November 28, 2021

Семинар по Псалтырю 001

Семинар 1

Священное Писание, Псалтырь

Псалти́рь, Псалты́рь (церк.-слав. Ѱалти́рь, лат. Psalterium[1]; от греч. ψαλτήριον, по названию музыкального инструмента псалтерия; в иудаизме — Тегилим[2], ивр. ‏תהלים‏‏‎ — букв. «хваления»[3]) — книга Танаха и Ветхого Завета. Состоит из 150 или 151 псалмов — «песней» или «гимнов». В христианской Библии Псалтирь располагается после книги Иова и перед книгой Притчей Соломоновых.

Об общем подходе к чтению Писания

  • исторический контекст общий
  • ... частный
  • духовный смысл для современников
  • урок истории для нас
  • мистический смысл в разные времена
  • нравственный вывод

Важность авторства книги

  • профетическое и мессианское значение (автор имеет пророческий дар, или это летопись, эпос, нравоучение и т.д.)
  • поэтическая ценность
  • ситуация написания произведения (надписание псалмов)
  • культурный и нравственный контекст написания произведения
  • литературные приёмы и традиции эпохи

Псалтырь -- это сборник молитв и песнопений написанный в разное время, хотя большинство псалмов во времена Давида и принадлежат ему самому.

Псалтырь -- пища для молитвенного размышления и для мистического опыта, как в сопоставлении с историческим и культурным контекстом, так и вне его.

Дави́д (ивр. ‏דָּוִד‏‎ — «возлюбленный») — второй царь народа Израиля после Саула, младший сын Иессея (Ишая) из Вифлеема (Бет-Лехема). По Библии (3 Цар. 2:11), царствовал сорок лет: семь лет и шесть месяцев был царём Иудеи (со столицей в Хевроне), затем 33 года — царём объединённого царства Израиля и Иудеи (со столицей в Иерусалиме). По разным хронологиям, даты правления: 1055—1015 год до н. э, 1012—972 год до н. э.[2], 1010—970 год до н. э.[3], 1004—965 год до н. э.[4], по традиционной еврейской хронологии ок. 876—836 год до н. э.

История одного Псалма. Псалом 50, покаянный.

В конец, псалом Давиду, внегда внити к нему Нафану пророку, егда вниде к Вирсавии жене Уриеве.
Особое место занимает надписание ‏לַמְנַצֵּחַ‏‎ (ла-менацеах). Это слово происходит от корня ‏נ.צ.ח‏‎ «вечность» и передаётся в славянской Библии как «в конец» (греч. Εἰς τὸ τέλος). По утвердившемуся мнению, однако, слово ‏מְנַצֵּחַ‏‎ (менацеах) здесь означает руководителя хора (дирижёра, регента); в современном иврите это слово имеет именно такое значение. В соответствии с этим в Синодальном переводе оно передано словосочетанием «начальнику хора».

Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое.
Наипаче омый мя от беззакония моего и от греха моего очисти мя:
яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну.
Тебе единому согреших и лукавое пред Тобою сотворих:
яко да оправдишися во словесех Твоих и победиши, внегда судити Ти.
Се бо, в беззакониих зачат есмь, и во гресех роди мя мати моя.
Се бо, истину возлюбил еси, безвестная и тайная премудрости Твоея явил ми еси.
Окропиши мя иссопом, и очищуся: омыеши мя, и паче снега убелюся.
Слуху моему даси радость и веселие: возрадуются кости смиренныя.
Отврати лице Твое от грех моих и вся беззакония моя очисти.
Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей.
Не отвержи мене от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отими от мене.
Воздаждь ми радость спасения Твоего и Духом владычним утверди мя.
Научу беззаконныя путем Твоим, и нечестивии к Тебе обратятся.
Избави мя от кровей, Боже, Боже спасения моего: возрадуется язык мой правде Твоей.
Господи, устне мои отверзеши, и уста моя возвестят хвалу Твою.
Яко аще бы восхотел еси жертвы, дал бых убо: всесожжения не благоволиши.
Жертва Богу дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит.
Ублажи, Господи, благоволением Твоим Сиона, и да созиждутся стены Иерусалимския:
тогда благоволиши жертву правды, возношение и всесожегаемая:
тогда возложат на олтарь Твой телцы.

2. Царств Глава 11.

[1] Через год, в то время, когда выходят цари в походы, Давид послал Иоава и слуг своих с ним и всех Израильтян; и они поразили Аммонитян и осадили Равву; Давид же оставался в Иерусалиме. [2] Однажды под вечер Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. [3] И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. [4] Давид послал слуг взять ее; и она пришла к нему, и он спал с нею. Когда же она очистилась от нечистоты своей, возвратилась в дом свой. [5] Женщина эта сделалась беременною и послала известить Давида, говоря: я беременна. [6] И послал Давид сказать Иоаву: пришли ко мне Урию Хеттеянина. И послал Иоав Урию к Давиду...

[14] Поутру Давид написал письмо к Иоаву и послал его с Уриею. [15] В письме он написал так: поставьте Урию там, где будет самое сильное сражение, и отступите от него, чтоб он был поражен и умер. [16] Посему, когда Иоав осаждал город, то поставил он Урию на таком месте, о котором знал, что там храбрые люди. [17] И вышли люди из города и сразились с Иоавом, и пало несколько из народа, из слуг Давидовых; был убит также и Урия Хеттеянин...

[26] И услышала жена Урии, что умер Урия, муж ее, и плакала по муже своем. [27] Когда кончилось время плача, Давид послал, и взял ее в дом свой, и она сделалась его женою и родила ему сына. И было это дело, которое сделал Давид, зло в очах Господа.

Глава 12

[1] И послал Господь Нафана [пророка] к Давиду, и тот пришел к нему и сказал ему: в одном городе были два человека, один богатый, а другой бедный; [2] у богатого было очень много мелкого и крупного скота, [3] а у бедного ничего, кроме одной овечки, которую он купил маленькую и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его; от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него, как дочь; [4] и пришел к богатому человеку странник, и тот пожалел взять из своих овец или волов, чтобы приготовить [обед] для странника, который пришел к нему, а взял овечку бедняка и приготовил ее для человека, который пришел к нему.

[5] Сильно разгневался Давид на этого человека и сказал Нафану: жив Господь! достоин смерти человек, сделавший это; [6] и за овечку он должен заплатить вчетверо, за то, что он сделал это, и за то, что не имел сострадания.

[7] И сказал Нафан Давиду: ты — тот человек, [который сделал это]. Так говорит Господь Бог Израилев: Я помазал тебя в царя над Израилем и Я избавил тебя от руки Саула, [8] и дал тебе дом господина твоего и жен господина твоего на лоно твое, и дал тебе дом Израилев и Иудин, и, если этого [для тебя] мало, прибавил бы тебе еще больше; [9] зачем же ты пренебрег слово Господа, сделав злое пред очами Его? Урию Хеттеянина ты поразил мечом; жену его взял себе в жену, а его ты убил мечом Аммонитян; [10] итак не отступит меч от дома твоего во веки, за то, что ты пренебрег Меня и взял жену Урии Хеттеянина, чтоб она была тебе женою. [11] Так говорит Господь: вот, Я воздвигну на тебя зло из дома твоего, и возьму жен твоих пред глазами твоими, и отдам ближнему твоему, и будет он спать с женами твоими пред этим солнцем; [12] ты сделал тайно, а Я сделаю это пред всем Израилем и пред солнцем.

[13] И сказал Давид Нафану: согрешил я пред Господом.

Скорее всего в этот самый момент и говорил Давид словами 50-го Псалма, не думаю, что он был так скуден на слова, когда ему сообщили такое.

Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие моё.
Больше всего омой меня от беззакония моего, и от греха моего очисти меня,
ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною.
Тебе единому согрешил я и лукавое пред очами Твоими сделал,
праведны слова Твои и восторжествует правда в суде Твоём.
(смиряется перед приговором изреченным через Нафана)

Вот, я в беззакониях зачат, и в грехах родила меня мать моя.
Ты же истину возлюбил, неизведанное и тайное премудрости Твоей явил мне.
Окропи меня иссопом, и буду чист; омой меня, и буду белее снега.
Дай мне услышать радость и веселие, и возрадуются кости смиренные.
Отврати лице Твое от грехов моих и очисти все беззакония мои.
Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня.
(чистота сердца, вот что он просит у Бога, чтобы впредь не грешить)
Не отвергни меня от лица Твоего и Духа Твоего Святаго не отними от меня.

Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня.
Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся.
(обещает на своём примере научить других)

Избавь меня от кровей, Боже, Боже спасения моего, и язык мой восхвалит правду Твою.
Господи! отверзи уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою:
ибо если захотел бы Ты жертвы, - я дал бы ее; к всесожжению не благоволишь.
(всякая жертва приятна Богу только при чистом сердце свободном от греха)

Жертва Богу - дух сокрушенный; сердца сокрушенного и смиренного не уничижит Бог.
Облагодетельствуй, Господи, благоволением Твоим Сион; и да созиждутся стены Иерусалима:
тогда благоугодны будет Тебе жертва правды, возношение и всесожжение;
тогда возложат на алтарь Твой тельцов.

И сказал Нафан Давиду: и Господь снял с тебя грех твой; ты не умрешь; [14] но как ты этим делом подал повод врагам Господа хулить Его, то умрет родившийся у тебя сын. [15] И пошел Нафан в дом свой. И поразил Господь дитя, которое родила жена Урии Давиду, и оно заболело. [16] И молился Давид Богу о младенце, и постился Давид, и, уединившись провел ночь, лежа на земле.

[17] И вошли к нему старейшины дома его, чтобы поднять его с земли; но он не хотел, и не ел с ними хлеба. [18] На седьмой день дитя умерло, и слуги Давидовы боялись донести ему, что умер младенец; ибо, говорили они, когда дитя было еще живо, и мы уговаривали его, и он не слушал голоса нашего, как же мы скажем ему: "умерло дитя"? Он сделает что— нибудь худое. [19] И увидел Давид, что слуги его перешептываются между собою, и понял Давид, что дитя умерло, и спросил Давид слуг своих: умерло дитя? И сказали: умерло. [20] Тогда Давид встал с земли и умылся, и помазался, и переменил одежды свои, и пошел в дом Господень, и молился. Возвратившись домой, потребовал, чтобы подали ему хлеба, и он ел. [21] И сказали ему слуги его: что значит, что ты так поступаешь: когда дитя было еще живо, ты постился и плакал [и не спал]; а когда дитя умерло, ты встал и ел хлеб [и пил]? [22] И сказал Давид: доколе дитя было живо, я постился и плакал, ибо думал: кто знает, не помилует ли меня Господь, и дитя останется живо? [23] А теперь оно умерло; зачем же мне поститься? Разве я могу возвратить его? Я пойду к нему, а оно не возвратится ко мне. [24] И утешил Давид Вирсавию, жену свою, и вошел к ней и спал с нею; и она [зачала и] родила сына, и нарекла ему имя: Соломон.