Общество
May 24, 2021

Учителя и дети

Когда я была в шестом классе, я связалась с «плохой» компанией. Правда, как в старой шутке - ну как связалась, я ее основала. На тот момент я была приличной девочкой из гимназического «А» класса, старательной хорошисткой, которой было сложно найти друзей.

Каждый день после уроков (и ни разу вместо) мы с друзьями зависали в заброшенных зданиях или подъездах, исследовали подвалы и крыши, ели сухой ролтон и пачку сухариков на пятерых - в общем, жили самой обычной подростковой дворовой жизнью.

Меня не интересовало, могут ли мои друзья найти дискриминант или назвать главных героев "Евгения Онегина", потому что они меня понимали, поддерживали и дарили мне свою искренность.

Но нашу дружбу совсем не понимали учителя. Все, от классного руководителя и до завуча, твердили, что эта компания не для меня. Что я умная и способная девочка, которая прилично себя ведет и хорошо учится, а эта компания привьёт мне дурные привычки, научит плохому, отобьёт интерес от учебы, и останусь я глупой и без светлого будущего. В те годы мне казалось это ужасно несправедливым. Почему учителя изначально считают меня мягкотелой и податливой? Может, это я перевоспитаю друзей и подтяну их знания?

Сейчас, когда я выросла и не скатилась, у меня появился другой вопрос. Почему учителя поставили крест на детях? За несколько месяцев учебы подросткам из «Б» и «В» классов шлепнули штамп хулиганов и тупиц, в которых не стоит вкладываться.

Конечно, их не игнорировали. Их продолжали обучать по программе, но при этом намекали и даже говорили прямым текстом, что они ничего не добьются. Уговаривали уходить в колледж, чтобы не мучиться на ЕГЭ (и не портить статистику школы).

Да, преподаватели иногда не выдерживали. Закаленные советской сталью учителя терялись перед хулиганами, которые иногда срывали уроки и не понимали слова "надо" в отношении учебы. Да, учителям мало платили. И да, они не знали лучшего инструмента контроля, чем крик и оскорбления.

Учителя не должны быть воспитателями. Но они не могут махнуть рукой на ученика, просто потому что кончились силы. Или потому что его одноклассник снял штаны, а другой над этим посмеялся. Образование - это всегда командная работа. И так хочется видеть налаженный контакт школа - родители - государство, но в большинстве случаев кто-то всегда проебывается.