Искусство
July 16, 2022

Макбет

Когда-то в лихой юности, когда я познавал Шекспира, помимо прочих произведений, мне довелось прочитать «Макбета». Тогда он мне не понравился. За этот год я трижды смотрел «Макбета»: почти год назад фильм 2015 года, полгода назад «Трагедию Макбета» 2021 года, и сегодня пересмотрел «Трон в крови». И я понял, что «Макбет» мне не просто не нравится, я его ненавижу.

Смотрите в чём тут дело: «Макбет» построен по принципу античного эпоса. В античном эпосе основная идея крутится не вокруг сюжетных арок и внешнего конфликта, а вокруг внутреннего конфликта между моральными ценностями. Сюжет для античного эпоса прост и рудиментарен: он задает контекст и вектор движения, тогда как основной движ происходит внутри главного героя и читателя (или слушателя, если эпос пересказывают).

«Макбет» — это история про двух хороших людей, которые поверили злой силе и дали ей власть над собой. Причем по сути виновата даже не столько сама злая сила, виновато окружение, а именно жена Макбета. Произведение постоянно апеллирует к двум моральным установкам: власть — это хорошо и правильно, и Макбет должен ее желать, а предательство — это ужасно и отвратительно. Макбет получает власть, но раскручивает маховик смерти и предательства. И вот тут происходит ровно то, за что я ненавижу «Макбета».

Макбет получает титул, получает власть, ему верит его государь, его друг получает повышение, и душа требует остановиться. Но жена подговаривает Макбета убить царя, исполнить пророчество злых сил, и получить большую власть. Из-за чего Макбет совершает предательство, потихоньку едет крышей и вынужденно убивает друга. А жена, которая предложила его убить, чтобы обезопасить трон, узнав, что сын друга выжил, катапультируется в безумие и оставляет Макбета расхлебывать самого.

И меня коробит каждый раз, когда я вижу те метания, через которые проходит Макбет из пункта «царь жив, все хорошо» в пункт «пути назад уже нет, а жена, которая всё заварила — экстренно катапультировалась в нирвану». За это я ненавижу «Макбета».

Но именно поэтому я считаю «Макбет» великим произведением и бесконечно уважаю.