он протянул свою радиостанцию, и я попытался осмыслить услышанное. Кричали солдаты Талибана. Стрельба, настолько сильная, что я догадался, что боец держит рацию у себя в руках. Он говорил, что боевики заставляют оставшихся мирных жителей, которые не успели убежать, выходить во дворы и на улицы под дулами автоматов в качестве щита от ударов с воздуха. Истребители кружили над ними, но не атаковали. Тупик.

Занятие блокирующих позиций (31 августа - 1 сентября 2006 года)

Засада в Спервангар (3 сентября 2006 года)

Будучи простыми зрителями, мы могли только смотреть и слушать, как наши товарищи борются за свою жизнь. После нескольких часов прослушивания панических радиопереговоров я взглянул на Панджвайи. Десятки столбов густого черного дыма поднимались в голубое небо: горели здания и канадские автомобили. От многочисленных взрывов сотрясалась земля. Каждый раз, когда бои разгорались, Смитти поднимал на меня свои большие кустистые брови, как бы говоря: "Я же тебе говорил". Ожесточенное сопротивление, которое он предсказывал ранее, происходило сейчас в реальном времени.

Медленно солнце опускалось за горы, и я думал о канадских солдатах, прижатых и закупоренных в своих машинах в адскую жару, окруженных десятками врагов, без прикрытия с воздуха.

Мы слушали, как канадская пехота снова двинулась вперед. На этот раз подразделение Энди должно было сымитировать атаку на севере, чтобы отвлечь огонь, а рота "Чарли" должна была переправиться через реку. Артиллерия и 25-мм орудия дали сигнал к наступлению. Талибы отвечали огнем из безоткатных орудий и пулеметов, и мы периодически слышали металлический стук РПГ по броне канадских грузовиков. Даже имея более современное вооружение, канадцы не продвигались вперед. Местность была таким же врагом, как и противник.

Затея Энди сорвалась, когда мы услышали по радиостанции, что A-10, вызванный для борьбы с вражескими позициями, по ошибке обстрелял канадские силы, убив одного солдата и ранив более сорока. Атака остановилась, пока канадские войска реорганизовывались и эвакуировали своих раненых.

Джаред, Шинша и я стояли над картой. Атаку нужно было срочно перестроить. " Это было не плохое решение - если, конечно, они не будут медлить", - сказал я Джареду.

Прошло еще несколько важных часов.

"Это плохо", - сказал я.

Джаред согласился. Шинша тяжело затягивался своей тысячной сигаретой, как будто это его подразделение участвовало в бою. "Если они будут медлить слишком долго, талибы займут позиции ближе к канадцам, гораздо ближе, чем раньше", - серьезно сказал он. "Использовать самолеты будет гораздо труднее. Бои станут очень, очень плохими".

Вся цель моей подготовки заключалась в том, чтобы научить нас всегда быть на два-три шага впереди и думать как повстанцы. Я достал свой блокнот и начал прорабатывать сценарии. Если бы я оказался в ловушке, что бы я делал? Куда бы я пошел? Как бы мы могли проникнуть туда и помочь?

И тут я увидел это. Спервангар. Это была не совсем гора - скорее высокий холм, окруженный кишлаками. Он не привлек нашего внимания во время планирования, но теперь, когда перед нами разворачивалось настоящее сражение, стало ясно, что не только эта возвышенность была ключевой, но, судя по их радиопереговорам, так считали и талибы. Я знал, что, оказавшись на вершине, мы сможем нанести чертовски мощные воздушные удары в поддержку канадских сил, продвигающихся на запад. Я тщательно подбирал слова, указывая Джареду на карту.

"Сэр, этот участок местности может стать ключом к успеху или провалу всей операции", - сказал я.

В течение следующих нескольких минут я изложил суть дела. Рота "Чарли" атаковала объект "Регби" и была отбита. Численность и силы противника были намного, намного больше, чем кто-либо ожидал, и они были всецело преданы борьбе. Канадцам пришлось остановиться, чтобы эвакуировать своих раненых, а их возможности по прикрытию с воздуха были ограничены.

Мы только что потеряли инициативу.

"Посмотрите, какую оборону они организовали против механизированной оперативной группы", - надавил я. "Это гораздо больше, чем кто-либо предполагал. Этот холм таит в себе слишком большой потенциал для обеих сторон, чтобы не завладеть им".

Я представил три варианта. Первый - разделить наши силы между блокирующими позициями и холмом. Второй - переместить наши силы на вершину Сперван Гхар и использовать преимущества возвышенности для контроля над всей южной частью долины. Последним вариантом было остаться на месте и не рисковать.

Постепенно Сперван Гхар стал навязчивой идеей. Чем больше я его обсуждал, тем больше убеждался в том, что мы должны его взять.

"Если враг возьмет этот холм и удержит его, канадские войска будут открыты для прямого наблюдения, и их фланг и тыл будут незащищенными, когда они будут продвигаться дальше на юг", - утверждал я. "В этом нет сомнений. Кто бы там ни консультировал талибов, он опытный, возможно, иностранец-пакистанец или, что еще хуже, чеченец".

Джаред еще раз изучил карту и согласился связаться с Болдуком и ознакомить его - при одном условии: " Ты можешь отправиться туда, если убедишь еще одну группу поехать с тобой", - сказал он.

Джаред направился к своему грузовику и достал спутниковый телефон. Через двадцать минут он дал мне большой палец вверх. Хорошо. Я отправился привлекать другую группу.

Сначала я обратился к Брюсу, решив, что ему потребуется больше всего времени, чтобы принять решение. Он был новичком и был склонен больше дискутировать, прежде чем обратиться к своей группе. Я понял. Никто не хотел приходить в свою группу с глупой идеей и выглядеть нелепо. Я изложил ему ту же идею, что и Джареду, и он согласился передать ее своим людям.

Второй моей целью был Ходж. Мы с ним думали одинаково, и не успел я пройти и половины пути, как он и сержант его группы, Джефф, были согласны. Я догадывался, что они готовы на все, лишь бы втянуть нас в бой.

"Ребята Ходжа согласились пойти", - заявил я, подойдя к Джареду.

"Что ж, я рад это слышать, потому что Болдюк считает, что это действительно хорошая идея в свете нынешних обстоятельств, и мы все идем", - сказал Джаред. "Он свяжется, как только передвижение будет одобрено ISAF. Срочно подготовьте мне план. Мы двинемся на Сперван, как только я получу сигнал".

Я взглянул на Ходжа; он посмотрел на меня и рассмеялся. "О, нет, брат. Это твоя идея, ты и планируй. Мы просто хотим убедиться, что ты останешься жив, чтобы заплатить за ящик пива, в который это тебе обойдется", - сказал он.

Билл подъехал на своем грузовике, его ехидная ухмылка давала понять, что он уже получил весточку от Дэйва или Брайана.

"Как дела, капитан?" - сказал он. "Вы знаете, что я не позволю вам разрабатывать план без меня".

"Это может быть немного подробным для тебя, Билл", - сказал я с серьезным лицом.

Билл знал тактику лучше, чем я. После того, как мы еще немного поприкалывались, мы провели следующие несколько часов, изучая карты, спутниковые снимки и проверочные таблицы. На спутниковых снимках Спервангар выглядел не слишком впечатляюще. Пепельно-серый курган высотой около шестидесяти футов выглядел как самая большая в мире куча грязи. Его окружала большая насыпь высотой около двадцати футов. На его вершине находился большой круглый кратер - возможно, заброшенное хранилище воды. От его основания до вершины шла дорога по спирали. П-образное здание у подножия холма выглядело довольно новым; еще одно, поменьше, находилось на небольшом расстоянии от него. На холм вели только две дороги: одна с юга, откуда мы приехали, и одна с севера. На аэрофотоснимке территория базы напоминала ложку, где холм и здания находились в чаше, а подступ к ним осуществлялся через ручку. Место было полностью окружено дувалами, виноградными хижинами и оградами.

План казался достаточно простым, и теперь в нем должны были участвовать все группы. Две группы должны были двинуться в чашу ложки, а одна - в качестве резервной у ручки. Моя группа будет ведущей, а Джаред - командиром наземных сил (GFC). Его грузовик будет следовать за мной, как командно-контрольный пункт, по мере того, как мы будем продвигаться вперед. Группа Брюса должна была следовать за нами в качестве основного элемента, продвигаясь к Сперван Гар, и маневрировать влево или вправо в зависимости от огня противника. Группа Ходжа должна была обеспечить огневую поддержку и усиление на входе в случае, если мы окажемся в ловушке внутри. Если бы ситуация вышла из-под контроля, Ходж вбил бы клин между врагом и нами, чтобы мы смогли выбраться. Афганцы Шинша разделились на свои взводы и были распределены между группами.

Когда начиналась атака, моя группа расчищала путь на высоту и располагалась на первом большом валу, прикрывая группу Брюса, пока они зачищали здания у основания холма. Группа Ходжа установит оборонительный периметр. Поднявшись на холм, мы должны были сровнять с землей позиции талибов, которые вели смертоносный огонь по канадской оперативной группе на другом берегу реки.

Мы ознакомили с планом другие группы и афганцев, проверили свое снаряжение и ждали окончательного одобрения Болдука. После более чем десяти дней работы в полевых условиях я наконец-то обнаружил, что мне нечего делать, и понял, что с момента прибытия я не разговаривал со своей семьей. Телефонный звонок домой успокоил бы мои нервы.

Черный спутниковый телефон нагрелся, когда я прижал его к уху. Далекие, царапающие мелодии звонка наконец прервал знакомый голос моей жены. После короткого приветствия и рассказа о семье она дала трубку моему ребенку.

"Папа, что ты делаешь?".

"О, просто преследую плохих парней", - сказал я.

"Будь осторожен. Папа, мне приснился сон. В моем сне плохие парни стреляли в тебя из кустов. Они хотели тебя ранить".

"Ну, что ты хочешь, чтобы я сделал, дорогая?" спросил я, вложив в свой голос всю силу поддержки и любви, на которую был способен.

"Стреляй по кустам, папа. Там они прячутся. Стреляй по кустам. Стреляй повсюду".