литература
September 14, 2021

Печорин как собирательный образ мудаков любого времени

Почти всю школьную литературу нужно перечитывать во взрослом возрасте. Тут я хотела добавить драматичное "либо не читать никогда", но мы с вами всё-таки не быдло необразованное, можем уделить час или два вечернего времени и почитать русскую классику, дабы развить речь свою. Так о чём это я. А, про кавказские истории.

В 14 лет ты читаешь "Героя нашего времени" и видишь образ белокурого Печорина с тёмными усиками, такого романтичного и непонятого своим поколением. Конечно, у него есть отрицательные качества — а у кого их нет? Но у него есть сердце, есть доброта и душа. В общем, мой герой!

В 26 ты читаешь роман и думаешь: "Ёбанный ты мудак, Печорин"

Бэла

Думаешь про это уже в первой половине романа, когда читатель узнает историю похищения Бэлы и её трагическую кончину. Быстрый пересказ для тех, кто спал на уроках литературы: офицер заскучал, увидел красивую девушку, похитил её чужими руками, а когда она наконец в плену ответила ему взаимностью (привет, Стокгольмский синдром), ему стало скучно, и он её разлюбил. В итоге Бэлу похитил влюблённый в неё горный парень и убил.

Наверное, в 21 веке всё бы закончилось менее трагично: Казбич (горный парень) записал бы пару грустных тик-токов и может быть даже посвятил бы ей свой реп, да забыл девушку. Но в 19 веке тик-тока не было

Не будем делать выводы по половине книги. Читаем дальше и доходим до моей любимой части — "Княжна Мери". Стиль повествования меняется, перед нами журнал Печорина, где он собственной рукой пишет о событиях, показывая свою точку зрения. А значит ничто нам не помешает понять героя "не так". Даже не будем останавливаться на теме дружбы и осуждать Печорина за его холодность по отношению к товарищам и убийству на дуэли из-за гордости — это слишком просто. Остановимся на любви.

Давай уже к сюжету

Печорин приезжает в Пятигорск на воды и встречает там своего сослуживца — юного, романтичного Грушницкого. Уверена, современные школьницы их уже шипперят (да, я даже нашла один фанфик по этому пейрингу).
Но у Лермонтова никакой пропаганды: Грушницкий влюблён в Мери, а Печорину скучно. А что делает Печорин, когда ему скучно? Играет с женщинами. План отбить княжну Мери надёжный, как швейцарские часы: сначала старательно её игнорировать и даже чуточку высмеивать, как следует выбесить, а потом смиренно войти в её окружение, спасти от пьяного мужика на балу и произнести трогательный монолог о своей ужасной натуре.

Я был готов любить весь мир, — меня никто не понял: и я выучился ненавидеть. Моя бесцветная молодость протекала в борьбе с собой и светом; лучшие мои чувства, боясь насмешки, я хоронил в глубине сердца: они там и умерли.

Ох-ох, я такой опасный, держись от меня подальше — да, девочки? Примерно половина мужиков использует Печоринский метод подката до сих пор.

Вера

Одновременно с этим офицер возрождает старый роман: встретив там же на водах бывшую любовницу, он не теряет времени даром. Его вторая фраза, брошенная ей: "Стало быть, уж ты меня не любишь?.." Решил расставить все точки над и, без всяких намеков. Так вот, любит она его и очень сильно.

Кто-то говорит, что именно к Вере сам Печорин испытывает ту самую настоящую любовь, но уже с первой встречи я сомневаюсь в этих чувствах.

Скажи мне, — наконец прошептала она, — тебе очень весело меня мучить? Я бы тебя должна ненавидеть. С тех пор как мы знаем друг друга, ты ничего мне не дал, кроме страданий… — Ее голос задрожал, она склонилась ко мне и опустила голову на грудь мою.
«Может быть, — подумал я, — ты оттого-то именно меня и любила: радости забываются, а печали никогда…»

Признание

Несколько дней Печорин продолжает свой флирт с юной княжной, не стесняясь ни окружения, ни влюблённого в княжну Грушницкого, игнорируя влюблённую в Печорина Веру, которая иногда присутствует при заигрываниях. Княжна, влюбляясь в Печорина, начинает рассказывать о своих душевных терзаниях Вере. Вера в шоке и страдает.

Сложно? Понимаю. На схеме ещё сложнее.

Печорину скучно, и он ждёт прямого признания от княжны, как эпичного завершения своей миссии. И он его получает.

— [...] но знайте, что я всем могу пожертвовать для того, которого люблю... О, отвечайте скорее, сжальтесь... [...]
— Я вам скажу всю истину, — отвечал я княжне, — не буду оправдываться, ни объяснять своих поступков; я вас не люблю...

Это было их первое объяснение. После Печорин объяснился еще раз. Он успел убить юного Грушницкого, потерять Веру (об их связи прознал её муж и увёз жену из города) и — пришёл поговорить и растоптать бедную девочку в прах, раскрыв ей свой план: я над вами смеялся — говорит Печорин.

Что говорят в школе

Нас учили, что Печорину не чуждо благородство, он ведь в конце концов офицер. Но можно ли назвать благородным человека, который охмуряет по сути подростка из-за банальной скуки и ускользает, оставляя её униженной и оскорбленной? Ну и если бы главный герой был человеком благородным, он бы скорее всего не думал смотреть в сторону замужней женщины (напоминаю, на дворе 19 век). Или хотя бы не разводил эту историю со страданиями.

Кто-то из критиков писал, мол, женщины Печорина сами виноваты — надумали себе невесть что. Он ведь не обещал жениться. Но перед нашими глазами дневник главного героя, где он шаг за шагом прописывает свой план, как заставить девушку влюбиться в него. Не подружиться, не обратить своё внимание, а именно влюбиться. Так кто же тут виноват?

Нам говорили, что Печорин любил замужнюю Веру, просто осознал он эту любовь поздно, в момент, когда получил прощальное письмо (их связь раскрыл муж Веры и уехал с ней). Печорин в отчаянии, он скачет, чтобы догнать девушку и больше не отпускать никогда. Так что же, это оно?

Едва ли. Печорин, как ярый собственник, возбудился именно из-за того, что Вера ускользает из его рук. Здесь он (может быть, неосознанно) продолжает вести игру в кошки-мышки: он лениво играется с Верой, пока та живет с ним в одном городе, и в нём пробуждается охотничий инстинкт, когда та уезжает.

И слёзы горя на придорожной траве ни что иное, как истерика подросшего ребёнка, который потерял свою игрушку.

И долго я лежал неподвижно и плакал горько, не стараясь удерживать слез и рыданий; я думал, грудь моя разорвется; вся моя твердость, все мое хладнокровие — исчезли как дым.

Первый психологический роман

Так называют "Героя нашего времени" в школьной программе. Лермонтов удачно пишет своего героя: мы видим его глазами старого товарища, глазами рассказчика и даже смотрим на Печорина через призму его собственного восприятия. Мы видим его мысли, планы, некоторые смятения и философские рассуждения, а ещё — иронию и самоуверенность.

Мы слушаем учителя литературы, который повествует нам о сложной душевной организации героя и запрятанных положительных качествах, и не спешим судить строго. Со временем плохие черты забываются, и в нашей памяти "Герой нашего времени" остаётся печальным романом о молодом человеке, который любит, причиняя страдания.

И в каждом времени есть такие Печорины, для которых чувства других — всего лишь игра. И точно так же, как читатели романа оправдывают поведение офицера и выискивают в нём плюсы, страдающие девушки говорят: "Ну в нём же есть что-то хорошее"

Очень хочется посоветовать всем этим девушкам перечитать роман ещё раз, чтобы увидеть действия героев со стороны. Что бы я сказала Печорину сейчас? Пошёл бы ты на хер, человек с тонкой душевной организацией.