April 12, 2021

Таинственный путь к вере

Джеймс Сайр

Не стоит и говорить, что мы не можем привести человека к вере, благочестию, посвященности или рождению свыше. Разумное согласие — это еще не вера и не обращение. Оно может (и даже должно бы) приводить к вере. Но часто этого не происходит. Как пишет апостол Иаков, «даже бесы веруют», что Бог един, — но осознание этого вызывает у них ужас, а не веру. Они «трепещут» (Иак. 2:19).

Путь, ведущий к вере, таинствен. Иногда факты и логические доводы просто очевидны. Мы их видим. Возможно, даже соглашаемся с ними. Но отворачиваемся и ведем себя так, словно никогда их не знали. Иногда мы слышим аргументы и видим свидетельства, и еще до того, как картинка сложится полностью, что-то щелкает и включается. К нам приходит вера, и мы ведем себя соответственно. Причин для такой перемены множество, но в любой отдельно взятый момент мы можем не иметь о них никакого понятия. Почему к нам пришла любовь? Почему она ушла? Почему мы считали этого политика Божьим посланцем? Мы голосовали за него. Но когда и почему мы изменили свое к нему отношение? Почему в следующий раз мы голосовали за кого-то другого?

Клайв Льюис, вспоминая время, когда он уже верил в Бога, но все еще не был христианином, отмечает удивительную вещь: «Однажды, солнечным утром, я отправился в зоологический парк. Вначале я еще не думал, что Иисус Христос — сын Божий; когда мы добрались до места, я твердо это знал. Я не размышляя об этом по пути и не испытывал какого–то эмоционального потрясения; эмоции вообще имеют мало отношения к самым важным событиям нашей жизни. Это было больше похоже на то, как человек после долгого сна, все еще неподвижный в кровати, замечает, что он уже проснулся».

Рой Клаузер вспоминает нечто подобное: «Одна моя знакомая много лет была отъявленной атеисткой. Как-то раз она, к моему удивлению, заговорила о Боге. Когда я спросил, как она пришла к вере, женщина ответила: „Ничего особенного не произошло. Просто однажды утром я проснулась и поняла, что все — правда. Я не могу это объяснить“».

Усилия апологетов не играют вообще никакой роли в том, как человек приходит к вере. С точки зрения и апологета, и самого верующего, вера как бы возникает сама собой. Апологет, которому посчастливилось увидеть, как скептик становится на шаг ближе к вере после прочтения его книги, просмотра его выступления или беседы с ним, ни в коем случае не должен считать причиной чудесной перемены свою апологию. Радоваться вместе с ангелами — вполне достаточно.

...Время от времени после какого-нибудь апологетического выступления кто-нибудь говорит мне: «Вы привели множество причин, почему люди должны уверовать. Но я не слышал, чтобы Вы сказали хоть слово о Святом Духе. Какое место Святой Дух занимает в Вашей апологетике?» Я всегда отвечаю не очень понятной фразой: «Святой Дух в моей апологетике повсюду и одновременно нигде».

С одной стороны, если мое вступление не посвящено конкретно учению о Боге, я не упоминаю о Духе Святом прямо. И я не тешу себя фантазиями, что в какой-то определенный момент лекции могу взять кувшинчик Святого Духа и вылить его в чашу аудитории. Я никоим образом не могу передать Его силу своим доводам и слушателям. Святым Духом невозможно управлять. Даже пытаться это сделать — богохульство. Его действие мне неподконтрольно. Никогда.

С другой стороны, я искренне желаю, чтобы Святой Дух присутствовал в апологетике повсюду. Так оно и происходит. Он готовит тех, кого призывает к Себе задолго до того, как они услышать хоть слово из моих уст. Он действует во мне, когда я готовлюсь к выступлению и читаю лекцию. Он — тайный ингредиент любой апологетики. Именно Он просвещает людей и приводит их к вере. Именно Он живет в каждом верующем, укрепляя его в вере и побуждая его к духовному росту от рождения свыше до вечности.

Конечно, молиться до, во время и после выступления всегда уместно. Однако не существует никакого особого «богодухновенного способа» подготовки, нет никаких «богодухновенных приемов», с помощью которых можно сделать свое выступление лучше. Святой Дух одновременно нигде (Его нельзя использовать) и везде (Он всегда действует по собственной воле).

— James W. Sire. A Little Primer on Humble Apologetics (IVP Books, 2006)