October 12, 2018

Олег Тиньков в МФТИ: «Если хочешь сидеть на пуфиках и сказки рассказывать — это в "Яндекс"»

Олег Тиньков в МФТИ: «Если хочешь сидеть на пуфиках и сказки рассказывать — это в "Яндекс"»

О бизнесеOctober 11, 2018

5 октября основатель и председатель совета директоров «Тинькофф Банка» Олег Тиньков выступил в Московском физико-техническом институте, встречу организовал бизнес-инкубатор вуза «Физтех.Старт». Предприниматель рассказал аудитории о том, как пришел в IT-бизнес, какие инновации внедрил, почему не заигрывает с сотрудниками и чем его удивляет новое поколение.

Почему МФТИ?

Свыше 10% студентов и преподавателей Физтеха — наши клиенты. У нас около 150 сотрудников и 5-6 человек в топ-менеджменте — это выпускники МФТИ. Впервые я здесь выступил лет 8-10 назад и с удовольствием прихожу в Физтех раз в полтора года. Выступаю я не так много и не так часто: обычно это мехмат (механико-математический факультет МГУ), ВМК (факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ), Бауманка (МГТУ им. Баумана), Новосибирский университет.

Один раз выступил в МГИМО — но мне больше импонируют IT-люди.

Во многом наш банк был построен выпускниками Физтеха. Год назад мы сделали эндаумент, пожертвовали МФТИ 100 млн рублей. Это сделали я и выпускники вуза Артем Яманов, наш старший вице-президент, и Евгений Ивашкевич, вице-президент, директор по рискам.

У нас своя кафедра здесь (кафедра финансовых технологий МФТИ), мы открыли лабораторию, я только что с послушал об интересных проектах стартапов «Физтех.Старта» — там умные и правильные ребята, 2-3 проекта нас непосредственно заинтересовали: кое-что можно будет быстро продать и уже сейчас монетизировать.

О начале предпринимательской деятельности и IT-бизнесе

Я ничего не окончил, у меня нет высшего образования. Проучился три года в Ленинградском горном институте (ныне Санкт-Петербургский горный университет), бросил, стал заниматься своим бизнесом.

Случилась перестройка, все закрутилось-завертелось, у меня был один бизнес — продал, второй — продал, третий — продал, четвертый — продал, сейчас вот пятый уже 12 лет, и я не хочу его продавать, потому что это новая для меня сфера. До этого все бизнесы у меня были либо производственные, либо торговые, либо сервисные — а это IT.

И это очень странно: человек с развитым правым полушарием научился руководить людьми с развитым левым полушарием — случился парадокс и «гений, парадоксов друг».

Я сотрудничаю и управляю людьми куда более умными, чем я, с совсем другими навыками: у меня всегда была пятерка по истории и литературе, а по математике и физике — тройка. Но это не помешало мне создать IT-бизнес.

70% сотрудников в штаб-квартире нашей организации — это IT-специалисты. Мы, конечно, не совсем банк, а онлайн-компания. И мы — самый большой в мире онлайн-банк: 7 млн клиентов — и всё из одного офиса. Никто в мире подобного не сделал.

Об инновациях и лидерстве

Мы законодатели мод с точки зрения IT, мобильных приложений, интерфейсов. Мы были первыми в мире, кто сделал сторис — конечно, придумал их Instagram, но как банк мы первые на это решились.

Сбербанк обновил свое мобильное приложение, и я очень рад констатировать, что они половину слизали с нас.

Что касается доставки, то мы первые в 2011 году придумали привозить карты домой — сейчас даже самый ленивый банк с отделениями все равно из этого отделения зачем-то везет в соседний дом карту: они хотят доставлять ее, именно как «Тинькофф» это делает.

Мы, по сути, поменяли индустрию, сказали: для розничного, консьюмерского банкинга не нужно ходить никуда, можно сидеть дома — сегодня просто нужно быть в мобильном приложении, и в этом мобильном приложении ты получишь все услуги, связанные со своими финансами. Не нужно идти в очередь вставать, ждать на красивых стульчиках в Сбербанке или более грязных — в другом банке, или вообще стоять. Вообще не нужно никуда идти и ехать — тебе все это принесут.

Сейчас для нового поколения это звучит банально, тривиально. Но когда я это предложил в 2007 году, надо мной все смеялись: какой-то сумасшедший, как это — банк без отделений? Да никто туда деньги не понесет и доверять не будет.

Мы очень рады, что сделали эту революцию. Еще одна моя книга — третья по счету — как раз вышла сейчас и носит название «Революция», там это все описывается.

Прикольная вещь — быть лидером, законодателем мод, ощущать и понимать, что на тебя вся индустрия равняется. Будучи инноватором всего лишь одной банковской индустрии, я представляю, как классно было жить Стиву Джобсу.

Мы действительно сделали много мировых — не говоря уже о российских — прорывных технологий, ноу-хау, которые стали бенчмарками, на которые сейчас все равняются и копируют нас.

Конечно, на заседаниях всяких [крупных банков] говорят: «Давайте, как “Тинькофф”». [Все] хотят, как в “Тинькофф”, просят сделать им так же — это смешно, с нами многие сейчас хотят заключать контракты даже за дешевле или чуть ли не забесплатно, чтобы получить нас в клиенты и потом пойти к другим банкам, продавать, говоря, что они нам эту поставку сделали.

О быстром карьерном росте

Мы крутые, растем быстро, у нас 15 тысяч установок приложения в день, 22 тысячи доставок наших продуктов в день по всей стране. Доставками руководит выпускник МФТИ Владимир Цай. Не знаю, когда он выпустился — может, и год назад, потому что у нас многие работают и параллельно доучиваются в вузе. К нам он пришел всего лишь 2,5 года назад, а сейчас руководит отделом с 9 аналитиками и 50 разработчиками.

Есть другие примеры, когда за 2-3 года люди доходили до уровня начальников отделов с зарплатами в миллион рублей и больше, даже становились партнерами — сейчас у нас их 86.

Я не жалею, делюсь акциями: у меня 48%, остальное все на Лондонской бирже, 7% принадлежит нашим сотрудникам.

Продуктом Tinkoff Black управляет Вера Лейченко, которая пришла 5 лет назад из Физтеха на простую должность аналитика с зарплатой 30 тысяч рублей. А сейчас под ее управлением 190 млрд рублей депозитов.

 Деньги решают все

У нас рациональная и честная обстановка. У нас есть дисциплина, мы понимаем, что это бизнес, это деньги, в том числе деньги клиентов, и мы должны удовлетворять и обслуживать наших клиентов, чтобы они были довольны, откликаться и решать проблемы. Как говорят англичане, money talks, bullshit walks (на русский язык можно перевести как «деньги решают все». — Прим. ред.).

Я разговариваю с сотрудниками на равных, не заигрываю с ними, не играю в ролевые игры, пуфики, смузи, «когда хочешь, приходи, когда хочешь, уходи», не пытаюсь копаться в их мотивации, комплексах — это все надуманно, это игра и заигрывание. Я говорю: «Пожалуйста, работай, делай, что хочешь, будь инициативным. Можешь пойти в любое время в спортзал, кафе, ресторан, но приди отработай».

Мы — это про деньги, карьеру, зарплаты, бонусы, акции. Если ты инициативный, умный, креативный, понимаешь, что хочешь сделать карьеру, заработать, создать семью, быть богатым и успешным — такая американская жесткая модель, — это к нам. Если ты ленивый или, как в русской народной сказке «По щучьему веленью», не хочешь ничего делать, только лежать на печи, — это к другим организациям. Если хочешь сидеть на пуфиках — это в «Яндекс», сказки там рассказывать про «менять мир». А мы про деньги и реалии этого мира.

Лучшего работодателя, чем «Тинькофф», не найти. Альтернативы нет, потому что мы единственная «американская» компания в России. Существуют государственные банки и компании — крупного частного бизнеса-то в России практически не осталось.

«Разработчики — это будущие рок-звезды»

Мы очень верим в разработчиков и вообще в молодежь. Средний возраст наших сотрудников — 24 года. Наш банк примерно так и выглядит, только не под наклоном (имеется в виду аудитория МФТИ). У нас все либерально, свободно. Мы верим в то, что разработчики — это будущие рок-звезды.

Я был очень рад увидеть у Ивана Урганта — он, кстати, мой друг вообще с детства, мы еще тогда в Питере жили, он подрабатывал в моем ресторане «Тинькофф» (вел мероприятия.) — победителей Международной физической олимпиады. Они сказали, что хотят начать программировать, быть разработчиками.

Кадр из передачи «Вечерний Ургант». Слева — призеры международной олимпиады по физике Станислав Цапаев и Вячеслав Кузнецов

Раньше хотели изобрести лазер, делать фундаментальную науку, а сейчас все хотят быть разработчиками — такие тренды меня радуют.

Мы за то, чтобы айтишники меняли мир. Все уходит в «цифру», и это не просто слова с экрана телевизора про диджатализацию, цифровой мир, а реально так. Все сейчас происходит в телефоне, к сожалению, вся жизнь — по-моему, скоро все будет в телефоне, кроме секса, хотя и тут есть огромные возможности что-то придумать.

О новом поколении

Я тут послушал у Дудя интервью с Фейсом (рэпером Face на YouTube-канале «вДудь»), стал больше понимать новое поколение. У меня сыну 18 лет, он только что поступил в университет, и я думаю: «Боже мой!».

Стал беседовать с молодежью, один мне говорит: «Я играю в Dota два часа в день». А я ему: «Тебе время не жалко? Зачем ты тратишь его на эту ересь? Есть же классическая формула 8+8+8: восемь часов спать, восемь гулять, восемь работать». Он ответил, что нет, не жалко.

Я спросил, а как же девушка, секс, на что он сказал, что они с девушкой вместе играют. Причем, как оказалось, не физически вместе, рядом, а виртуально, из разных домов.

Вот вам новое поколение. Мне сразу в этот момент подумалось, как бы ему нашу карту для геймеров предложить, но вообще это странно. Ребята, вернитесь к истокам! Нам демографию в стране нужно повышать, а вы виртуально с девушками играете — ну что это такое?