Толкования
September 5, 2021

Крещение Господне (Мф. 3:13–17)

Соделавшись нашего ради спасения истинным Человеком, Христос Спаситель наш прошел и все возрасты человеческие, от нежного детского возраста до совершенного возраста мужского. Он смиренно подчинил Себя законам человеческим и во всей точности исполнял все требования Закона Моисеева. «Никто, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – не скажет теперь, будто Он потому отменил обрядовый закон, что не мог исполнить его; нет, Он не преступил ни одной его заповеди. Закон еврейский не допускал до служения священнического и до народного учительства ранее тридцатилетнего возраста, поэтому и Господь Иисус тридцать лет провел в безвестном тогда Назарете, в смиренных трудах древодела, ожидая предназначенного Ему времени, чтобы явить Себя миру, чтобы выйти на подвиг искупления рода человеческого.

В Синаксаре на Крещение Господне читаем: «Крестился Иисус Христос в тридцать лет, в таком возрасте, когда человека легко склонить ко всякому греху. Ибо как первый возраст, младенческий, по словам святых Златоуста и Феофилакта, имеет многое невежество и неразумие, а второй, юношеский, разжигается вожделением плотским, так и тридцатилетний возраст совершенного мужа не свободен от корыстолюбия, тщеславия, гнева и всяких грехов. До этого возраста отложил Господь крещение для того, чтобы исполнить закон всеми возрастами, чтобы освятить все наше естество, и подать силу побеждать страсти и хранить себя от грехов смертных». И вот, когда исполнилось Ему тридцать лет, когда Иоанн Креститель своей проповедью уже достаточно открыл народу Иудейскому, Кто будет Христос, ТОГДА ПРИХОДИТ, наконец, и Сам Он, столь давно ожидаемый людьми обетованный Мессия, ИИСУС ИЗ ГАЛИЛЕИ, из такой области, где Израильтяне жили в смешении с язычниками, и потому были в презрении у Иудеев, не ожидавших отсюда и обыкновенного пророка, приходит из города Назарета, мало известного, незначительного, не пользовавшегося у Иудеев доброй славой, приходит НА ИОРДАН К ИОАННУ в смиренном виде, как простой древодел, как один из смертных сынов Адамовых, чтобы КРЕСТИТЬСЯ ОТ НЕГО.

Поистине дивно смирение нашего Господа Спасителя!.. «С рабами Господь, – говорит святитель Иоанн Златоуст, – с виновными Судия идет креститься! Безгрешный, конечно, не имел нужды в исповедании грехов, не имел нужды в крещении. Но в этом-то смирении Его и сияет особенно высота Его. Чему удивляться, что принял крещение Тот, Который благоволил родиться, как человек, принял заушение и крест?.. То чудно, что Он, будучи Богом, восхотел соделаться Человеком; все же прочее было уже следствием сего».

«Какая кротость и смирение Господа, – говорит святитель Григорий Неокесарийский, – какое снисхождение! Небесный Царь приходит к Иоанну, Своему Предтече, не будучи окружен воинством Ангельским, но приступает к нему, как простой человек; в числе пленников обретается Искупитель их и Судия, к погибшим овцам присоединяется добрый Пастырь, Который, ради заблудшей овцы, снисшел с неба и, между тем, не оставил небес; с плевелами смешалась небесная Пшеница, произращенная без человеческого семени».

Для чего же крестился чистейший и святейший святых Господь наш Иисус Христос? На сей вопрос Он Сам благоволил ответить Иоанну, чтобы исполнить всякую правду. Какую же правду? Правду Закона, предписаниям которого Он подчинил Себя столь строго, что открыто взывал к Своим врагам: «Кто из вас обличит Меня в неправде?» (Ин. 8:46). Кто обвинит Меня в каком-нибудь нарушении Закона? А Закон требовал очищения водой и для жертвы, и для приносящего жертву священника. Иисус Христос стал наряду со всеми грешниками и смиренно готовился принести Самого Себя в жертву за грехи рода человеческого на кресте.

И вот, этот Архиерей Вечный, Он же и жертва, Агнец Божий, вземляй грехи мира, омывается от Иоанна, сына священника Захарии, в струях Иорданских. По Закону Моисееву нужно было обратиться к постороннему лицу, чтобы получить очищение, но кто, кроме праведного сына Захарии, мог быть более достойным совершить подобное служение для воплотившегося Сына Божия? И не для того ли, чтобы приготовиться к такому великому делу, к такой великой чести, Предтеча Господень с самых юных лет удален был в пустыню, чтобы сохранить свою невинность и чистоту от приражений грешного мира?..

Так Господь Иисус Христос исполняет Закон, и в то же время, погружением Своего пречистого тела в воду, освящает водное естество, дарует водам благодатную силу, без которой воды крещения нашего никак бы не были способны очищать грехи человеческие, и Своим Божественным примером устанавливает и освящает Новозаветное Таинство крещения. В крещении Господа Спасителя нашего впервые торжественно проявилась Его божественная любовь к падшему человечеству: восприяв на Себя грехи всего рода человеческого, Он снизошел до очищения человеческого; в Своем лице Он представляет все человечество, которое Он предочищает в водах Иорданских и тем самым отверзает небо для земли и являет неведомую дотоле тайну Пресвятой Троицы.

Как на Тайной Вечери Он совершил и Ветхозаветную Пасху, и установил взамен нее Новозаветное Таинство причащения, так и в Своем крещении: исполнив ветхозаветный обряд, Он положил начало Новозаветному Таинству. В Своем крещении Он утопил грех праотца Адама. Итак, Он приходит на Иордан к Иоанну для крещения.

Иоанн был сродником Господа, но с самой ранней юности он жил в пустынном уединении, и потому не знал лично своего Божественного Сродника: «Я не знал Его» (Ин. 1:31, 33) – говорит Сам Он в Евангелии от Иоанна. Но тот, кто еще во чреве матери радостным взыгранием приветствовал приближение Господа, мог ли пророческим духом своим и теперь не ощутить, что Господь Иисус – не простой человек, а сам обетованный Мессия? И действительно, по таинственному внушению Духа Божия он узнает, что перед ним, лицом к лицу, стоит Тот Самый Христос, о Котором он только что беседовал с народом, стоит, как простой человек, и просит крещения, как смиренный грешник.

Благоговейный трепет объял святую душу Предтечи Христова. Перед ним стоял Господь и Бог его, Владыка вселенной, истинный Свет, просвещающий весь мир, святейший святых Освятитель наш, могущественнейший Судия мира, словом, – Тот Самый Мессия, ради Которого Он взыгрался еще в утробе матери... И вот, грозный обличитель неправды людской, не боявшийся говорить правду в глаза и гордым первосвященникам, и самому царю Ироду, теперь смирился, яко младенец, перед лицом смирившегося даже до рабского образа Сына Божия: ИОАНН ЖЕ УДЕРЖИВАЛ ЕГО.

Да и как осмелится он, раб, возложить руку на Владыку? Как будет крестить крещением покаяния Того, Кто Сам пришел искупить от греха, проклятия и смерти род человеческий? Да и что подумает о Нем народ, если он решится крестить Его? Не будет ли считать Его ниже?.. Прекрасно изображают боговдохновенные толкователи слова Божия, святые отцы Григорий Неокесарийский, Феофилакт и Иоанн Златоуст, как душевное состояние Предтечи Христова в эти минуты, так и ответ ему Господа Иисуса. По их мнению, из уст Предтечи Христова невольно исходит слово глубокого смирения перед величием пришедшего к нему Христа, и он, принимавший исповедь от всех других, теперь сам смиренно исповедовался пред Господом И ГОВОРИЛ: МНЕ НАДОБНО КРЕСТИТЬСЯ ОТ ТЕБЯ. Как бы так говорил он: «я человек и только причастник Твоей благодати, а Ты Бог и вместе Человек; я один из грешников, а Ты – единый Безгрешный; я – сын Адамов, на мне лежит грех его, я имею нужду в очищении от этой скверны, а Ты чист от нее; я крещу водой, а Ты крестишь Духом Святым» – И ТЫ ЛИ ПРИХОДИШЬ КО МНЕ?.. Что делаешь Ты, Господи? Для чего наравне с рабами от раба Твоего просишь того, что свойственно рабам? Для чего желаешь получить то, в чем не имеешь нужды?

Мне надобно креститься от Тебя» – меньшее благословляется от большего и сильнейшего; а не большее благословляется и освящается от меньшего. Светильник возжигается от солнца, а не солнце воспламеняется от светильника. Тварь обновляется Творцом, а не Творец управляется тварью... Итак, крести, если благоугодно Тебе, Господи, крести меня, Крестителя! Возроди того, которого произвел Ты на свет! Простри державную Твою десницу и Твоим прикосновением венчай мою главу, дабы я велегласно благовествовал грешникам, взывая к ним: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1:29).

НО ИИСУС СКАЗАЛ ЕМУ В ОТВЕТ: ОСТАВЬ ТЕПЕРЬ, ИБО ТАК НАДЛЕЖИТ НАМ ИСПОЛНИТЬ ВСЯКУЮ ПРАВДУ. В этом ответе Спасителя слышится и величие Сына Божия и смирение Сына Человеческого. «Оставь теперь» – отложи пока свое человеческое смышление: делай то, что тебе повелено, и Я буду делать то, что Мне должно. Научись желать того, чего желаю Я, и не углубляйся чрезмерно в испытание того, что Я хочу сделать. «Оставь теперь», не проповедуй еще о Моем Божестве, не возвещай еще Моего Царства. Позволь диаволу приступить ко Мне так же, как он приступает к простому человеку; позволь ему сразиться со Мной, дабы он получил себе должную язву. Таинственно и сокровенно то, что ныне Я делаю. «Оставь теперь».

Теперь время не прославления Моего, а уничижения: «ибо так надлежит», так нужно нам «исполнить всякую правду», исполнить закон и волю Божию. Первый Адам не исполнил одной заповеди, и за него осужден весь род человеческий; Я – новый Адам, должен исполнить не только все заповеди Божии, но и законы человеческие, с этими заповедями согласные, и через то спасти всех людей. «Оставь теперь», не всегда так будет, Иоанн, ты увидишь Меня и в том состоянии, в каком желаешь теперь видеть: ты увидишь, как Я сокрушу власть сатаны; ты увидишь, как все силы неба, земли и ада преклонятся предо Мной, – все это ты увидишь, а пока ожидай этого. Теперь же Я должен принять от тебя крещение, как принял некогда обрезание. Бог, Отец Мой, послал тебя крестить людей; Я стал человеком и потому должен принять крещение от тебя. Если мытари и грешники прославляют Бога, принимая от тебя крещение, то не должен ли Я сделать то же? А если не сделаю, то не уподоблюсь ли Я фарисеям и книжникам, которые, не приняв от тебя крещения, отвергли совет Божий о своем спасении?... «Оставь теперь», ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Я – Законодатель и Сын Законодателя, и потому Мне прежде всего нужно Самому исполнить заповеданное, а потом уже повсюду являть опыты Моей власти.

Мне должно прежде исполнить Закон, и тогда уже сообщать благодать. Мне должно положить конец Ветхому Завету, и потом уже проповедовать Новый, начертать его в сердцах человеческих, скрепить Моей Кровью и запечатлеть Моим Духом. Мне должно взойти на крест и на нем пригвоздиться, чтобы Моими страданиями уврачевать страдания других. Мне должно сойти в самую глубину преисподней ради находящихся там мертвецов. Мне должно тридневной смертью Моей Плоти истребить и уничтожить долговременное владычество смерти. Мне должно взойти туда с плотью, где Я пребываю по Божеству. Мне должно привести к Отцу Адама. Мне должно ныне креститься этим крещением и после преподать всем людям крещение Единосущной Троицы.

Возложи же на Меня ныне, Креститель, свою десницу. Погрузи Меня ныне в струи Иорданские подобно тому, как Родившая повила Меня младенческими пеленами. Прикоснись к Моей главе, перед которой благоговеют и которой поклоняются Серафимы. И Предтеча не стал более препятствовать исполнению Божественной правды: ТОГДА ИОАНН ДОПУСКАЕТ ЕГО.

С благоговением взирал он, как Иисус Христос снимал с Себя одежды, подобно всем грешникам. Иоанн сам ввел Его в воду, возложил на Него трепещущую руку и немедленно погрузил Его в воды Иорданские. Произнес ли Креститель при этом какое-либо слово? Вероятнее – ничего. Где взять слова для совершения крещения над Сыном Божиим? Тут было время не говорить, а благоговеть и поучаться. Безгрешному нечего было исповедовать грехи, И потому, КРЕСТИВШИСЬ, ИИСУС ТОТЧАС (тотчас же, поспешно) ВЫШЕЛ ИЗ ВОДЫ и, возведя очи Свои к небу, стал молиться Отцу Своему Небесному, чтобы Он благословил начало Его служения спасению рода человеческого, чтобы через Его безгрешное омовение распространилось очищение на все грешное человечество. В эти-то минуты, по мнению святых отцов, Искупителем мира были произнесены перед Отцом Небесным те молитвенные слова, которые некогда были открыты вдохновенному пророку Давиду: «Вот, иду... исполнить волю Твою, Боже!» (Пс. 39:7–9; Евр. 10:7). И вот, еще не окончил Он этой смиренной молитвы, как молитва была услышана и на нее последовал ответ Небесного Отца возлюбленному Сыну: И СЕ, ОТВЕРЗЛИСЬ ЕМУ (над Ним) НЕБЕСА, свод небесный над главой Его представился раскрытым, наподобие того, как это бывает во время сильного, продолжительного блеска молнии из облаков, И УВИДЕЛ, – увидел, как Сам Иисус, так и ИОАНН ДУХА БОЖИЯ, КОТОРЫЙ СХОДИЛ, КАК ГОЛУБЬ, И НИСПУСКАЛСЯ НА НЕГО (на Иисуса Христа).

Предтеча называл Христа Спасителя Агнцем Божиим, потому что Он, кроткий и смиренный сердцем, яко Агнец незлобивый, веден был позже на распятие. И Дух Святый сходит на Него в виде голубя потому, что эта чистая птица всегда служила образом чистоты и невинности, незлобия и кротости. Голубь возвестил некогда праотцу Ною о прекращении потопа: и теперь Дух Святый возвещает разрешение грехов. Голубица Ноева была прообразом Духа Божия, сошедшего на Христа в виде голубя. Но разве не обитал Дух Божий на Иисусе с самого зачатия Его во чреве Девы Матери? По Божеству Своему Сын Божий неразлучен с Отцом и Духом; по человечеству всегда был преисполнен Духа Божия. Для чего же Дух Святый сходит на Него теперь видимым образом? Для того, чтобы исполнилось предсказание, данное Иоанну: «На кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым» (Ин. 1:33). Для того, чтобы в Иисусе познали люди Сына Божия, Спасителя мира. Для того, чтобы в самом начале Нового Завета тайна Пресвятой Троицы, древле сокровенная, явилась и явственно открылась видению и слуху человеческому.

И СЕ, ГЛАС (Бога Отца) С НЕБЕС ГЛАГОЛЮЩИЙ: СЕЙ ЕСТЬ СЫН МОЙ ВОЗЛЮБЛЕННЫЙ, В КОТОРОМ МОЕ БЛАГОВОЛЕНИЕ. Сей есть Мой возлюбленный Сын Единородный, прежде век от Меня рожденный и Мне собезначальный, «через Которого все сотворено», равный Мне в силе, власти и славе! Сей есть Сын Мой, в Котором все Мое благоволение, вся полнота Моей любви, через Которого изливается Моя любовь и на всех людей! Так свидетельствовал Бог Отец о Единородном Сыне Своем; так торжественно объявил он не только Иоанну, но и всем, кто уверует во Христа, что Сей Крещаемый Иисус есть воистину Мессия, Христос, Спаситель мира. А чтобы не подумали, что этот глас относится к Иоанну, Дух Святый Своим сошествием, как бы перстом, указал и присутствующим, и Иоанну, что слово Сей означает не Иоанна, а Иисуса Христа.

Почему же, скажут, Иудеи не уверовали в Иисуса Христа? «По жестокосердию своему, – отвечает святитель Иоанн Златоуст, – и при Моисее много было чудес, но народ, после голосов, труб и молний, отлил себе тельца; да и те же самые люди, которые были при крещении, видели потом воскресение Лазаря, однако ж не уверовали. Если они, увидев собственными глазами воскресение мертвых, столь были злы, то чему дивиться, если они не поверили гласу, нисшедшему свыше? Когда душа находится в безчувственности, развращении и зависти, тогда ее невозможно убедить никаким чудом».

С этого дня Господь Иисус Христос вступил в служение спасению рода человеческого; с этого времени и Иоанн проповедует уже не о грядущем, а о пришедшем Мессии.

До крещения Господа Иисуса слава Его, как Христа Спасителя, была сокровенна от людей; теперь, при крещении, Он как бы торжественно поставлен по человечеству Своему Духом Святым на Свое служение спасительное, перед целым миром помазан и объявлен Царем, Первосвященником и Пророком, потому и называется Он Христом, а слово Христос и значит – Помазанник.

Брат христианин! Что было над Спасителем, то же самое и над тобой повторяется. И при твоем крещении небо отверзается, и на тебя, когда крещаешься, нисходит Дух Святый. И тебя Бог призывает тогда к горнему отечеству. Во святом крещении Дух Святый соделывает нас не ангелами и архангелами, а возлюбленными сынами Божиими. Итак, живи достойно этого высокого звания. Иначе ты будешь наказан за грехи свои не просто, как человек, но как сын Божий...


Источник: Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов

Предыдущие рассылки:

Святое Евангелие от Матфея с толкованием Святых Отцов.


О проекте