July 11, 2020

Полный кондак Св. Апостолам Петру и Павлу (в переводе на русский язык)

Русский перевод Е. Ловягина

Источник Кондак и икосы св. Романа Сладкопевеца в честь святых апостолов. / Пер. с греч. Е. Ловягина. // Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии». – 1876 г. – Часть II. – С. 208–222.

Полный кондак написанный Св. Романом Сладкопевцем не имеет ныне богослужебного применения. Сейчас используется только первый кукулий и один икос.

Кондак в честь святых апостолов

Умудрив больше риторов рыбарей, этих безстрашных и боговдохновенных проповедников, верховнаго из учеников Твоих, Господи, взял Ты для наслаждения Твоими благами и успокоения; ибо труды и смерть их выше всякаго всесожжения принял Ты, единый знающий внутреннее.

Икосы:

1) Проясни язык мой, Спаситель мой, разшири уста мои, и наполнив их (песнями) умили сердце мое, чтобы мне следовать тому, чтó говорю, и первому исполнить то, чему учу; ибо всякой, кто делает и учит, говорит (писание – Мф. 5:19; 1Кор. 13:1), тот велик; если же я говоря не делаю, то сравнюсь с медью звенящею; посему говорить должное и делать полезное даруй мне, единый знающий внутреннее.

2) Так некогда и ученики Твои, наперед исполнив Твои заповеди, учили тому, чтó сами делали, всеми силами согласуя жизнь с Твоим учением; велик тот, кто на нее взирает и им соревнует в том, чтобы отрешаться от житейскаго, пещись всегда о горнем, нести крест на раменах, утешаться при смерти, как заповедал Ты, единый знающий внутреннее.

3) Цветущий таким множеством добродетелей сонм апостолов, верные, облагоухал всю землю, ветви Христова винограда, ниву вышняго земледельца, эти ловцы прежде Христа, ловцы и после Христа, занимавшиеся на море, а теперь произносящие сладостныя слова: прежде ловившие рыб теперь ловить людей научены (Тобою), единый знающий внутреннее.

4) Этих агнцев, которых разсеял страх во время крестное, Архипастырь собрал после воскресения; ибо став на вершине горы возгласил сладостную песнь, придавая бодрость пастве, и несколько прикровенно, как боявшимся, сказал (им) так: мужайтесь, Я один победил мир (Ин. 16:33), Я разсеял волков; со Мною не был никто, един Я был, единый знающий внутреннее.

5) Идите же ко всем народам; бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (ее) наставлениями; смотри ты, Петр, как тебе учить; представляя свое падение, будь сострадателен ко всем, а не строг, (помня) ту служанку, которая поколебала тебя: если нападет на тебя гордость, вспомни о голосе петуха и приведи на память слезы, которых потоками Я очистил тебя, единый знающий внутреннее.

6) Петр, любишь ли Меня? Делай, чтó скажу: паси стадо Мое и люби, кого Я люблю, сострадая согрешающим, помня ο Моем к тебе милосердии, как тебя, трижды отрекшагося, принял Я; разбойник, привратник рая, ободряет тебя; посылай к нему, кого хочешь; чрез вас возвращается ко Мне Адам, взывая: Создатель, разбойника привратника и держащаго ключи Кифу посли ко мне, единый знающий внутреннее.

7) Мужайся и ты, Андрей; как ты первый нашел Меня, быв найден Мною, так найди и блуждающаго; не забудь прежняго искуства, от него Я руковожу тебя к этому: как прежде (ты входил) обнаженным в глубину, так и ныне (будь) отрешенным от жизни; прежде уловляя удою, научись улавлять крестом; ты приманивал червями, уловлять плотию Моею заповедаю тебе, единый знающий внутреннее.

8) Ныне приступи к делу, Иоанн; ныне все пусть узнают, что не напрасно некогда Я приклонял тебя к груди Моей (Ин. 13:23); проведи борозды для источника Моего, котораго потоками напаялась любовь твоя; прокопай для Меня, как бы заступом, языком твоим проход, и Я приду, куда захочешь, и оросив напою посеянное тобою; бросай слова, как зерна, а Я умножив (их) наполню житницы твои, единый знающий внутреннее.

9) Так поступай и ты, Иаков, не оставляя проповеди, при воспоминании о Зеведее, которому некогда ты предпочел Меня; ибо ты знаешь, как ты оставил родителя на лодке (Мф. 4:21), возлюбив Меня Создателя; исполняй волю Мою с сослужителями Твоими; не страшись коварных (людей); Я разсеял козни их; когда будут посекать тебя мечами, представь, кто был пронзен в бок копьем, единый знающий внутреннее.

10) Ступай, Филипп, вместе с ними проповедуй Меня, как видишь и слышишь Меня ныне; не отделяй Меня от Отца Моего, не говори: я видел сына, а Отца его вовсе не видал (Ин. 14:8–9); Я показал тебе Отца во Мне и Меня в Нем; Я пришел не без Него; что Он говорит, тó Я исполняю; чего Я хочу, тó Он исполняет; мы в одном и том же Духе; Его проповедником (и) ритором Я посылаю тебя, единый знающий внутреннее.

11) Изгладив теперь слова прежняго неверия верою, Фома, проповедуй Того, котораго ты осязал; пришло время, котораго ты желал, противостать народу еврейскому; ты имеешь ясные залоги воскресения Моего, ты видел раны от гвоздей, видел и язвы от копья; нет более предлога для тебя; ибо всякой повод (к неверию) устранил Я от тебя, единый знающий внутреннее.

12) Оставайся как бы мытарем, Матфей, и бери пошлину с того врага Адамова, как прежде с проходящих; не щади, пока не возьмешь с него последняго кодранта (Мф. 5:26), и сиди наблюдая за путем ведущим в ад, и если встретишь губителя идущаго от моих (жилищ), останови и возьми пошлину и обнажи его, как Я говорю тебе, единый знающий внутреннее.

13) Одно слово произношу для всех, чтобы не утомить, научая каждаго порознь, скажу всем вместе святым Моим: идите по всему миру, научите народы и царей (Мф. 28:19); ибо все предано Мне родившим Меня (Лк. 10:22), горнее вместе с дольним; над этим Я владычествовал и прежде, нежели принял плоть, и теперь воцарился над всем, и в вас имею (свой) священный собор, единый знающий внутреннее.

14) Идите же ко всем народам; бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (ее) наставлениями. Выслушав это, сотаинники смотрели друг на друга, кивая головами: откуда (будет) у нас голос и язык, чтобы говорить ко всем? – кто даст нам силу противостать народам и язычникам (нам, неграмотным и неученым, слабым рыбарям), как повелел Ты, единый знающий внутреннее?

15) Теперь не смущайтесь сердцем (Ин. 14:1); да не возмутит враг души ваши; не разсуждайте, как младенцы, будьте мудры, как змии (Мф. 10:16); ибо для вас Я вознесен как змий (Ин. 3:14); из страха не оставляйте (Моей) проповеди; Я не хочу побеждать силою, преодолеваю посредством слабых; не утешаюсь последователями Платона, потому что безумное мира (1Кор. 1:27) возлюбил Я, единый знающий внутреннее.

16) Впрочем Я дам вам и силу, силу возстановляющую многих от падения, и умудряющий язык; ваш голос обращает в бегство Димосфена, и Афиняне поражаются Галилеянами; Кифа (он же и Петр), возвещая о Мне, прекращает наконец безмерныя речи, и затмевает басни изречение маранафа (1Кор. 16:22); Назарет колеблет Коринф; вы говорите, (а) Я убеждаю, единый знающий внутреннее.

17) Всем вам нанесут оскорбления, ввергая в темницы, и в тяжких узах предадут властителям; но Я не оставлю вас сиротами (Ин. 14:18); ибо Я с вами до скончания (века – Мф. 28:20); когда предстанете пред судей, то увидите Меня посреди вас; вас связывают и Меня вместе связывают; со Мною для Меня вы все терпите; крепко содержите мысль, что чрез вас ратоборствую и Я, единый знающий внутреннее.

18) Когда мудрые ученики услышали слова мудраго Учителя, то отвечали на это: Ты возвестил нам все тяжкое, исполненное ужаса и смерти; этого ныне мы думали избежать, прилепляясь к Тебе, и вот Ты предаешь нас тягчайшим (бедствиям), Спаситель наш; Ты призывал к успокоению, и вот помазуешь на подвиги, единый знающий внутреннее.

19) Определение призывает вас к подвигам; закон любви требует от вас – совершить дело дружбы; пострадайте за Меня, как друзья, как и Я (пострадал) за друзей, хотя и не был обязан; никакого не было долга, вызывающаго меня на смерть. и однако Я принял (ее) и как должник претерпел крест; вашу дань Отцу Я неповинный отдал добровольно, единый знающий внутреннее.

20) Идите же по всему миру; бросив в эту землю семя покаяния, орошайте (ee) наставлениями; смотрите, чтобы кто-нибудь покаявшийся не остался вне вашей сети; ибо Я радуюсь обращающимся, как знаете и вы, так что если бы и предавший Меня после продажи обратился ко Мне, то Я, изгладив и его грех, присоединил бы его к вам, единый знающий внутреннее.

21) Отгоняйте от себя уныние и малодушие; ибо оно доводит многих до смерти, как показало на Иуде; вы знаете, как отчаяние опутало предателя веревкою удавления; впрочем и в этом тщетно коварство диавола; ибо скоро он будет отмщен: вместо Искариота – Киликийца, вместо коварнаго – доблестнаго, вместо продавца – Павла приобрету Я, единый знающий внутреннее.

22) Таинники Мои, друзья и братья Мои; так, называю вас таинниками, – а уже не слугами – сынами и сонаследниками Моими; вы – светильники всей вселенной и светлые лучи солнца – Меня, верные хранители Моих сокровищ, посредники даров моих возвращающемуся Адаму, столпы церкви Моей, которые Я вывел из (глубины)моря, единый знающий внутреннее.

23) Так проповедуйте Меня миру, объявляя, кто Я; и уже избегая притчей и загадок, скажите, что Я – Бог и неизреченно принял образ раба (Флп. 2:7); объясните, как Я добровольно принял телесныя раны; будучи Богом, безсмертным, Я с плотию пришел на смерть, и быв погребен, как осужденный, разрушил ад, как Господь, единый знающий внутреннее.

24) Итак спасайте этим мир, крестя во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф. 28:19). Укрепившись такими словами, апостолы сказали Создателю: Ты – Бог, предвечный и безсмертный; Тебя одного признавая Господом вместе с Твоим Отцем и Духом, мы будем проповедывать, как Ты повелел; будь Ты с нами и над нами, единый знающий внутреннее.