April 8, 2019

Духовные размышления на Великий пост: Пятый вторник Великого поста

Иисус отвечал: во Мне беса нет; но Я чту Отца Моего, а вы бесчестите Меня... Если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его. Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался. На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, — и Ты видел Авраама? Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» (Иоанна 8:49, 55-58).

Иисуса Христа прилюдно обвинили в том, что Он одержим бесом. Публично содеянный грех требует публичного обличения. Как лютеране, мы вновь обратимся к Большому Катехизису д-ра Лютера, где сказано:

Когда же грех совершенно явный, так что судья и все прочие хорошо его знают, то можешь ты безо всякого для себя греха от него [прегрешившего] отказаться и удалиться как от опозорившего самого себя, кроме того, можешь ты также публично о нем свидетельствовать. Ибо что при свете дня очевидно, то ни наговором, ни ложным судом или свидетельством быть не может; как, например, то, что мы порицаем папу с его учением, которое публично в книгах представлено и на весь свет провозглашается. Ибо где грех явный, должно также следовать по справедливости и порицание публичное, чтобы каждый умел оберегаться от него [греха сего] (STLK, Лахти, Финляндия, 1999).

Интроит на Пятое воскресенье Великого Поста начинается словами «Суди меня», отсюда и традиционное название этого воскресенья (Judica). Иисус — величайший Cудья, и в конце времен Он будет судить весь мир.

Мы противимся суду, потому что нарушаем Восьмую Заповедь. Иногда, заботясь о том, чтобы эту Заповедь понял стар и млад, мы предлагаем ее укороченную формулировку: «Господь говорит: „Не лги“». Ложь наносит ущерб доброму имени, а доброе имя — одно из самых драгоценных наших достояний. Если доверие однажды было подорвано, можно ли будет его полностью восстановить? К сожалению, в окружающей действительности мы снова и снова видим ответ на этот вопрос.

Самая страшная и опасная ложь — ложь о Боге. Она гораздо хуже обычной лжи, полуправды, обмана и глупостей, сказанных с умным видом. Лжеучителя с ложным учением и ложными обвинениями ополчились против Спасителя. Да убережет Господь наши языки от подобного греха.

Господи Иисусе Христе, управляй нами и храни нас, духовно и телесно, ныне и вовеки. Аминь.