Общество
June 14, 2018

куда пойдешь работать

Две недели назад я завершила свое обучение на бакалавриате филфака. По факту, конечно, я завершила его в апреле, когда сдала крайнюю сессию, но защита диплома провела финальную черту. и практически каждый второй мой знакомый спрашивает меня "Ну что, теперь пойдешь работать? а куда?" и этот вопрос постоянно ставит меня в тупик.

Как минимум потому, что я подрабатываю с первого курса, и периодически - даже по специальности. Да и последние 1.5-2 года работаю на взрослой (с офисом и кофемашиной) работе по своему профилю. Честно говоря, довольно странно, когда люди думают, что в 23 можно не работать. Хотя наша система образования делает для этого практически все. На вечернем отделении, где я училась, даже на пятом курсе некоторые пары начинались в 16:20. А все остальные - в 18:00. Много ли вы знаете работодателей, которые отпустят вас с фулл-тайма в середине дня?

С первого же года обучения я решила для себя, что взрослую работу надо искать с конца третьего - начала четвертого курса, а на учебу забивать болт (пусть зачетка теперь работает на меня). И надо сказать, у меня это почти получилось. Пока мои знакомые жаловались, что их никто не хочет брать на работу, я набивала мозоли, отправляя резюме, и бегала по собеседованиям, тренируя навыки делового общения. И в конце концов добилась своего.

И вот теперь, когда у меня за плечами есть опыт молодого специалиста, довольно странно слышать от людей фразы, что я пойду на настоящую работу. Но тем не менее, вопрос "а что дальше?" каждый раз только усиливает мое смятение. Это стандартное проявление кризиса четверти жизни, когда перед выпускниками вузов появляется необходимость выхода во взрослую жизнь. Когда я шесть лет назад выбирала университет и направление, передо мной не было столько сомнений, сколько есть сейчас - а ведь кажется, что именно тогда решение было важнее, так как от него зависел вектор всей моей жизни. Ну, теоретически.

Шесть лет я пряталась от перемен и необходимости выбирать что-то радикальное отмазками "у меня универ", но теперь я абсолютно беззащитна. Возможно, часть меня хочет поступить в магистратуру только для того, чтобы продлить этот период, когда я не обязана самой себе принимать важные решения.

Итак, я бакалавр. Через 16 дней мне отдадут диплом о высшем образовании, где 18 раз повторяется слово "отлично", 12 раз - "хорошо", и трижды "удовлетворительно" (блядская литература). И мне страшно.

У меня много свободного времени и много открывшихся возможностей. Я могу поступить в магистратуру. Я могу взять gap year, а потом уехать в магистратуру в Европе. Я могу забить все свое свободное время спортом, чтобы добиться успехов на ринге. Я могу переехать в Питер, как хотела в 15 лет, и прийти в офис #SEKTA проситься на работу. Я могу улететь в Мексику и собирать на пляже морских черепашек, которые не успевают доползти до волны самостоятельно. Я могу выйти замуж в конце концов. И самое отвратительное, что я правда могу и хочу это все сделать (ну, кроме замужества пожалуй). И я в панике.

Не я первая, и не я последняя сталкиваюсь с такой проблемой. Прямо сейчас тысячи вчерашних студентов по всей стране рассеянно стоят с дипломом в руках и спрашивают в пустоту «а что теперь?» Возможно, это черта нашего поколения, которому недостаточно просто иметь работу со стабильным заработком. Мы хотим, чтобы нам было интересно. Мы хотим делать клевые вещи. Мы хотим двигаться дальше.

Примерно со второго класса начальной школы у меня был единственный непоколебимый вариант: когда я вырасту, я буду журналистом. И вот я проучилась год на журфаке МИТРО, бросила, закончила филфак МГУ. Я работала копирайтерем, я создавала рекламу, я организовывала мероприятия, я брала интервью и снимала репортажи, я писала желтейшие заголовки. И сейчас мне 23, а общество говорит мне, что пора становиться взрослой и останавливаться на чем-то одном. А я пишу посты в свой канал, с десятой попытки решаю примеры по математике, создаю свои первые элементарные программы, отрабатываю удары ногами, читаю статьи о работе пищеварительного тракта. И я не имею ни малейшего понятия, что мне захочется делать завтра.

И знаете что? Пока я писала этот пост, я поняла, что эта неопределенность - это самое крутое, что есть у меня и у остальных 23-летних. Мы можем делать что угодно, уехать в любую точку мира, начать новое дело или устроится в корпорацию, серфить в Шри-Ланке или каждый день стоять в пробках. Но пока в нас жив интерес к новому и неизведанному, значит живы и мы.

А что будете делать вы, выпускники?