Фильмы 🎥
May 19, 2022

Скандинавская мифология и брутальный пейзаж: как Сьон и Роберт Эггерс создали сагу о викингах «Варяг»

«Варяг» — история величественного и жесткого викинга Амлета, волею судеб вынужденного мстить за смерть своего отца. Его персонажи постоянно балансируют не просто между жизнью и смертью, а между бесславной кончиной и геройской погибелью с гарантированным билетом в Вальгаллу.

Пейзаж, на фоне которого происходят события, играет жизненно важную роль в символизме и путешествиях персонажей. Íslendingasögur (семейные саги или саги исландцев) часто используют в качестве декораций бушующие моря, снежную тундру и плодородные леса. В «Варяге» местность дает нам понять, находимся ли мы в материальной или сверхъестественной части пути главного героя.

Авторы этого эпоса о викингах, Роберт Эггерс и Сьон (Сигурджон Биргир Сигурдссон), несомненно, осознавали силу и полезность пейзажа в рассказе о судьбоносном путешествии Амлета.

Режиссер Роберт Эггерс и съемочная группа на съемках фильма.

Когда Роберт впервые посетил Исландию, именно впечатляющие пейзажи побудили его написать «Варяга».

Они невероятно жестокие, эпические и первобытные. Я хотел узнать о людях, которые приплыли в Исландию в так называемые Темные века и не погибли. Я взял несколько исландских саг и начал погружаться в викингов и культуру викингов. Затем, пару лет спустя, я обедал с Александром Скарсгардом, который интересовался викингами с детства. Он рассказал мне, что пять или десять лет пытался снять фильм о викингах. Во время обеда мы решили попробовать объединиться и вместе снять фильм о викингах.

Эггерс понимал, что его соавтор должен быть хорошо знаком со скандинавской мифологией и исландским фольклором. Именно тогда он обратился к Сьону.

Мало того, что он невероятный писатель — писать с ним все равно, что писать с Булгаковым — он еще и исландец. Каждый исландец, любит он викингов или нет, может рассказать вам, к каким персонажами саги о викингах он имеет непосредственное отношение. Многие современные исландцы верят в духов земли, фей, эльфов. Мне был нужен тот, кто погружен в эту культуру, а Сьон обладает особым даром понимания прошлого и фольклора.

Сьон – признанный критиками и отмеченный наградами поэт, писатель, автор пьес и сценарист. Он только что закончил роман, действие которого происходит в волшебной Исландии 17-го века, когда встретил Роберта через знакомство с Бьорк. Роберт только что выпустил свою «Ведьму».

Сьон
Мы начали общаться и поняли, что у нас много общего. Примерно два года спустя я получил электронное письмо от Роберта, и он спросил меня, не хочу ли я присоединиться к нему в путешествии викингов. Я сказал да, конечно. Для меня было честью работать с режиссером «Ведьмы». Мы договорились, что я просто начну писать, а он сосредоточится на проекте, над которым работает. Мы обменивались идеями. Затем мы встретились и придумали историю для «Северянина», основанную на оригинальном трехстраничном наброске сюжетной линии Роберта, где уже появился Амлет.

Писатели — это архитекторы историй. Создание и строительство миров из воздуха требует очень много работы. Сьон признает преимущества написания сценария с кем-то, кто также является режиссером вашего проекта.

Вы работаете с кем-то, кто в конечном итоге воплотит это на экране. Я очень уважаю это. Я понимаю, что, в конце концов, картину дополнит визуальное исполнение и игра актеров... и это будет последнее слово.

Как и в двух своих предыдущих проектах, «Ведьма» и «Маяк », Роберт уделяет пристальное внимание деталям истории Амлета, для чего потребовалось много исследований.

Вся моя работа связана с исследованиями. Когда фильм запустили New Regency и Focus, мы начали работать над сценарием, и я смог пригласить некоторых археологов и историков в области изучения викингов, включая Нила Прайса, Терри Ганнелла и Йоханну Катрин Фридриксдоттир, которые давали советы мне и Сьону. Я думаю, важно потратить на исследование месяц или около того, а затем приступить к делу. Однако тогда вам придется пересматривать все, что не соответствует результатам исследования. Большинство авторов используют рисерч как отправную точку, но мне нравится быть прикованным к нему, как Прометей к скале.

Сьон привнес в проект глубокие знания исландского фольклора, но ему все же тоже пришлось провести обширные исследования.

Я довольно хорошо знал исландские саги, а также скандинавскую эпическую поэзию и связанные с ней народные легенды. Однако я никогда не подходил к этому антропологически, академически, как требует Роберт от всех, кто работает с ним над его проектом. Пришлось пересмотреть много материала. Поскольку история происходит в начале 900-х годов, нам пришлось преодолеть препятствие, состоящее в том, что большинство этих историй были написаны в 13 веке исландцами, которые были христианами. Нам пришлось выйти за пределы наших основных ресурсов. Вот где на сцену вышли антропология и археология. С нами работали замечательные ученые.

Когда над сценарием работают два человека, одним из факторов, тормозящих производство, может быть согласование расписаний. По словам Сьона, процесс написания занял пару лет, с осени 2017 года по весну 2019 года. Было два варианта черновика — второй был закончен в 2019.

Роберту больше нравится совместный препродакшн, чем когда он все делает в одиночку.

Нам нужно было разбить все на части и очень тщательно спланировать, прежде чем мы начали писать. Это не значит, что нет места творческой алхимии, когда ты работаешь с кем-то совместно, но лучше заранее составить план, чтобы делиться идеями. Я пришел к Сьону с тритментом. Мы написали более длинный тритмент вместе. Он написал еще более длинный. Я дал ему комментарии. Затем он написал первый черновик. Я дал ему правки. Второй внутренний черновик самя переработал. Затем мы перебрасывали вещи туда и обратно, на всем пути разработки, подготовки, производства и выпуска. Мы меняли местами предложения туда-сюда миллион раз, прежде чем оба были ими довольны.

Сьон столкнулся с двумя проблемами при написании сценария.

Первой стала работа с материалом так, чтобы он напоминал путешествие героя, но при этом должен был быть и трагедией. Путь героя обычно заканчивается победой. Роберт хотел остаться верным природе трагедии. Было очень интересной задачей — сбалансировать это на протяжении всей истории. Чтобы сделать трагедию, мы должны обмануть ожидания аудитории в некоторых ключевых моментах этого пути. Другой трудной частью было оставаться верным мировоззрению этих людей. Никогда не поддаваться его смягчению в соответствии с современными представлениями. В то же время, мы не могли полностью оттолкнуть публику. Это был акт балансирования.

Роберт не может рассказать, над чем он работает теперь, но есть определенные типы историй, которые ему нравятся.

Меня привлекает прошлое, сказки, народный фольклор, мифология, религия, оккультизм. И я счастлив иметь возможность снимать фильмы, созданные мной самим, это то, чем я хочу заниматься. Если бы я не мог рассказывать такие истории, я бы скорее рисовал картины или написал сценарий об этих вещах.

Оригинал