Писательство ✍️
November 26, 2022

Тони Гилрой: Работа над «Андором»

Перевод интервью Script с Тони Гилроем о работе над сценарием «Андора»

СПОЙЛЕРЫ К ПЕРВОМУ СЕЗОНУ

После окончания первого сезона «Андора» мы увидели, как проявилась сценарная сила Тони Гилроя в мире «Звездных войн». Он объединил десятки различных сюжетных линий в одно финальное крещендо, направив главного героя, Кассиана Андора в исполнении Диего Луны, в новое захватывающее путешествие. Шоу вышло политическим и актуальным, исследующим опыт угнетения масс и природу революции. Его действие происходит за пять лет до событий оригинального фильма «Звездные войны: Новая надежда» и показывает нам начало восстания против деспотической Империи.

Состав персонажей шоу огромен, он включает людей из самых разных уголков галактики. От рабочих в грязном промышленном мире Феррикса до сенаторов и лиц, принимающих решения, в залах сената в высоких башнях Корусанта. Оказавшийся посередине, Кассиан Андор застрял между жизнью изгоя и мятежника, сражаясь против людей, которых он обманул и предал, а также против самой Империи.

Финальный эпизод связывает все эти нити воедино и потрясающе встряхивает их, подарив поклонникам «Звездных войн» и хорошего драматического телевидения великолепное часовое развлечение.

Script: Расскажите, как у вас получилось в финале связать так много нитей? Как вообще сценаристу написать концовку, которая удовлетворит всех и заставит подготовиться ко второму сезону? Каков ваш подход?

Тони Гилрой: О, я стараюсь приступить к финалу как можно раньше. Когда я делаю наброски в самом начале и пытаюсь выстроить структуру, я пишу сцену тут, сцену там, сцену для 7-го эпизода, для другого… Задолго до того, как пробелы будут заполнены, я должен знать, куда мы идем. За годы работы случалось, что я менял уже написанное, если в голове появлялось что-то получше, перемещал сцены туда-сюда, но все равно мне нужно все знать заранее, чтобы иметь возможность исправить.

Вы просто напрасно потратите время, если будете создавать вещь, которая идет в неправильном направлении. Поэтому знать, куда ты идешь, — это огромная экономия времени и мотивация. Так что я всегда знаю, куда веду повествование.

Script: Я хочу спросить о структуре арок в эпизодах. Арка, которая заканчивается эпизодами 11 и 12, немного смещена во времени, и мы проходим мимо смерти Маарв. В одиннадцатом эпизоде вы могли написать что-то, что, как мне кажется, могло стать очень скучным камерным эпизодом, но я думаю, что вам удалось создать большое напряжение, и мне интересно, как вы подошли к этому и почему выбрали такую судьбу для Маарв?

Тони Гилрой: Ну, я знал, что могу обойтись без нее (описание смерти), потому что помнил, что у меня еще будет надгробная речь, которая даст зрителям ответы. Что зрители обычно ждут в первом эпизоде, в первые пять минут или около того — это когда рассказчик завоюет их доверие. Самое лучшее ощущение, это когда ты чувствуешь: “Хорошо, авторы позаботятся обо мне. Я могу расслабиться. Все будет хорошо”. Если такая сделка с аудиторией была совершена, а затем вы убили кого-то за кулисами, то, вероятно, найдутся люди, которые скажут: “Вау, зря ты это сделал", поэтому я сделал это только потому, что знал, что у меня впереди еще будет кое-что. Вы были удивлены, когда увидели, что она вернулась голограммой?

Script: Это казалось неизбежным, как будто так и должно быть. Понимаете, что я имею в виду?

Тони Гилрой: Верно, но именно поэтому я это сделал. Сценарист эпизода Бен Карсон написал все очень элегантно, поэтому все кажется правильным. И боже мой, как же хорошо получился момент с Кассианом на пляже, своего рода отсылка к концовке Изгоя-Один. Этого было тяжело достигнуть, получился очень эмоциональный эпизод. Должно было ощущаться чувство потери, и, честно говоря, это сделано не просто так, это часть мотивации. Я имею в виду, что все должны были прийти на прощальную вечеринку, верно?

Script Magazine: Казалось, что всем была дана правильная мотивация и правильная информация, чтобы добраться туда (На Феррикс) как можно быстрее. Знаю, что очень сложно сдвинуть нескольких персонажей с места ради чего-то общего.

Тони Гилрой: Это сложная штука. Придумать, почему люди хотят быть там, намного проще, чем привести их туда. Чувак, если бы ты знал, сколько тяжелой работы было в фильмах о Борне… Долбаные фильмы о Борне невозможно сложные, потому что непросто заставить людей разговаривать или собрать в одном пространстве — в любом пространстве, даже если это разговор по телефону, — когда у вас на руках большое количество персонажей, которые гонятся друг за другом, имея на это свои причины. В «Андоре есть похожий момент, когда Сирилу звонит сержант Моск. Это выглядит как причудливый поворот сюжета, но на самом деле вы этого не замечаете, потому что это весело, а Алекс Фернс потрясающе играет. Вы так хотите, чтобы Сирил вернулся, что не понимаете, что это трюк «Как же мне заставить Сирила добраться до Феррикса?».

Script: И это снова разочаровывает его мать…

Тони Гилрой: Точно! И это специально скрыто под большим количеством вещей, которые намеренно тебя так отвлекают, что ты просто сам хочешь, чтобы он ушел из дома. Это сделано для того, чтобы отвлечь ваше внимание от того факта, как «вовремя» Сирил получает эту информацию. Немного грубой работы.

Script Magazine: Как вы сочетаете грубую работу, как вы это называете, с жонглированием временной шкалой «Звездных войн»?

Тони Гилрой: Мы используем ее негативные ключевые точки — я полагаю, это самый простой путь. Я знаю, что такое таймлайн, я знаю, каковы общие правила, я довольно хорошо разбираюсь в космологии и, в некоторой степени, в каноне. И я знаю места, откуда можно взять конфликты. И я так же все рассчитываю с самого начала. Мы используем эти точки как пушечное мясо, чтобы продвинуться вперед по сюжету. Вы можете понять это по речи Маарв.

Мы поднимаем этот вопрос в шоу несколько раз. Со Геррера говорит: “О, ты знаешь, что есть ты, Лютен, и есть другие сектанты и сепаратисты”, и мы здесь прямо говорим, что существует большое количество разнообразных повстанческих движений. Когда Карис Немик произносит свой монолог-манифест, который Кассиан слушает в ночь перед похоронами, он говорит обо всех маленьких ростках революции, которые прорастают повсюду. Существует устоявшаяся идея о том, что множество людей могут заниматься чем-то одновременно и совершенно не осознавать, что происходит вокруг, и/или предположительно конфликтовать друг с другом.

Но я не возвращаюсь назад и не просматриваю материалы [такие как сериал «Звездные войны: Повстанцы» и романы «Катализатор. Изгой-один: Предыстория» и «Таркин»], чтобы понять, что мне следует делать. Мы делаем то, что хотим, и если мы врезаемся в ограждение, или нам попадается ограничительный знак, или мы видим вдалеке мигающий желтый свет, мы меняемся и делаем что-то еще. Были одна или две вещи, о которых довольно четко предупредили нас во второй половине сезона. Такие вещи нам приходится обходить на цыпочках.

Я не собираюсь рыться в лоре в поисках вдохновения. На самом деле, я должен держаться от него подальше. Мы решаем, что хотим делать в рамках того, что знаем, а они говорят, зашли ли мы слишком далеко или еще есть пространство для маневра.

Script: Я хочу спросить о монологе Немика, потому что подумал, что это была элегантная работа, поместить часть его закадрового голоса в финал. Было ли это чем-то, что вы планировали, когда давали Кассиану похожий монолог в самом начале? Или это что-то, что пришло неожиданно, и вы сказали: “О, это можно использовать”?

Тони Гилрой: Мы говорили о Немике и всех его предшественниках, молодых интеллектуалах, так что у нас уже были идеи. Но обрели голос они только… Когда до эпидемии COVID я только собирался стать режиссером сериала, я прослушивал актеров. Многие уходили ни с чем, потому что на некоторые роли нам хватало одного прослушивания и мы понимали — это то, что нужно. Мы никого не прослушивали после Дениз Гоф [Дедра Мееро], никого не прослушивали после Кайла Соллера [Сирил Карн], они были первыми двумя людьми, которые пришли, и я сказал: “Да. Да. Да.” И пришел Алекс Лоутер [Немик], мы стали его прослушивать, и это было как “Вау, давай напишем кого-нибудь под этого парня”. Иногда вы находите уникальный голос и придумывайте роль специально под актера, видя, на что он способен.

Но да, как только тот монолог был придуман, стало довольно трудно отказаться от него. Это дар, который еще сыграет свою роль. Возможно, мы еще не закончили с ним.

Script: Что бы вы посоветовали сценаристам, которые работают над материалом без этих инструментов, где у них, возможно, нет ограничений, таких как Пабло Идальго и Сюжетной группы (подразделение студии Lucasfilm, появившееся в 2013 году для сохранения канона Звёздных войн), и у них нет актеров, для которых они могли бы писать, потому что они пишут в вакууме? Какой совет вы бы дали им, чтобы создать что-то качественное?

Тони Гилрой: Это два совершенно разных вопроса. Я имею в виду, что Пабло там в качестве привратника. Он здесь для того, чтобы сказать, что это библия, а это нет. Это совсем другое дело. Я бы тоже не стал писать по ТЗ для «Звездных войн». Так что, если ты создаешь свой собственный мир, будь самим собой, а не Пабло, вот что я бы сказал. Кому нужен внутренний Пабло? Создавай свой собственный мир.

Второй вопрос интереснее. Это своего рода двухэтапный опыт сценариста: первый — это когда ты пишешь все те годы, что пишешь; ты пытаешься просто делать. Я никогда не был драматургом, поэтому потратил пять, шесть, семь лет на написание сценариев, ничего не зная о процессе. Я просто делал. Я не провожу мастер-классы, я не тестирую текст на театральной труппе. Поэтому, когда мое дерьмо начинают снимать, мне приходится получать пощечину со словами: “О Боже, так вот как это звучит, когда это говорит актер?” То, что ты считал правильным — непричесано и фу…

Вы знаете, когда мы снимали «Долорес Клейборн», каждый вечер мы смотрели отснятое днем, а Тейлор [Хэкфорд] любит снимать масштабно. Это были ежедневные просмотры целой компанией, и я просидел четыре месяца в Новой Шотландии, выслушивая свои собственные диалоги снова и снова, дубль за дублем, и это может выбить из вас дух. Это первый опыт, когда вы слышите свой материал, и видите, как мало на самом деле вам нужно сказать, или что действительно работает. Находясь на производстве кино, вы становитесь сильнее и учитесь большему. Молодым сценаристам приходится труднее, если они не занимаются продюсированием — я бы посоветовал это кому угодно — я хотел бы писать пьесы, или даже если бы я не писал пьесы, я хотел бы слышать сцены, потому что нет ничего лучше, чем слушать ваш вялый диалог и понимать, что вы могли бы сделать это в два раза быстрее. И понимая, что камера обо всем позаботится. И хороший актер позаботится об этом. Или просто слыша, как это делают другие люди.